Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Казахстан: испытание кризисом

Средства массовой информации стран СНГ продолжают комментировать ход реализации антикризисных программ в государствах Содружества. При этом многие отмечают, что наиболее эффективной является программа, разработанная правительством Казахстана.

Средства массовой информации стран СНГ продолжают комментировать ход реализации антикризисных программ в государствах Содружества. При этом многие отмечают, что наиболее эффективной является программа, разработанная правительством Казахстана.

Тенденция к улучшению

Как пишет Владимир Мытарев (РИА "Новости"), последние статистические данные показывают, что экономики стран СНГ все еще продолжают падать и дна кризиса пока не достигли. Эксперты, анализировавшие не только сами антикризисные программы, но и результаты их реализации, уверяют, что наиболее эффективными они оказались в Казахстане и Армении. Экономист Игорь Николаев из компании ФБК на заседании за "круглым столом", прошедшем в РИА "Новости", подчеркнул, что антикризисная программа Казахстана, в которой главный упор сделан на стабилизацию финансового сектора, отличается доступностью и высокой степенью проработанности. В программах Казахстана и Армении, по мнению эксперта, сделан важный акцент на поддержку малого и среднего бизнеса, а также сравнительно крупные, по меркам республик, вложения в инфраструктурные проекты, которые затем "расползаются по всей цепочке".

Он считает, что госинвестиции способны запустить цепочку спроса. Если они идут в такие направления, как транспорт и коммунальная инфраструктура, это дает наибольший мультипликативный эффект - деньги расползаются по всей экономике, и, что очень важно, спрос расходится по всей цепочке - в металлургию, в производство строительных материалов и т.д. Этот опыт может и должен быть использован.

Генеральный директор Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве при МГУ Алексей Власов согласен, что в условиях кризиса в экономиках, где формирование рыночных механизмов произошло сравнительно недавно, роль государства и государственных инвестиций в преодолении кризисных явлений велика. "Казахстан - наиболее яркий пример участия государства и специальных структур, какой является Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына", в борьбе с кризисными явлениями. То есть государство выступает в качестве оператора антикризисных программ, а в качестве субоператора - "Самрук-Казына", через который и осуществляется выделение средств тем секторам экономики, которые требуют скорейшей финансовой подпитки", - полагает Алексей Власов.

Он добавил, что проект "Самрук-Казына" показал свою эффективность по четырем направлениям: решение вопросов поддержки банков второго уровня, снятие проблемы с ипотечным кредитованием, специальная программа поддержки малого и среднего бизнеса. "И, наконец, четвертое направление работы, благодаря которому даже в условиях кризиса продолжается инвестирование средств в проекты, связанные с инновационным развитием", - заключил политолог.

Важность такого опыта тем более высока, что пока далеко не все страны СНГ в принципе имеют антикризисные программы, а имеющиеся программы направлены на разные цели. Например, если Россия и Казахстан закладывают более высокие планки выхода, чтобы в ходе кризиса модернизировать производство, диверсифицировать сырьевую экономику, то у многих других задача попроще - просто выжить. Нет и каких-либо общих программ в рамках Содружества, в которых учитывались бы возможности взаимопомощи, тиражирования опыта других, появление новых кооперационных цепочек, способных вовлечь в производство остановившиеся предприятия.

Между тем опыт практического взаимодействия по созданию эффективных антикризисных механизмов все же есть. По словам президента Института национального проекта "Общественный договор" Александра Аузана, российские эксперты весь 2008 год работали вместе с казахстанскими коллегами из "Самрук-Казыны". По его словам, в результате уже в июне нынешнего года в Казахстане началось практическое внедрение новых подходов в отношении вопросов стимулирования малого и среднего бизнеса, который, в свою очередь, должен стать более эффективным амортизатором кризисных явлений в экономике. Такая постановка вопроса интересна и для других стран СНГ, считает Аузан.

Автор другого исследования Владимир Муромов отмечает: любопытен, например, тот факт, что Армения и Казахстан, чьи антикризисные программы признаны лучшими в СНГ, находятся на диаметрально противоположных концах по оценкеянаселением своего жизненного уровня. Возможно, это объясняется тем, что, по мнению главы Всероссийского центра изучения общественного мнения Валерия Федорова, Казахстан первым вошел в кризис и первым начинает из него выходить. Действительно, весенняя волна социологических замеров в этой республике, в отличие от других стран региона, дала лучшие результаты по сравнению с результатами, полученными осенью.

"Есть ощущение, что ситуация в Казахстане имеет тенденцию к улучшению", - отметил Федоров. Похожую точку зрения разделяют и экономисты. Представители МВФ дали высокую оценку действиям руководства Казахстана по преодолению последствий негативного воздействия мирового кризиса. По их мнению, "успешному управлению ситуацией способствовали фондирование коммерческих банков, а также меры по поддержке и развитию реального сектора экономики, которые предприняло правительство Казахстана". Кстати, в недавно рассчитанном компанией ФБК "Индексе антикризисной эффективности" среди присутствующих в рейтинге стран СНГ Казахстан также показал наилучший результат.

По мнению Александра Аузана, Казахстан оказался пионером антикризисной борьбы, столкнувшись с кризисом на год раньше России, и уже научился с ним справляться. Он рассказал, что особое внимание в республике уделяется проблемам малого и среднего бизнеса - этим занимается специально созданный в рамках фонда национального благосостояния "Самрук-Казына" фонд "Даму". Его задача - помочь предпринимателям пережить кризис и выйти из него на качественно новом уровне.

"Здесь Казахстан тоже идет впереди других стран СНГ, поставив эту задачу как ключевую в борьбе с кризисом. В первую очередь, казахстанские власти стремятся шире открыть рынок для продукции небольших предприятий, развивая госзаказ и стимулируя заказы от крупных корпораций", - отмечает Аузан, подчеркивая, что в комплексе эти меры будут максимально эффективными.

Первым всплыл со дна

Николай Дзись-Войнаровский (сайт http://slon.ru/articles/101624/) пишет: наши соседи делятся на тех, кто сильно пострадал от кризиса и продолжает "лежать на дне", как Россия (таких большинство), и тех, кто в силу структуры экономики, как Азербайджан, или из-за ее отсталости и изолированности, как Узбекистан, почти не заметил мирового кризиса. Со временем обязательно должна была появиться третья группа, которая станет примером для остальных: это те, кто упал, а потом "отжался". "Модель", кажется, появилась раньше, чем можно было ожидать.

Премьер-министр Казахстана Карим Масимов заявил, что ВВП страны во втором квартале 2009 года по отношению к первому кварталу вырос чуть больше, чем на 3 процента (это означает рост на 2,1 процента год от года). Страна, очень похожая на Россию по структуре экономики, по социальным показателям и системе управления, первой среди наших соседей начинает "выздоравливать". Автор задает вопрос: как ей это удалось?

По его мнению, то, что помогло Казахстану, так это, как ни странно, "преждевременный" приход кризиса. Буря началась раньше, чем в России, поскольку в Казахстане куда лучше развита финансовая система. Ее и "накрыло". Главное, что у Казахстана была выше зависимость от зарубежных заимствований. А потому кредит там начал сжиматься одновременно с развитыми странами - в 2007 году. Если в России бегство капитала и падение цен на нефть совпали по времени, то в Казахстане эти два шока разошлись во времени больше, чем на полгода. У правительства было время подготовиться. И оно использовало эту фору самым лучшим образом.

Прошлый год стал для Казахстана тяжелым. Если в 2001-2007 годы рост ВВП не опускался ниже 8,9 процента и всегда превосходил российский, то в 2008 году экономика Казахстана выросла на 3,2 процента против 5,6 в России. Тяжело было и бюджету: правительство начало сокращать расходы, включая зарплаты госслужащих. Еще до кризиса Казахстан опередил Россию в проведении некоторых важных реформ: "ненефтяной" бюджет, стабилизационный фонд, куда более масштабная и эффективная налоговая амнистия, сохранение низкой доли госсектора (10 процентов ВВП против 40 в России), привлечение иностранцев в проекты, включая сырьевые. Кроме того, удалось сохранить сравнительно низкую налоговую нагрузку на нефтяной сектор.

Нагрузка на нефтяной сектор - важная деталь. Она позволила Казахстану сделать то, что не смогли в России: снизить налоговое бремя в кризис на 3 процента ВВП. Нагрузка для экономики в целом была уменьшена, а для сырьевых экспортеров (не только нефтяников) - увеличена. Благодаря этому, несмотря на снижение налогов (оно будет продолжаться до 2011 года), дефицит бюджета в этом году составит всего 3,5 процента ВВП. Снижение налогового бремени - одно из главных отличий казахстанской антикризисной программы от российской (в РФ, напротив, в 2011 году ожидается рост налогов). Второе главное отличие - это направления, на которые тратят государственные деньги.

Правительство Казахстана распределило ресурсы по-другому. Значительная часть пакета (935 млрд тенге) пошла на стабилизацию банковского сектора. На создание фонда стрессовых активов (что-то вроде "плохого банка"), которого в России нет и не будет, будет потрачено до 122 млрд тенге. Но немалые деньги пошли и на прямое стимулирование реального сектора. Причем в целом, а не отдельных предприятий. Так, 350 млрд тенге выделено агропромышленному сектору, а 120 млрд - на инфраструктурные проекты. Еще 550 млрд - налоговые послабления. Причем в отличие от России, где окончательно пакет помощи экономике был утвержден только в мае, в экономику Казахстана первые деньги начали поступать уже в четвертом квартале 2008 года, а с первого квартала нынешнего вступили в силу налоговые стимулы. Сказались и раннее наступление кризиса, и оперативность властей.

В Казахстане больше 6 процентов ВВП потрачено на поддержку реального сектора. В России пока не выделено и 1 процента. В итоге летом промпроизводство в Казахстане стало расти. В июне оно выросло на 7 процентов относительно июня прошлого года - результат госинвестиций и налогового стимула. А добыча полезных ископаемых выросла аж на 11,3 процента - за счет прямых иностранных инвестиций, которые в российском сырьевом секторе случаются все реже. Поэтому в Казахстане добыча растет, а не стагнирует, как в РФ.

В этом году правительство РК планирует привлечь из Азии и Ближнего Востока еще 3 млрд долларов на инфраструктуру. Близость к Китаю выразилась не только в доступе к ресурсам, но и в антикризисной политике, которая близка к китайской - с акцентом на поддержку реального сектора. Результаты почти столь же впечатляющие, как в Поднебесной. Поэтому Казахстан следует признать первой выздоравливающей страной на постсоветском пространстве.

05.08.2009

Нуркен БЕГАЛИ, www.express-k.kz

kn.kz
>
Статьи