Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Правительственные меры по выходу из кризиса на рынке жилья: что осталось за кадром

Двухчасовая дискуссия на заседании правительства по ситуации на "банковско-строительном рынке" завершилась ожидаемым итогом: премьер-министр пообещал, что кабмин предпримет все меры для защиты интересов граждан-дольщиков. И, поскольку в сложившейся ситуации именно эта проблема имеет, пожалуй, самое большое значение, значительная часть вопросов осталась почти незамеченной. Причем как СМИ, подробно освещавшими "разборку на высоком уровне", так и самим правительством.

Двухчасовая дискуссия на заседании правительства по ситуации на "банковско-строительном рынке" завершилась ожидаемым итогом: премьер-министр пообещал, что кабмин предпримет все меры для защиты интересов граждан-дольщиков. И, поскольку в сложившейся ситуации именно эта проблема имеет, пожалуй, самое большое значение, значительная часть вопросов осталась почти незамеченной. Причем как СМИ, подробно освещавшими "разборку на высоком уровне", так и самим правительством.

Вместе с тем значимым представляется вопрос о сути так называемого кризиса. И, вероятнее всего, нынешняя ситуация - это лишь следствие, а пресловутый кризис ликвидности на рынках США - только повод. На самом же деле то положение, которое держалось на казахстанском рынке строительства жилья и банковском кредитовании этого сектора неминуемо должно было завершиться обвалом. Вопрос стоял лишь во времени.

Напомним, в ходе заседания министр финансов Наталья Коржова озвучила предварительные итоги проверок банков второго уровня и строительных компаний. Вывод Минфина лишь подтверждает наше предположение о неминуемости кризиса.

"В гонке за доходами строительные компании и банки набрали критическую ликвидность и максимальные риски, когда малейшие изменения условий рынка приводят к неустойчивости всей конструкции", - сказала Н. Коржова.

Фактически оба игрока - и банки, и стройкомпании, - говоря простым языком, "химичили" как только могли, стремясь выжать из рынка "приход по максимуму". Банки создавали аффилированные структуры, через которые якобы привлекали внешние займы - под весьма неплохие, кстати, проценты - от 30 до 60% от суммы займа. И понятно, что эти средства шли вовсе не на развитие банков. Стройкомпании тоже организовали неплохую сеть по выводу активов: покупка импортных стройматериалов по ценам в 1,5 - 3 раза выше рыночных, лжепредприятия-субподрядчики... И то, что Н. Коржова вскользь обмолвилась, что часть результатов проверок готовится к передаче в финансовую полицию, говорит о многом.

Глава АФН Арман Дунаев тоже привел интересные данные. Так, по его информации, по состоянию на 1 июля, "то есть до момента, когда банковская система испытала сложности, связанные с внешними шоками, которые произошли на глобальных рынках, доля займов, выданных банками второго уровня на строительство, в совокупном ссудном портфеле составила 17,83%". Он отметил, что, "как правило, кредиты, выданные на строительство и приобретение коммерческой жилой недвижимости, являются долгосрочными, и основной объем погашения будет произведен после 2015 года".

Качество кредитов, выданных на строительство и приобретение коммерческой жилой недвижимости, на данный момент пока еще не вызывает у АФН серьезных опасений. Вместе с тем, отметил А. Дунаев, "первые тенденции к тому, что качество портфеля может ухудшиться, уже существуют". Тем не менее "вероятность такого ухудшения выданных на строительство и приобретение коммерческой недвижимости напрямую зависит от ситуации на рынке недвижимости, в частности, от цен на недвижимость и возможности строительных компаний завершить строительство объектов в условиях ограниченного предложения кредитных ресурсов".

"Таким образом, очевидно, что банки второго уровня становятся заложниками своей собственной политики, когда высокая потребность в кредитных ресурсах строительных компаний удовлетворялась за счет предоставления долгосрочных, среднесрочных кредитов, которые зачастую лонгировались, при этом увеличивая размер текущих обязательств банков второго уровня и в значительной степени внешних обязательств", - подчеркнул глава АФН.

Интересно, что при этом представители и банковского, и строительного секторов, не уставая говорить об имеющихся проблемах, не очень рады тем мерам, которые предлагает правительство. Так, представитель Ассоциации финансистов Казахстана, управляющий директор, член правления Казкоммерцбанка Адиль Батырбеков, выступая на правительственном заседании, уверял, что "спрос со стороны населения по кредитам упал".

Что же касается мер по выходу из кризиса, то он предложил правительству упростить лицензирование строительных компаний. С чем категорически не согласился премьер-министр, обрубив данную идею буквально "на корню".

"Это в корне неправильно, - заявил Карим Масимов. - Я считаю, что если компания работает со средствами дольщиков, то это уже не строительный, это социальный вопрос. И наоборот, надо ужесточать. Чтобы те компании, которые работают со средствами дольщиков, они должны попадать под регулирование, адекватное с банковским регулированием. Чтобы те деньги, которые он собирает с населения, он должен тратить на это. А то что? Несколько лет назад Москва была. Деньги собрали, прибыль поделили, а строительства нет. Я не допущу этого!"

Предложение правительства о предоставлении банками отсрочек погашения строительными компаниями кредитов максимум до 1 марта 2008 года банкиров тоже не устраивает. По мнению А. Батырбекова, такая мера "прямо приведет к вопросу о дальнейшем давлении на ликвидность банков".

"Сегодня большинство банков прогнозирует свои денежные потоки, для того чтобы быть в состоянии обслуживать свои в первую очередь внешние и внутренние обязательства перед депозиторами, инвесторами. Отсрочка по портфелю будет означать, что банки фактически не получат те средства, на которые они сегодня рассчитывают. Это создаст дополнительно очень большое давление на ликвидность банков", - пояснил он.

Строительные компании, в свою очередь, как выяснилось, хотя и заявляют о катастрофической нехватке средств не только на строительство новых, но и достройку уже начатых объектов, тоже не хотят идти на уступки. Заместители акимов Астаны и Алматы Сергей Хорошун и Яков Заяц сообщили на заседании, что застройщики пока не заинтересованы в продаже жилья "с высокой степенью готовности" за предлагаемые правительством деньги - порядка 700 долларов за квадратный метр жилья.

Такое отношение к ситуации не может не вызывать удивления. Члены правительства отреагировали на это соответственно. Так, министр экономики и бюджетного планирования Бахыт Султанов назвал подход стройкомпаний шантажом.

"Мы же все считаем, что у нас рыночные отношения, все работает. Но, послушав сегодня две ассоциации, складывается такое ощущение, что на самом деле они не встречались. Правительство их сводит в одном кабинете, - заявил он. - И такое робкое предложение со стороны Ассоциации финансистов: давайте мы будем разговаривать, участвовать, но при этом давайте не будем снижать нашу ликвидность, не выставляйте нам такие требования, как отсрочить кредиты. Плач Ярославны со стороны ассоциации застройщиков, при этом с легким таким шантажом в сторону государства: смотрите, если мы упадем, мало никому не покажется..."

"Мы до этого говорили о "перегреве" экономики, "перегреве" ряда отраслей, о "перегреве" кредитного сектора, и сегодня это последствия того, что было, - считает председатель правления фонда устойчивого развития "Казына". - Это очень важно: вообще все наше и финансовое сообщество, и строительный сектор получили сигнал, что на самом деле такого бума, когда пирамидальный рост идет за счет внешних заимствований, его не будет. И коррекция рынка должна произойти. Другая коррекция должна, наверное, произойти по эффективным собственникам в строительном секторе и эффективному менеджменту. То, что сегодня получилось, что люди фактически заплатили за квартиры, а они могут оказаться без них, это уже действительно огромная социальная проблема, куда государство совершенно справедливо должно вмешиваться, но не способствовать дальнейшему росту. Сейчас так хитро говорилось: давайте проблему с государственным жилищным строительством будем решать ростом, в том числе ипотечного кредитования. Если по ипотечному кредитованию мы зашли в такую ситуацию, из этого надо делать соответствующие выводы. Во всех странах любое строительство ограничено соответствующими стандартами. Мы, к сожалению, в последние 3 - 4 года увлеклись собственно строительством и упрощением процедур, когда легко было получить кредит, легко было начать строительство. И сегодня получили то, что получили. Очень много вопросов, по которым можно и нужно создавать проблемы строителям, для того чтобы строительство было качественное и соответствовало тем безумным ценам, которые сегодня на рынке".

Понимание необходимости ужесточения требований к строительным компаниям в правительстве есть. Премьер-министр Карим Масимов на заседании поручил Министерству индустрии и торговли и Минюсту в срочном порядке подготовить поправки в законодательство, позволяющие правительству регулировать деятельность строительных компаний, работающих со средствами дольщиков. Принципиальный момент, который должен быть отражен в поправках: привлекаемые стройкомпаниями деньги физических лиц должны идти только на строительство.

Параллельно с этим Масимов поручил рассмотреть "возможность применения к стройкомпаниям, работающим со средствами дольщиков, аналогичного механизма, который мы применяем к банкам".

"То есть если стройкомпания находится в состоянии банкротства или начинает "падать", то государство должно иметь возможность "включиться" и выкупить активы дольщиков условно за 1 тенге, как это возможно у нас в банковской системе", - полагает премьер-министр.

21.09.2007

www.kz-today.kz

kn.kz
>
Статьи