К нам в редакцию обратились жильцы домов, построенных корпорацией «Куат», с историей о том, как не могут поделить со своим застройщиком КСК. Собственники квартир отказались от услуг по содержанию дома, предоставляемых «Куат», и решили создать собственный кооператив.
К нам в редакцию обратились жильцы домов, построенных корпорацией «Куат», с историей о том, как не могут поделить со своим застройщиком КСК. Собственники квартир отказались от услуг по содержанию дома, предоставляемых «Куат», и решили создать собственный кооператив. Но вот уже второй год им и документы на дом не отдают, и встречаться глава застройщика отказывается, и судья выносит странные решения.
Дома по адресам: Достык, 116 и 118, и Фурманова, 111/48, были построены корпорацией «Куат» и сданы в эксплуатацию, со слов жителей, в 2002—2003 годах. С момента заселения услуги по содержанию жилища оказывала компания «Куат Сервис», дочернее предприятие застройщика. Но с 2007 года жильцов перестало устраивать качество обслуживания, и вот тогда начались проблемы.
Ненавязчивый сервис
По словам главы объединяющего жильцов потребительского кооператива (ПК) «Терренкур» Кадыра Кемелханова, люди были недовольны практически отсутствием обслуживающих работ. В последние два года не чинились своевременно лифты, были перебои с водой, электроэнергией и, наконец, в 2007 году подрядчик поднял без согласия жильцов тариф на содержание жилья до 90 тенге за квадратный метр.
- Это затраты на дежурное освещение, технический персонал, охрану и так далее, — пояснил г-н Кемелханов.
- А почему были перебои с водой и электричеством — может быть, из-за несвоевременной оплаты?
- Люди оплачивали все вовремя, но вся оплата за воду, свет, тепло поступала на счет «Куат Сервиса», а потом те сами уже рассчитывались с поставщиками, и именно они задерживали оплату, например, «Горводоканалу», «Алматыэнергосбыту», и поэтому у нас систематически отключали горячую воду и свет. У нас так компьютеры сгорели на охране, пришлось все менять. Кроме того, дом высотный, газа в нем нет, у всех установлены электроплитки, и когда отключают электроэнергию, проблематично готовить еду и подниматься по лестнице выше пятого этажа.
- А жильцы пытались обратить на это внимание сервис-службы?
- Жильцы потребовали у «Куат Сервиса» расклада, куда какие деньги уходят, но компания этого не дала. А когда потребовали во второй раз калькуляцию, то в ответ нам вовсе отказали в обслуживании — это был декабрь 2007 года. Видимо, думали, что помыкаемся и придем назад. Но жильцы начали сами заниматься этими делами, выбрали старших, восстановили охрану, начали работать, договариваться с аварийными службами, сантехниками и другими поставщиками услуг.
- Вы решили создать собственную организацию по обслуживанию дома?
- Именно. Для этого мы просили корпорацию «Куат» вернуть техническую документацию, технические условия, акт на землю и технический план дома — без этих документов мы не можем зарегистрировать кондоминиум. Но документов мы до сих пор не получили, на наши письма «Куат» даже не отвечает. В конечном счете нам пришлось зарегистрировать потребительский кооператив (ПК), а не КСК, чтобы хоть как-то работать. С 1 апреля 2009 года создан ПК «Терренкур».
Бухгалтерские премудрости
Итак, с 2007 года по настоящее время жильцы содержали дом своими усилиями.
- Но в прошлом году некая компания «НОЮ Сервис» прислала нам письмо, — продолжил г-н Кемелханов, — что корпорация «Куат» передала ей свои полномочия по обслуживанию домов. У этой компании мы вновь потребовали раскладку коммунальных платежей по всем позициям. Но через 10 дней после моего запроса директор, г-н Цымбал, исчез, а компанию возглавил новый человек — г-н Хан. Он уже в категорическом виде приказал нам освободить все помещения, якобы это они должны обслуживать эти дома. Но мы поняли, что «НОЮ» — это Нам Олег Юрьевич и тот же «Куат»! Только мы возмутились этим, «НОЮ Сервис» исчез и появился «Глобал Сервис». И что поразительно, обе организации ссылаются на договор с «Куатом» от 31 декабря 2008 года. Как одновременно можно заключить договор с двумя компаниями и без согласия жильцов этих домов?
- Да, интересно... Но распечатку по коммунальным платежам вы от них получили?
- Получили, но со странными цифрами. Например, за отопление в мае 2009 года поставщик ничего не выставляет — в ведомости стоит ноль, а «Куат Сервис» выставляет сумму — и люди оплачивают. Я спрашиваю г-на Хана — почему поставщик не выставляет, а посредник выставляет? Он говорит — «я себе в карман эти деньги не кладу».
Однако Кадыр Кемелханов показал корреспонденту «Республики» в доказательство своих слов копии этих расчетов, в которых мы насчитали аж 19(!) таких пунктов, где поставщик услуг ставит «ноль», а «Куат Сервис» пишет другие цифры. Переплата по ним составляет 820 433 тенге. Кроме того, есть еще несколько интересных бухгалтерских нюансов. К примеру, за январь 2008 года «Алматыэнергосбыт» выставил к оплате 215 905 тенге, жильцы оплатили 277 101 тенге, но посредник насчитал разницу в 1 938 804 тенге, которую списал позже в задолженность жильцов. За 2008 год сервис-служба выставила долги — в среднем от одного до трех миллионов тенге за месяц.
- А что удалось услышать от самого руководства корпорации «Куат» по этому вопросу?
- С самим Олегом Намом нам встретиться не удалось. Эта система мне вообще непонятна — то ли там руководство постоянно меняется? Наму звонили — встречу назначали два раза, и два раза потом в его пресс-службе извинились, сказали, что у него какая-то встреча.
- А сами поставщики услуг готовы заключать с вами договора?
- 28 мая мы заключили договор с «Алматыэнергосбыт», с остальными работаем, но не хватает документов.
- Какая проблема у вас на данный момент?
- Единственное, что мы хотим — забрать документы на наше жилище у застройщика, но он не отдает — в этом вся проблема. Мы даже написали запрос на пикет, хотели выйти к акимату со своим вопросом — все-таки городская власть должна же нам как-то посодействовать? Но нам не дали проводить такое мероприятие возле акимата, оказывается, можно только в парке за кинотеатром «Сары Арка».
Судья сказал одно, а написал другое
Дальше выяснились еще более интересные вещи. Как-то в одном из куатовских домов потекла крыша, а сервис-служба не предпринимала никаких мер. Тогда жильцы домов на основании ст. 665 Гражданского кодекса обратились с исковым заявлением в суд о понуждении АО «Корпорация «Куат» выполнить ремонт мягкой кровли крыши. Корпорация «Куат» в суде заявила, что никакого отношения к указанным домам не имеет, так как с 1 декабря 2007 года передала их в состав ПКСК «Мерей».
Однако, по словам жильцов, ни к какому ПСКК «Мерей» дома никогда не передавались и документы на них по-прежнему остаются у «Kуата».
Но самое интересное произошло на судебном процессе под председательством судьи Медеуского районного суда г. Алматы Рашида Сулейманова.
- 30 декабря 2008 года, — поведал Кадыр Кемелханов, — на заседании судья зачитал устное решение в нашу пользу — обязать «Куат» выполнить ремонт крыши. А 12 февраля 2009 года мы получили письменное постановление — в пользу «Куата»!!! Мы хотели найти этого судью, но нам сказали, что он уволен по неизвестной причине. Мы подали апелляцию в городской суд.
...Жильцы трех многоэтажек по-прежнему не имеют на руках документов на свои дома и не могут заключить договоры с поставщиками коммунальных услуг. И даже суд и акимат, как показывает практика, «бессильны» против корпорации.
Мы попытались дозвониться до корпорации «Куат», чтобы узнать их ответ на вопрос, почему жильцы не могут получить на руки документы. Дозвониться удалось, а вот комментарий получить — нет. Директора юридического департамента Ильи Шеломенцева на месте не было целый день, а секретарь, страшно разнервничавшись уже от третьего звонка, все пыталась отправить нас в департамент маркетинга. Там с большим удивлением отправляли назад, в юридический. И так по кругу целый день. А в телефонной трубке звучал гимн каутовских строителей:
«Куат» — строители земли,
Рождены, чтобы строить счастье.
Золотые руки строят, поднимают города,
В новую квартиру хорошо войти всегда»...
18.06.2009
Ирина МЕДНИКОВА, www.respublika-kaz.info