Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Кто стоит за Asadal Partners?

В центре Алматы под угрозой сноса оказались знаменитые дома исторического квартала Это не просто дома. Это часть славной истории Алматы. Здесь находится великолепный комплекс фонтанов «Неделька», куда еще в 70-х годах для особой красоты запускали золотых рыбок. Здесь, в сквере близ Театра оперы и балета имени Абая, любил прогуливаться и делать зарисовки, пожалуй, самый экзальтированный художник Казахстана Сергей КАЛМЫКОВ.

В центре Алматы под угрозой сноса оказались знаменитые дома исторического квартала

Это не просто дома. Это часть славной истории Алматы. Здесь находится великолепный комплекс фонтанов «Неделька», куда еще в 70-х годах для особой красоты запускали золотых рыбок. Здесь, в сквере близ Театра оперы и балета имени Абая, любил прогуливаться и делать зарисовки, пожалуй, самый экзальтированный художник Казахстана Сергей КАЛМЫКОВ. Да и сами дома являются памятью для многих и многих поколений ученых, деятелей культуры и искусства. Достаточно посчитать количество установленных на них мемориальных досок.

И вот эти дома могут исчезнуть раз и навсегда. Только потому, что кому-то очень захотелось возвести на их месте очередной ультрасовременный и многофункциональный жилой комплекс. Судя по нашей беседе с юристом Надеждой Николаевной ПОГОРЕЛОВОЙ, кстати, одной из тех, кто разрабатывал первую Конституцию Казахстана, а сегодня проживающей в одном из этих домов, сами жильцы с такой постановкой вопроса категорически не согласны. Более того, они готовы приложить все усилия, чтобы не допустить сноса квартала.

Срок эксплуатации – 125 лет

Надежда Николаевна, с чего все началось и когда?

- В марте этого года жильцы наших домов получили уведомление, что акимом города принято постановление о подготовительных мерах к изъятию земельных участков в нашем квартале. Это квадрат улиц Джамбула – Байсеитовой – Кабанбай-батыра – Абылай-хана.

Для вас это было неожиданностью?

- Мы были шокированы и потрясены! Ведь до этого, в соответствии с Генеральным планом развития Алматы, а концепцию генерального плана никто не менял, говорилось, что одной из целей развития Алматы является реконструкция и развитие жилых территорий города. В частности, реставрация и благоустройство кварталов и комплексов, представляющих историко-культурную ценность и являющихся образцами градостроительства конца XIX – начала XX века, а также 20-50-х годов прошлого столетия.

Действительно, дома этого квартала имеют очень интересную историю. Квартал застраивался так называемыми ведомственными домами. Все они строились по индивидуальным проектам. Самый старый построен в 1942 году, а остальные пять домов, образующие квартал, строились в середине и в конце 50-х.

- Обратите внимание, – говорит Надежда Николаевна, наши дома трех- и четырехэтажные и построены в 2,5-3 кирпича. А срок их нормативной эксплуатации составляет 125 лет. Таким образом, говорить о наших домах, как о ветхом жилье, можно будет лет через 30-40.

Поэтому мы обратились с письмом к акиму города, но получили ответ из «Алматыжер», где сказано – подождите окончания оценки ваших домов, а уж потом оспаривайте их оценочную стоимость. Но в письме к акиму мы указывали на неправомерность принятия решения о сносе наших домов! И никто не говорил об их продаже! Мы начали внимательно следить за развитием событий вокруг нашего квартала, поскольку ситуация стала напряженной. Некоторые жильцы продали свои квартиры компании, которая была обозначена в постановлении, как застройщик.

Компанией-застройщиком были предложены выгодные условия?

- Нет, просто людей, особенно пожилых, стали пугать. К примеру, в начале мая у нас во дворе кто-то по ночам регулярно поджигал мусорные контейнеры. Представьте себе ощущение людей – каждую ночь горит мусор! Причем контейнеры поджигались через один, чтобы ни у кого не было сомнения, что это умышленный поджог. Мы вызывали пожарников, выставляли дежурных. Мы боялись поджогов домов. И вот на этом фоне некоторые жильцы стали продавать квартиры компании-застройщику.

Канцелярская практика

А кто она, эта компания-застройщик?

- Это компания Asadal Partners. Их представители постоянно звонили, совершали поквартирный обход и всякий раз говорили, что будет снос, мотивируя его государственной надобностью. Но что такое государственная надобность? Это оборона, охрана общественного порядка, здравоохранение. А согласно уведомлению из «Алматыжер» землю нашего квартала не под госпиталь отнимают и не под аэродром!

А для чего?

- Наши дома сносят для того, чтобы был построен элитный жилой комплекс, в котором будет восемь этажей. То есть речь идет о строительстве сверхдорогого многофункционального комплекса, где на первых этажах будут помещения под офисы и магазины, а наверху 155 очень дорогих квартир с минимальной площадью 150 квадратных метров. В разговоре с жильцами представители Asadal Partners даже назвали стоимость одного квадратного метра в будущих квартирах.

И сколько же?

- Вы не поверите – от $20 тысяч! Надо сказать, что мы все ждали разъяснений Конституционного Совета о том, что подразумевается под понятием «государственные нужды». Мы никак не могли понять, где происходит смешение государственных нужд с нуждами отдельных коммерческих застройщиков. Где эта грань, которая отделяет интерес отдельных личностей от действительно государственных нужд?!

Потом последовало разъяснение Конституционного Совета. Как Вы помните, оно было оглашено 28 мая этого года. В нем было четко сказано, что сами по себе генеральные планы городов не являются основанием для изъятия земельных участков, а разговор о государственных нуждах идет только тогда, когда речь идет о государственных функциях, которые невозможно исполнить без изъятия земельных участков и лишения права собственности.

Что-нибудь после этого решения в вашем случае изменилось?

– Нет! Несмотря на то, что решение Конституционного Совета является нормативным постановлением, обязательным для всех, мы 14 июня узнаем, что аким Алматы все-таки издает постановление об изъятии земельных участков нашего квартала под государственные надобности. В постановлении так и указано – выкупить и изъять земельные участки с целью строительства жилого комплекса с подземным паркингом. То есть государственные нужды указаны как чисто коммерческий проект!

А Вы не пытались выяснять, вдруг это поддельное постановление? Ведь могло так произойти, что кто-то воспользовался доступом к бланкам? Тем более что подписи Тасмагамбетова на постановлении, как я вижу, нет.

- Я понимаю ваш вопрос, поскольку знаю, как готовятся подобные документы. Все дело в том, что это постановление вместе со своим уведомлением нам рассылало «Алматыжер». Если внимательно рассмотреть постановление, то мы видим, что, действительно, здесь есть только оттиск печати акимата, а подписей акима и секретаря акимата нет. Но я думаю, что экземпляр с «живой» подписью хранится в канцелярии акимата. А когда речь идет о рассылке, то рассылается экземпляр без подписи. Это нормальная канцелярская практика государственных органов в Казахстане. Я сама была государственным чиновником и хорошо знаю всю эту кухню.

То есть вы не сомневаетесь, что постановление подлинное?

- Мы НЕ сомневаемся, что постановление подлинное. Поскольку иначе надо предположить очень сложную схему.

«Зачистка» жильцов

- Получив постановление, – продолжает рассказ Надежда Николаевна, – мы обратились к различным политическим партиям. У нас несколько раз были тележурналисты, например, телеканала «Астана». Но на этом канале так ничего и не вышло. И как раз в этот момент мы узнали, что прокуратура Алмалинского района Алматы, проверив обстоятельства, связанные с постановлением акима и деятельностью компании Asadal Partners, внесли представления прокурору города Алматы. Речь шла об опротестовании присланного нам документа из акимата города. Но, как мы выяснили, прокурор города не решился вмешаться в эту ситуацию.

Только потому, что на постановлении есть фамилия акима города?

- Не знаем, мы можем только догадываться. Мы надеялись и надеемся, что вся эта конфликтная ситуация разрешится правовым путем. В то же время мы полагали, что это постановление будет отменено, хотя бы потому, что оно противоречит решению Конституционного Совета.

Раз говорите, что полагали, то, значит, ошиблись?

- Да. После того как прошли выборы, в конце августа – начале сентября произошло усиление нажима на жильцов. Резкое, шквальное! Поквартирный обход начинают уже представители «Алматыжер». Причем я сама слышала, как один из них использовал термин «отработка». Хорошо еще, что не говорят «зачистка». А то только осталось зачистить от нас территорию. А в наших домах живет очень много пенсионеров, пожилых людей. Достаточно бесцеремонно представители «Алматыжер» вручают всем уведомления, постановление и всем говорят, что все – через три месяца дома будут сносить, а потому давайте, освобождайте территорию, вы нас задерживаете.

То есть пошла речь о полной продаже квартир?

- Не просто о продаже. О принудительной продаже! Мы не говорим о добровольной, речь идет о принуждении, так как все это происходит на фоне разговоров о сносе квартала.

Цены-то хоть приемлемые?

- Первоначально Asadal Partners предлагал по $5 тысяч за квадратный метр, в то время как в нашем районе цены начинаются от $10 тысяч. При сносе «косых» домов цифры компенсации были от $11 тысяч до $13 тысяч за квадратный метр. Правда, сейчас Asadal Partners говорит уже о $7 тысячах.

Скажем так, не самые плохие цифры. Тем более что цены на жилье упали…

- Цены-то неплохие. Но мы не обсуждаем сумму компенсации, потому что мы вообще против сноса! Мы считаем его абсолютно неразумным! Поймите, принудительное лишение имущества – это другая ситуация. Я не хочу расставаться со своим имуществом. Оно мне дорого. Я здесь все обустроила, мне никаких денег не надо! Но нас заставляют расстаться с этим! В этом случае о какой рыночной цене можно говорить?! Ведь понятие рыночной цены – это свободная цена сделки, когда и покупатель, и продавец вступают между собой в добровольные отношения.

А сейчас вам говорят – не хотите, заставим?

– Да, именно так! Не хотите – заставим, выселим! Но надо отдать должное нашему двору. Это же старая алматинская интеллигенция, и просто так сдаваться без боя никто не будет! Мы будем драться за свои дома до последнего! Мы пройдем все судебные инстанции, включая высшие. Мы обратимся в высшие исполнительные и представительные органы власти. Мы будем извещать все средства массовой информации о ситуации вокруг нашего квартала. Нам не нужны деньги. У нас нет цели наживы! Поймите, эти дома – достояние Алматы. Тем застройщикам, которые возводят нынешние безликие строения, учиться надо на примере наших домов, где есть цветы, где есть детские площадки, где есть клумбы, и где действительно есть место для детских игр.

Ни лицензии, ни проекта

Надежда Николаевна, но в таких случаях всегда задается вопрос – кому это выгодно?

Знаете, после того как «Алматыжер» усилило свой нажим, мы тоже перешли к более активным действиям и попытались выяснить, что это за компания такая – Asadal Partners, потому что ее никто не знает.

Что-нибудь выяснить удалось?

– Да. В начале сентября у нас состоялась встреча с представителями компаний Asadal Partners и «Алматыжер» в лице двух начальников отделов. Тогда представители Asadal Partners сами дали нам копию учредительного устава компании. У них два учредителя. Но ничего хорошего или плохого мы о них сказать не можем, потому что они еще очень молоды – им 25 и 30 лет.

А Вы не допускаете, что они дети каких-то влиятельных людей?

- Они, конечно, могут быть детьми или родственниками высокопоставленных людей, но они могут быть и просто подставными лицами. Но мы берем правовое поле. В пользу кого вынесено это постановление? Оно вынесено для компании Asadal Partners. То есть в пользу компании, где учредителями являются эти два молодых человека.

Да, Аида Рашидова – милая молодая женщина. На вопрос, каким бизнесом занималась их компания, Аида отвечает, что строительством они никогда не занимались. Лицензии на строительную деятельность у них нет, а до последнего момента компания занималась торговлей готовой одеждой. Они говорят о некоем партнере – строительной фирме, но не не говорят ни как называется эта фирма, ни построенных ею объектах, ни о том, в каких отношениях они состоят. Нам ничего об их партнере неизвестно!

Поэтому мы задаем естественные вопросы. Есть ли вообще проект того, что вы хотите создать на месте нашего квартала? В какой стадии проект находится? Кем он утвержден, с кем согласован? Оказывается, проекта нет, есть только эскиз. Картинка, которая якобы лично понравилась президенту Назарбаеву! И это нам Рашидова подтвердила в присутствии как представителей «Алматыжер», так и большого количества людей, пришедших на встречу. Вот с кем мы боремся.

Мы сейчас обратились к министру финансов, к министру юстиции не только как к должностным лицам, а как к членам рабочей группы по застройке Алматы.

И на что вы надеетесь?

- Мы считаем, что работа этой группы должна быть расширена. Что такое рассмотреть вопросы застройки в природоохранных зонах? Это лишь часть большого вопроса! Если уж создается такая комиссия, то подходите к вопросу комплексно. Реальным решением было бы создание компетентной группы по вопросам застройки Алматы на правительственном уровне, а Генеральный план пересматривался с учетом жителей города. Нас не надо сверху делать счастливыми, рассказывать, в каких домах мы должны жить! Во всем мире НЕ считается комфортной высотная застройка. Но почему у нас идет такое смещение понятий?! 12, 18, 20, 30 этажей – это НЕ КОМФОРТНО!

Но выгодно!

- Главное – не комфортно! Наши дома лучше, чем нынешние монолиты! Они ведь даже по сейсмичности на порядок лучше. Взять, к примеру, дом, построенный Средазэнергостроем. Он был построен по уникальному проекту с учетом исследований, проведенных после разрушительного Ашхабадского землетрясения 1948 года. С тех пор в Алматы было зафиксировано несколько ощутимых толков. Так в этом доме даже трещинки не появилось!

И знаете, мы смотрим, что стало с тем местом, где ранее располагались знаменитые «косые дома». Сколько времени общественность тратила на то, чтобы защитить их? Хорошо, снесли! А что теперь?! Что-нибудь горожане получили взамен? Там сейчас пустырь, грязь, вонь, антисанитария! Потому что реальных застройщиков там нет. Просто снесли эти дома и теперь спекулируют этими участками! У нас есть сведения, что их уже несколько раз перепродавали.

Поэтому я еще раз подчеркну: у нас есть люди, которые готовы драться до победного конца. Добровольно они из этих домов не уйдут! Речь не в денежной компенсации. Мы должны отстоять этот квартал как дань памяти наших родителей, которые строили этот город, делали его прекрасным и неповторимым. И для этого приложим все свои знания, влияние и возможности!

…Надо сказать, что в свою очередь мы попытались выяснить, что это за компания такая – Asadal Partners? Увы, но в Казахстане ее следов найти не удалось. Чего не скажешь о Южной Корее. Оказалось, что Asadal это одна из самых больших корпораций в Стране утренней росы. Asadal – это сеть ресторанов, супермаркеты, телевидение и даже предоставление коммуникационных услуг. Правда, трудно представить, что южнокорейская корпорация Asadal имеет какое-то отношение к ТОО Asadal Partners, затеявшему снос знаменитых алматинских домов. Но вся штука в том, что в Казахстане может произойти все что угодно, особенно если речь идет об очень больших деньгах.

Мы будем и дальше отслеживать эту историю.

21.09.2007

Анатолий Иванов, www.respublika.kz

kn.kz
>
Статьи