Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Определиться с дозировкой

Возможно, уже скоро регулятор банковского рынка - Агентство финансового надзора - пересмотрит свое либеральное отношение к иностранным банкам, которые хотят работать на нашем рынке. "Разговоры о том, что наши банки обанкротятся, что придет какой-то иностранный банк...

Возможно, уже скоро регулятор банковского рынка - Агентство финансового надзора - пересмотрит свое либеральное отношение к иностранным банкам, которые хотят работать на нашем рынке.

"Разговоры о том, что наши банки обанкротятся, что придет какой-то иностранный банк, и все средства уйдут туда, абсолютно неправильны.

Я ответственно заявляю: никакому зарубежному банку контролировать банки Казахстана мы не дадим. Мы их будем поддерживать, ведь главное для нас - собственная финансовая система", - столь категоричное заявление сделал недавно президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Почему вдруг прозвучало жесткое заявление, понятно: в последние годы в Казахстане присутствие иностранного банковского капитала стало очень заметным.

Кроме того, что Сбербанк России может значительно увеличить свое присутствие в Казахстане, купив БТА Банк после реструктуризации, наблюдаются и другие явные признаки усиления на казахстанском банковском рынке позиций иностранцев.

С тех пор, как Казахстан в 2006 году отменил какие-либо ограничения для зарубежных банков, взрывного роста иностранного капитала мы не увидели. Но зато началось тихое наступление, которое продолжается и по сей день.

Так, после того, как был принят закон по исламским инструментам, между правительством Казахстана и Абу-Даби подписано соглашение о создании на территории нашей страны исламского банка. Получил лицензию один из крупнейших банков России - ВТБ. Корейский Kookmin намерен увеличить свою долю в Банке ЦентрКредит (правда, раньше планировал увеличить долю с 30,55 процентов до 50,1 процента, теперь озвучено намерение "взять" 40,1 процента).

Кроме упомянутых банков, в Казахстане уже давно присутствуют и другие иностранные кредитные организации. Причем, если изначально их бизнес был направлен на обслуживание корпоративных клиентов - резидентов их собственных стран, то с некоторых пор они начинают "окучивать" уже и казахстанских клиентов из розничного сегмента. Так, британский HSBC разработал ипотечный продукт и плавно перемещается в сектор малого и среднего бизнеса, шотландский банк RBS предлагает потребительское кредитование и пластиковые карты, "Хоум Кредит Банк" (в прошлом - Международный банк Алматы), основным акционером которого является резидент Чехии Иржи Шмейц, также намерен продолжать осваивать рынок потребительского кредитования. На их фоне по-прежнему консервативными остаются "Ситибанк Казахстан", корейский Шинхан, вошедший на наш рынок в прошлом году, а также, абсолютно не претендующие на господство, пакистанский и китайский банки.

По оценкам АФН, в настоящее время иностранный капитал составляет порядка 22 процентов от активов банковского сектора (напомним, банком с иностранным участием считается банк, иностранный акционер в котором владеет не менее одной третью голосующих акций). Председатель АФН Елена Бахмутова оценивает эту долю как незначительную. Более того, по ее мнению, "на сегодняшний день каких-либо явлений, которые бы свидетельствовали о том, что ожидается наплыв иностранных акционеров или инвесторов, которые хотели бы купить наши банки, - нет". В последнее время именно граждане Казахстана, а не иностранцы, изъявляли желание открывать банки. Так, разрешение на открытие "Банка Kassa Nova" получил "АТФ-Лизинг", принадлежащий бывшему акционеру теперь уж иностранного АТФ Банка Булату Утемуратову, а семья Асаубаевых, которая является совладельцем компании KazakhGold, крупнейшего производителя золота в Казахстане, получила разрешение на открытие корпоративного "Кредит Алтын Банка".

Пока волноваться не стоит, но доля иностранных банков может существенно вырасти, если Kookmin увеличит свою долю в Банке ЦентрКредит, а БТА отойдет Сбербанку России.

В свою очередь, председатель Нацбанка Григорий Марченко уверяет: "Да такого, чтоб какой-то иностранный банк пришел, все скупил на корню, не было, нет и не будет! Мы все заинтересованы в том, чтобы была конкурентная банковская система и у нас есть антимонопольное законодательство, согласно которому на один банк не должно приходиться более 35% активов. И если теоретически придет один крупный инвестор, и купит один банк, затем второй, то на третью покупку ему никто разрешение не даст. Мы этого в принципе не допустим. Это скорее теоретические опасения, потому что антимонопольное регулирование достаточно четкое".

Но регулятор уже намерен внимательнее изучить ситуацию на банковском рынке. Так, глава АФН Елена Бахмутова дает понять, что после кризиса, вероятно, Казахстан восстановит ограничения по капиталу для иностранных инвесторов. Какие лимиты будут установлены, пока непонятно. Как говорит г-жа Бахмутова: "Мы всегда высказывались за достаточно разумный подход - не должно быть запрета для иностранных банков и не должно быть преференций для иностранных банков. Нужно найти разумный баланс между отечественными инвесторами и иностранными. Так, например, мы последовательно продолжали линию на избавление от крупных акционеров, зарегистрированных в оффшорных зонах, эта норма вступила в действие, окончательный срок - 1 октября этого года. Он касается не прямых акционеров, зарегистрированных в оффшорах, а косвенных. По сути, это наш ответ на вопрос: "Должны ли хедж-фонды быть акционерами в банках?" - "Нет, не должны!". Акционерами банков должны быть инвесторы, которые приходят на долгий срок, а не для того, чтобы быстро увеличить стоимость активов и быстро продать. Мы, как регуляторный орган, заинтересованы в иной структуре акционеров, чтобы приходили акционеры, заинтересованные в поступательном, полноценном развитии, чтобы их банк работал на благо экономики Казахстана".

07.09.2009

Ирина Галкина, www.gazeta.kz

kn.kz
>
Статьи