Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Ставка на затянутые пояса

Правительство отказалось снижать ставку корпоративного подоходного налога (КПН), как планировало ранее. Эксперты называют такое решение потерей лица.

Правительство отказалось снижать ставку корпоративного подоходного налога (КПН), как планировало ранее. Эксперты называют такое решение потерей лица.

«Поскольку принято решение отказаться от привлечения целевых трансфертов из Нацфонда и продолжить политику накопления его активов, в проекте бюджета на 2010-2012 годы предлагается сохранить нынешний размер ставки корпоративного подоходного налога на уровне 20%, – сообщил глава Минэкономики Бахыт Султанов, представляя новый трехлетний бюджет в мажилисе. Он сообщил, что КПН занимает основной удельный вес в налоговых поступлениях в республиканский бюджет – 50,3%. На втором месте НДС – 34%.

«Несмотря на то что 2010 год все еще является кризисным как для мировой, так и для нашей экономики, мы предложили использовать внутренние ресурсы бюджета для продолжения антикризисных мероприятий», – сказал г-н Султанов. В то же время правительство намерено финансировать ряд крупных инвестпроектов за счет облигационных займов нацхолдингов «Самрук-Казына» и «КазАгро» у Нацфонда, а не из средств республиканского бюджета.

Не следует забывать, что отменили именно целевой трансферт Нацфонда, а так называемый гарантированный, порядка триллиона тенге, осуществляется по-прежнему, отмечает в беседе с «&» директор центра экономического анализа «Ракурс» Ораз Жандосов. Завотделом экономических исследований КИСИ Анар Рахимжанова поясняет, что из Нацфонда используются только средства, поступающие от продажи углеводородов, сверх ставки, по которой был рассчитан бюджет. «Допустим, если бюджет был рассчитан, исходя из цены нефти в $60 за баррель, то при увеличении цен все собранные сверх запланированного средства шли напрямую в бюджет на антикризисные меры. Этих денег, видимо, сейчас оказалось достаточно», – привела пример г-жа Рахимжанова.

Вместе с тем в проекте республиканского бюджета на 2010-2012 годы запланировано финансирование инвестпроектов за счет облигационных займов, которые правительство намерено реализовать у Нацфонда.

Возможность доступа к средствам Нацфонда через выпуск облигаций гос¬компаний нельзя связывать напрямую с отказом от трансфертов и сохранением КПН, говорит г-н Жандосов. «Это связано с тем, что собираются продвигать определенные проекты, не буду судить об их эффективности. В сложившейся ситуации в следующем году заимствовать средства на рыночных условиях не удастся, поэтому, видимо, собираются занимать у Нацфонда», – предположил он. Г-жа Рахимжанова придерживается иного мнения. По ее словам, выпуск облигаций предполагает необходимость выплачивать по купонам, следовательно, обеспечит контроль за использованием средств. «Это дополнительный гарант надежности, что средства будут привлечены внутри страны на реальные проекты, и дополнительный инструмент вложения для пенсионных фондов», – добавила аналитик.

Облигационные займы – это один из эффективных путей решения проблемы дефицита финансовых ресурсов, но принятие подобного решения должно быть взвешенным, считает член Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Ермек Имантаев. «Необходимо просчитать все риски. И если объективно оценивать, то облигационные займы «Самрук-Казыны» не являются твердой гарантией возврата средств Нацфонда. Поэтому для их запуска должна быть подготовлена законодательная база. Важно продумать все детали функционирования данного механизма и обеспечить контроль на всех стадиях реализации этого финансового инструмента», – заявил он «&».

Президент института развития Казахстана Магбат Спанов выступил с критикой в адрес правительства. «Правительство не сумеет избежать использования средств Нацфонда. К тому же всегда найдется очень веская с их точки зрения причина вроде национальной безопасности или же интересов всего государства», – заявил он «&».

Г-н Жандосов утверждает, что можно было увеличить размер трансферта и за счет этого выполнить обещания по снижению КПН. «Подобное невыполнение обязательств по снижению налогового бремени можно считать «потерей лица». Однако негативные последствия замораживания ставки не так велики», – резюмировал он. Бюджет заинтересован в получении дохода с крупных предприятий, облагаемых КПН, считает г-жа Рахимжанова, поясняя, что в случае утверждения проекта бюджета может быть принят дополнительный подзаконный акт, который позволит в любой момент понизить ставку КПН.

Г-н Спанов признался, что у него были опасения по повышению ставки КПН, поэтому факт ее сохранения он воспринимает нейтрально. По его мнению, давление на налогоплательщиков будет усиливаться, поскольку государство имеет «хорошие очаги для пополнения бюджета» в рамках ежегодных претензий по экологическим нарушениям. «Заметьте, чтобы «поднять» бюджет, государство применило санкции к «CNPC-АктобеМунайГаз» на 18 млрд тенге», – напоминает г-н Спанов.

Все действия правительства – это результат сверхвысокого бюджетного дефицита и отсутствия механизма использования Нацфонда, убежден замдиректора Центра анализа общественных проблем Канат Берентаев. «Механизм формирования средств фонда содержится в Бюджетном кодексе, но им предусматривается только одно направление использования средств – финансирование бюджетных программ развития, которое не должно превышать одной трети активов фонда на конец года, предшествующего планируемому», – пояснил «&» аналитик.

Исходя из контрольных цифр проекта бюджета-2010 г-н Берентаев предполагает, что достигнутая макроэкономическая стабильность непрочна и надеждой может служить только удержание мировых цен на нефть в 2010 году на уровне выше $50 за баррель, которые и были взяты за основу при разработке проекта главного финансового документа страны. «Согласно проекту бюджета его дефицит составит 4,1% ВВП и будет покрыт за счет государственных заимствований, что приведет к росту государственного долга более чем на 700 млрд тенге», – заметил он. Доля гарантированного трансферта из Нацфонда составит около 6% ВВП.

«Ненефтяной» бюджетный дефицит, продолжает г-н Берентаев, понятие которого было введено вместе с Бюджетным кодексом, практически превышает 10% ВВП. В связи с этим экономист называет понятной логику действий правительства, которое пытается сократить бюджетный дефицит всеми возможными способами. «Сохранение КПН на уровне 20% означает дополнительные поступления в бюджет в размере около 84 млрд тенге и снижение бюджетного дефицита. В этом же направлении действуют меры по отсрочке на полгода повышения заработной платы работникам бюджетной сферы», – заметил аналитик. Росту бюджетного дефицита будет способствовать и продолжение финансирования антикризисных мер. Сохраненные в рамках бюджета-2010 основные направления – реализация региональной программы занятости, переподготовки кадров, поддержка малого бизнеса, аграрного сектора, по мнению г-на Берентаева, с натяжкой можно назвать антикризисными, эти программы уже стали переходящими из года в год. Сейчас важно расширить участие государства в инвестировании экономики, в том числе и инфраструктурных проектов, и здесь никак не обойтись без заимствования средств Нацфонда. «В противном случае мы будем все больше ориентироваться на привлечение иностранных инвестиций, которые будут направлены только на интересующие кредиторов проекты, а это может серьезно подорвать экономическую безопасность страны», – предположил он.

18.09.2009

Елена Дмитриева, www.and.kz

kn.kz
>
Статьи