Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Даешь НЭП предпринимателям

Ситуация в Карагандинской области. Похоже, мораторий на проверки субъектов предпринимательства, действовавший до 1 июля, окажется последним по счету в истории казахстанского бизнеса. На смену периодическим «запретам на проверки»...

Ситуация в Карагандинской области

Похоже, мораторий на проверки субъектов предпринимательства, действовавший до 1 июля, окажется последним по счету в истории казахстанского бизнеса. На смену периодическим «запретам на проверки» пришли новые законодательные нормы, которые кардинальным образом упорядочивают всю систему контрольно-надзорных функций государства. Причем не только в отношениях с субъектами МСБ, но и с любыми другими юридическими и физическими лицами. Если все изложенное на бумаге воплотится на практике, то в корне изменится сама идеология взаимоотношений государства и бизнеса. Вместо, условно говоря, обвинительного подхода при проведении проверок должен возобладать уведомительно-профилактический принцип. Впору говорить о начале НЭПа - нового этапа проверок субъектов предпринимательства. Более упорядоченных, лояльных и цивилизованных.

Чтобы узнать реальную ситуацию на «фронтах» чиновничьих проверок в регионе, «ОКО» обратилось за комментарием к исполнительному директору Ассоциации предпринимателей Карагандинской области Гульнаре Курбанбаевой (на снимке).

- Гульнара Туретаевна, насколько качественно соблюдался последний мораторий на проверки?

- В целом - неплохо. Серьезных нареканий предпринимателей (причем не только членов нашей Ассоциации) относительно нарушений моратория на проверки не было. Отдельные жалобы, претензии возникали по поводу тех исключений, которые были заложены в самих условиях моратория: по проверкам налоговых органов по обращениям налогоплательщиков или СЭС, которые не подпадали под требования моратория. А также по различным уголовно-процессуальным действиям органов финполиции, таможни, внутренних дел, КНБ и т.д. Например, при проведении ОРМ, возбуждении производств по уголовным делам. Сотрудники нашей Ассоциации тщательно фиксировали эти жалобы, разбирались и в некоторых случаях успешно отстаивали нарушенные, на наш взгляд, законные права предпринимателей.

- Выходит, проверки все-таки проводились?

- Естественно, ведь в условия моратория, предложенного Главой государства, были записаны вполне оправданные исключения, связанные с безопасностью страны и ее граждан, качеством продуктов питания, лекарственных средств и т.д. Нашим предпринимателям было известно, кто и по поводу чего мог проверять у них во время действия моратория. Повторюсь: грубых, тем более вопиющих нарушений условия моратория нами не зафиксировано. Но на практике, при проведении разрешенных проверок или ОРМ силовыми ведомствами, нередко возникают непонимание, конфликты интересов, отдельные процессуальные нестыковки. По ним-то мы и разбирались, выступая в споре между проверяющими госорганами и проверяемыми бизнесменами в роли защитника или, точнее, арбитра.

- Подозреваю, с 1 июля чиновники вновь принялись «кошмарить» бизнес?

- У нас тоже были такие опасения, но они не оправдались. Дело в том, что в начале июля вышел Закон РК о внесении изменений и дополнений в целый ряд законодательных актов по вопросам частного предпринимательства. Он уже утвержден и вступил в силу. Как член рабочей группы я сама написала значительный раздел этого закона, посвященный проверкам. Не только субъектов МСБ, но и вообще - проверкам предприятий и организаций любых организационных видов и форм собственности.

Всего изменениям и дополнениям подверглись около 60 законов Республики Казахстан. Из них 9 различных Кодексов. Естественно, наибольшие изменения претерпел действующий Закон РК о частном предпринимательстве от 31 декабря 2006 года. Это отдельная большая тема для разговора - поправки и изменения в свод законов, затрагивающих интересы бизнеса. Но поскольку мы говорим о проверках, необходимо отметить главное: впервые в отечественном законодательстве создана и утверждена отдельная глава, регулирующая все аспекты назначения и проведения проверок, а также правовые последствия по результатам их проведения.

Разработчики нового Закона, включая нас, руководителей экспертного бизнес-сообщества, четко договорились, что эта глава будет единственной в своем роде. Из всех остальных законов будут исключены нормы, разрешающие и регламентирующие проведение проверок. Более того, юридический «принцип гильотины» должен быть запущен в 2009-2010 годах в отношении всех без исключения подзаконных актов - ведомственных инструкций, «Правил...», министерских приказов, распоряжений, писем и т.д., регламентирующих вопросы проверок. Кстати - вы не поверите! - но никто в государстве толком не знает, сколько таких подзаконных актов напринимали?! Называют цифры 30-40 тысяч - таким числом выражается ведомственное «нормотворчество».

Настала пора расчищать эти «авгиевы конюшни». А то на практике как получается? Приходит чиновник-проверяющий из какого-то департамента и показывает предпринимателям бумажку образца 90-х годов. Начинаем разбираться - выясняется, что это ведомственный акт, который зачастую противоречит нормам Закона РК «О частном предпринимательстве». Но он в силе, он действующий! И таких бумажек в наших казахстанских ведомствах - тысячи.

- Чтобы перекрыть весь этот поток «оснований» для проверок, заставить чиновников (да и бизнесменов) выучить новые поправки, знать свои права и обязанности, пределы полномочий... Да, на это потребуется не один месяц!

- Согласна, работа предстоит огромная. Согласно новому закону, с 1 января 2010 года все госорганы, участвующие в проверках, должны разработать систему рисков, а также разработать и обосновать ежегодные планы проверок различных субъектов частного предпринимательства. Все проверяемые предприятия будут ранжированы по трем группам: с высокой степенью риска, со средней и с малозначительной. Кроме того, ведомства должны разработать проверочные листы с четким перечнем предмета проверки и требований, предъявляемых к проверяемым. Сами проверки также будут четко ранжированы по видам: плановые и внеплановые, тематические и комплексные.

Словом, изменений, по сравнению с предыдущим порядком и практикой проведения проверок, масса! И времени на раскачку нет. Министерства и ведомства должны как следует подготовиться, поэтому до конца текущего года действует прежний порядок проведения проверок субъектов бизнеса. Но в «щадящем режиме».

Что я имею в виду? На прошлой неделе состоялось заседание Правительства, на котором Министерству экономики и бюджетного планирования (он определен, как эксклюзивный уполномоченный орган по вопросам предпринимательства) поручено заключить с остальными министерствами, проводящими проверки, специальные соглашения о ведении на переходный период щадящего режима проверок. И эта установка уже работает! Во всяком случае массированного вала проверок, которого ожидали предприниматели, с 1 июля не случилось. И, будем надеяться, не случится.

Что касается информированности самих предпринимателей об их правах в свете новых поправок и изменений в законах, то уже выделены определенные средства по госзаказу на проведение учебных семинаров, издание каких-то листовок, брошюр и т.д. Мы, лидеры общественных объединений бизнеса, чувствуем свою ответственность за эту работу. Как-никак сами многие годы поднимали тему проверок, дискутировали в Правительстве, наконец, сами писали этот Закон, обсуждали необходимые поправки. Поэтому Ассоциация предпринимателей области и другие бизнес-объединения региона сделают все необходимое, чтобы их члены знали о последних законодательных новациях, изучили свои права и обязанности. И, в конечном итоге, были готовы к приходу проверяющих, работая легитимно и транспарентно.

Чаще всего к частникам приходят вежливые ребята из налоговой. Чтобы узнать официальную позицию Налогового департамента по Карагандинской области относительно перспектив проведения проверок после завершения моратория, собкор «ОКО» обратился в пресс-службу этого ведомства.

- Массовых проверок не будет! - заверили налоговики. - Как отметил Президент страны на недавнем совещании в Правительстве, количество проверок должно быть упорядочено. Поэтому председатель Налогового комитета Минфина РК Даулет Ергожин озвучил позицию нашего органа: в ближайшие два месяца будет проводиться только разъяснительная работа. В это время сотрудники налоговых органов с участием представителей ассоциаций предпринимателей будут вести мониторинг, заниматься наблюдениями профилактического характера. То есть на данном этапе бизнесменам дана возможность своими силами устранить возможные нарушения. При этом рейдовые проверки будут проводиться только в исключительных случаях - по заявлениям и жалобам налогоплательщиков.

Кстати, как сообщили нам в налоговом департаменте области, НК Минфина уже завершил внедрение системы управления рисками, как того требуют новые положения о проверках, прописанные в обновленном законе о частном предпринимательстве. Разработана четкая балльная система - в зависимости от распространенности на том или ином предприятии факторов, способствующих нарушениям.

Критерии оценки рисков будут размещаться на официальных сайтах различных госорганов, проводящих проверки. Субъект предпринимательства из повышенной группы риска будет проверяться контрольно-надзорными органами один раз в год. В среднюю - один раз в три года. В пониженную группу риска - раз в 5 лет. При этом до 10 декабря 2009 года должен быть разработан и утвержден список всех плановых проверок.

31.07.2009

Вадим ШИРОКОБОРОДОВ,www.oko.kz

kn.kz
>
Статьи