Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Квадратные метры судебных кругов

На каком основании один начальник дает квартиру, а другой отбирает ее? Почему один раз суд вынес решение – не выселять, а второй раз – выселять? Этими вопросами задается сегодня Валерий Ажбенов, заслуженный деятель сельскохозяйственных наук Казахстана.

На каком основании один начальник дает квартиру, а другой отбирает ее? Почему один раз суд вынес решение – не выселять, а второй раз – выселять? Этими вопросами задается сегодня Валерий Ажбенов, заслуженный деятель сельскохозяйственных наук Казахстана. С недавних пор он и его семья оказались почти бомжами.

Заслуги не в счёт

Семья Ажбеновых переехала в Астану по приглашению Министерства сельского хозяйства Казахстана. Валерия Ажбенова назначили первым заместителем РГП «Фитосанитария». Он и не предполагал, что, беря заветные ключи из рук предыдущего главы РГП «Фитосанитария» Маулена Айманбетова, ему еще предстоит повоевать за полученные квадратные метры.

Весной 2001 года Валерий вместе с женой и дочерью въехали в новую квартиру. И он очень радовался, что его многолетний труд так высоко оценили. В 1999 году, когда в Казахстане приключилась страшная беда: саранча уничтожила посевы на сотнях тысяч гектаров, а экономика недополучила свыше 15 миллионов долларов, Ажбенов отдал все силы борьбе с вредителями. Два года он практически ночевал на казахстанских полях. По поручению президента Казахстана занимался разработкой республиканской программы по профилактике особо опасных вредных организмов, готовил специалистов, обучая их защите растений.

К 2005 году, учитывая вклад Ажбенова в развитие сельского хозяйства, РГП вышло с ходатайством к профильному министерству о приватизации жилья. МСХ РК это предложение поддержало. Однако решение не успело вступить в силу. Как раз в это время в кабинетах РГП «Фитосанитария» сменилось начальство. Перед новым руководителем предприятия Манасом Садвакасовым все заслуги Ажбенова в одночасье померкли…

Выселить на улицу!

Первое, что сделал новый руководитель, – настоял на увольнении неугодного сотрудника и подал иск в суд с требованием выселить семью Ажбенова из квартиры. Причем без предоставления другого жилья. Специалист с многолетним стажем мог в буквальном смысле остаться на улице.

Единственное, что тогда удалось отстоять Валерию Ажбенову, это изменить основание своего увольнения: не по истечению срока трудового договора, а по сокращению численности и штата работников. Но и этого он добился в судебном порядке. Это немного помогло Ажбеновым. Теперь принудительно, без предоставления другого жилья, выселить их Садвакасов не имел права. Также через суд заслуженный работник МСХ выбил и заработную плату.

В феврале 2008 года Сарыаркинский районный суд Астаны под председательством судьи Кампитовой наконец-то вынес решение об отказе удовлетворения исковых требований РГП «Фитосанитария». Встречное исковое заявление Валерия Ажбенова к предприятию о признании требования выселения незаконным и о признании законным его права на приватизацию жилого помещения суд удовлетворил.

Однако для приватизации теперь необходимо согласие собственника, которым является РГП «Фитосанитария». Как говорит Валерий Ажбенов: пока руководит РГП Манас Садвакасов, об этом не стоит даже мечтать. Между тем по инициативе предприятия дело о выселении Ажбенова дошло до Верховного суда. Высшая инстанция оставила все решения без изменений, но в приватизации отказала.

Валерий Ажбенов, желая все-таки приватизировать квартиру, обратился в надзорную коллегию Верховного суда. Но и там постановили: выселить нельзя, но и приватизировать жилье без согласия РГП невозможно.

Новый статус – бомж?

Несмотря на наличие постановлений двух коллегий Верховного суда, Сарыаркинский суд принял новый иск РГП «Фитосанитарии» о выселении Ажбенова. Требования за два с половиной года у предприятия ничуть не изменились. На этот раз судья Жаманбаев вынес решение выселить Ажбеновых без предоставления другого жилья.

– С полицией приходили, – рассказывает Валерий Ажбенов. – До сих пор я не хотел огласки, но когда дело вышло за рамки человеческих отношений, терпение кончилось.

Как так могло получиться, что суд не учел решений Верховного суда? На этот раз Ажбенову ничего не оставалось, как обратиться в прокуратуру, НДП «Нур Отан» и к министру сельского хозяйства Акылбеку Куришбаеву. С новым статусом бомжа он никак не мог согласиться. Но обращение Валерия Ажбенова до сих пор не попало к министру. Он никак не может понять, почему так поступают с ним, заслуженным деятелем сельскохозяйственных наук.

– Я уже обувь ношу на два размера больше, потому что суставы больные, дают о себе знать химикаты и пестициды, – говорит Валерий Ажбенов.

Он отчаянно пытается разобраться, почему один начальник заселяет его, а второй выселяет. В последнее время ему все чаще приходится ходить не только по судам, но и по больницам. Недавно Валерию присвоили вторую группу инвалидности.

Между тем при попытке взять комментарий у директора РГП Манаса Садвакасова оказалось, что он ушел в отпуск. Секретарь не уточнила, когда шеф вернется. Однако пока готовился материал, генеральный директор предприятия нашелся. Сотрудники городской финансовой полиции обнародовали информацию, что на него заведено уголовное дело. По информации городского финпола, Садвакасов вместе с супругой действительно побывали в отпуске в Италии. Только ездил он туда на государственные деньги, в чем его сегодня и обвиняют правоохранительные органы.

Как дальше сложится судьба Валерия Ажбенова, пока не ясно, но в свете новых обстоятельств можно предположить, что его обращения будут услышаны.

В этой истории смущает позиция судьи Жаманбаева, который, имея на руках постановления двух коллегий Верховного суда, вынес собственное, иное решение. Выходит, что Верховный суд районному не указ?

Ситуацию с судами прокомментировал Владимир Левин, эксперт комиссии по правам человека в РК:

– Суды давно перестали быть народными, часто они напоминают «карманные». В судах первой и второй инстанций давно уже отработаны коррупционные схемы – не выпускать дела в Верховный суд, а запускать по кругу с периодической «дойкой». Кодекс судебной этики существует уже десять лет, но некоторые судьи на периферии не подозревают о его существовании, хотя в нем всего лишь 7 статей… Зато фраза «сейчас привлеку к административной ответственности», сказанная судьей в повышенном тоне, – любимое занятие оказывать давление на участников процесса в нужном судье порядке. Суды в Казахстане часто не выступают защитниками прав человека, об этом свидетельствует то, что они игнорируют постановления Верховного суда. Поэтому сегодня под эгидой комиссии по правам человека при президенте РК нужно провести мониторинг нарушений президентских конституционных гарантий судами первой инстанции. Соответственно, попытаться искоренить нарушения до председательства в ОБСЕ, иначе мы будем выглядеть очень некрасиво в такой солидной международной организации.

29.06.2009

Оксана СКИБАН, www.megapolis.kz

kn.kz
>
Статьи