Отчего дорожает стройка? Ответом на этот вопрос озадачилось руководство Южного Казахстана, посвятив теме удорожания строительства объектов образования по госпрограмме «100 школ, 100 больниц» отдельное заседание областного акимата.
Его участники пришли к выводу, что на юге рост затрат в значительной степени вызван ошибками при проектировании.
Заминка на старте при реализации государственной программы в Шымкенте произошла по вине проектировщиков. Строительство ни одной из шести школ областного центра подрядные организации не смогли начать вовремя. В пятнадцатом микрорайоне новый корпус школы не вмещался на отведенном под него земельном участке. Школу в микрорайоне «Сауле» запроектировали над подземным нефтепроводом, в микрорайоне «Кайтпас» – на просадочных грунтах.
Причем выяснились эти нюансы уже после того, как начались строительные работы. В первом случае пришлось переносить строительство на другое место уже после того как работы начались, во втором – укреплять грунт. Пересмотреть проект пришлось и в микрорайоне «Казыгурт». Неожиданно выяснилось, что школа должна стоять там, где проходит сквер. В поселке Турланка предполагалась реконструкция старой аварийной школы, но на поверку оказалось, что восстановлению здание не подлежит. Такие недоразумения и ошибки стали почти нормой на объектах образования. Где-то виноваты проектировщики, где-то местная власть недосмотрела.
– Тендер был республиканский, – рассказывает начальник отдела строительства Шымкента Ауезхан Жармаханбетов. – На поверку оказалось, что в документации нет «привязки проекта» к местности. Отсюда и сложности, которые проявились на самом начальном этапе. Выяснилось, что скважины надо бурить глубже, водопровод тянуть не двести, а все пятьсот метров, требуется больший диаметр труб. Естественно, что все это влечет за собой дополнительные расходы, которые в проекте просто не заложены. Вот почему появилась необходимость создавать специальную комиссию, которая будет фиксировать просчеты проектировщиков и пересчитывать стоимость.
Есть у руководства области претензии и непосредственно к подрядным организациям, то и дело поднимающим вопрос удорожания объектов. При этом идет традиционная ссылка на рост цен на строительные материалы. В период кризиса, когда, наоборот, наблюдается снижение стоимости, подобная мотивация недопустима. Аким области посоветовал строительным компаниям запасаться всем необходимым на начальной стадии строительства, а не работать «с колес».
Вопрос строительства школ оказался в центре внимания и общественности Шымкента, пришедшей на встречу с сенатором Куанышем Айтахановым. Депутат также поднял вопрос удорожания стройматериалов, что сказывается на стоимости всего объекта. Между тем новые школы с нетерпением ждут. Вот-вот начнется новый учебный год, который принесет организаторам образования области старые проблемы: где и как разместить всех школяров? Число учеников увеличивается ежегодно, а школ элементарно не хватает. Как следствие, в 42 учебных заведениях учатся в три смены. Впервые в минувшем учебном году удалось решить проблему практиковавшейся четырехсменки. Более половины из 1 011 школ расположены в неприспособленных зданиях.
В восемнадцати аулах школ нет вообще. Дети, живущие там, вынуждены учиться в соседних населенных пунктах, живя у родственников, либо «обитать» в интернатах. Не редкость, когда школярам приходится ежедневно преодолевать путь в несколько километров туда и обратно, получая знания в школе соседнего аула. Еще несколько десятков школ находятся в аварийном состоянии, но занятия в них все равно продолжаются.
Этот расклад хорошо дает понять, почему строительство подобных объектов в регионе значится в числе приоритетов государственной политики. Так что столь повышенное внимание со стороны органов государственной власти к возведению школ в Южном Казахстане вполне оправдано. И любые сбои в реализации этой важной задачи просто недопустимы.
21.08.2009
Любовь ДОБРОТА, www.kazpravda.kz