Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Не дать уйти в осадок

Поддержка МСБ и рынка недвижимости в период спада экономики окажется эффективной, если будет осуществляться на долгосрочной основе и дело не ограничится разовыми траншами. Финансовый кризис привел к тому, что банки стали пересматривать заключенные...

Не дать уйти в осадок

Поддержка МСБ и рынка недвижимости в период спада экономики окажется эффективной, если будет осуществляться на долгосрочной основе и дело не ограничится разовыми траншами

Финансовый кризис привел к тому, что банки стали пересматривать заключенные ранее договоры кредитования в сторону повышения ссудных процентов и выдавать новые займы по более высоким ставкам (до 25% годовых вместо привычных 12–16%). Это поставило на грань выживания мелкие и средние компании, развивающие бизнес за счет кредитных линий, а также часть населения, попытавшегося улучшить жилищные условия за счет ипотеки.

В целях улучшения условий финансирования отдельных секторов экономики и для создания ликвидности в банковском секторе правительство страны предложило крупнейшим банкам участвовать в государственных программах помощи МСБ и рынку недвижимости.

Уговор дороже денег

О финансировании малого и среднего бизнеса фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» и его дочерняя компания фонд «Даму» договорились с 12 крупными коммерческими банками, направив на эти цели 120 млрд тенге и поставив жесткие условия финансирования. Эффективная ставка — не более 12,5% годовых, срок кредитования — до семи лет, лимит на одного заемщика — до 750 млн тенге. Учитывая, что средним и малым компаниям тяжело в условиях спада выполнять свои обязательства, 70% средств государство рекомендовало направить на рефинансирование ранее выданных МСБ кредитов и лишь 30% — на финансирование новых проектов.

На стабилизацию рынка недвижимости средства через 10 банков пошли двумя траншами, 86 млрд тенге — строительным компаниям на завершение строительства недостроенных объектов в Астане и Алматы и 120 млрд тенге — на рефинансирование ипотечных кредитов физических лиц. По условиям эффективная ставка ипотечного рефинансирования или нового ипотечного кредита для конечного заемщика не должна превышать 9% по социальным и 11% по рядовым кредитам. Освоить казенные деньги банкам предложили до 1 июня по ипотеке и до 1 июля по МСБ.

Как показали первые недели жизни обеих программ, раздача денег шла вяло. К началу апреля, а программы стартовали в марте, по МСБ было освоено 22 млрд тенге (13,6%), по ипотеке — один миллиард (1,2%). Это при том, что банки получали гораздо больше заявок на рефинансирование и выдачу средств.

В прессе зазвучали жалобы на несговорчивых и принципиальных банкиров и сложности рефинансирования. Чиновникам пришлось спешно вмешиваться в ситуацию. Председатель правления фонда «Самрук-Казына» Кайрат Келимбетов пригрозил, что в случае низкого освоения банками средств ресурсы будут отозваны в пользу других банков. В качестве пряника по ипотеке правительство смягчило требования для заемщиков, расширив круг претендентов. В частности, было исключено требование об отсутствии жилья, принадлежащего на праве собственности членам семьи заемщика, призналось, что не более 120 кв. м должна быть полезная площадь, а не общий метраж квартиры, критерий единственного жилья увязывался с населенным пунктом, в котором оно находилось, а не к территории республики в целом, как было ранее.

После потока критики со стороны высоких чиновников банки дружно взялись за дело и на 30 апреля 2009 года освоили 92,5 млрд тенге, или 72,9% выделенных на поддержку МСБ государственных средств, и 30 млрд тенге (25%) помощи ипотечным заемщикам. При этом часть банков уже отчиталась о полном и досрочном освоении полученных от государства ресурсов. Закончили рефинансировать ипотеку АТФ Банк, Цеснабанк, Евразийский банк и Банк ЦентрКредит, kaspi bank. Полностью раздали кредиты МСБ АТФ Банк, Цеснабанк и Альянс Банк.

С рисками растет ответственность

Вместе с тем ничего странного в первоначальной медлительности банкиров нет. Деньги получены от государства на возвратной основе, а качество заемщиков падает. По данным налоговых деклараций, за четыре первых месяца 2009 года выручка предприятий снизилась до уровня инфляции (в годовом выражении — апрель 2009−го к апрелю 2008−го — 8,8%). Падение корпоративного дохода отзеркалилось на заработках сотрудников и вознаграждении владельцев бизнеса, сократив платежеспособность розничных заемщиков банка.

Ухудшение финансовых показателей заемщиков автоматически портит качество судного банковского портфеля, с января по апрель 2009 года доля сомнительных кредитов выросла с 36,6% до 37,6%, безнадежных кредитов — с 3% до 4,4%. Поэтому банки буквально под микроскопом рассматривают финансовые возможности каждого юридического и физического лица.

«Государство предоставило банкам денежные средства для смягчения дефицита в кредитах, и банки несут за них персональную ответственность. Соответственно, коммерческие банки страны заинтересованы в эффективном размещении этого капитала и стремятся уже на первом этапе выдачи кредита предотвратить получение средств изначально несостоятельными заемщиками. Такой контроль требует определенного времени, — говорит директор департамента анализа и управления рисками инвестиционной компании Tengry Finance Бауыржан Тулепов. — Добавим, что работа в целом усложняется падением финансовой устойчивости заемщиков на фоне роста показателя безработицы. Скорее всего, далеко не все заемщики подпадают под требования банков, что, собственно, оттягивает процесс размещения государственного капитала. Несмотря на оправданную заинтересованность государства в быстром наполнении реального сектора необходимым капиталом, мы считаем, что банки в целом правильно подходят к процессу размещения государственных средств. Такая позиция отвечает деловой сущности государственной программы, а не ее форме. Дисбаланс программы заключается в том, что государство рассматривает банки в данной программе всего лишь как канал перераспределения капитала, тогда как на самом деле они являются в ней вполне ответственными кредиторами».

«Обвинений в адрес банков второго уровня поступало много, ведь потребности компаний в государственных ресурсах намного больше выделенных банкам средств. Одномоментно в банки поступило количество заявок, превышающее пропускную способность. При этом банки обязаны соблюдать внутренние процедуры, основанные на требованиях регулятора, а также условия, закрепленные программой “Даму”. Более того, банки ответственны за возвратность средств Национального фонда. Все это сказывается на скорости рассмотрения заявок», — отмечает председатель правления Банк ЦентрКредит Владислав Ли.

Падение доходов негативно отразилось и на кредитном настроении потенциальных заемщиков, заставив их более взвешенно оценивать свои финансовые возможности по возврату долгов. «Возвращать средства в условиях снижения покупательского спроса проблематично; это, по-видимому, главная причина того, что застройщики неохотно пользовались кредитами от государства», — считает директор департамента консалтинга «ЦКН-Консалтинг» Ольга Айбасова.

Статистика показывает, что за март 2009 года займы в долларовом эквиваленте показали рост на 2,2%, а в тенговом упали на 2%. Тем самым страхуя валютные риски, банки активизировали рефинансирование и выдачу новых ссуд в иностранной валюте. С учетом того, что обслуживать валютный кредит после девальвации тенге непросто, с понижением объемов выручки и сокращением личных доходов МСБ и розничным ипотечным заемщикам все сложнее обслуживать такие долги.

Роста не будет

Первые результаты реализации госпрограммы можно оценить положительно. МСБ и ипотечные заемщики получили послабление по выплате долгов, а значит, массовых банкротств и дефолтов не последует. Банки, пусть не намного (кредиты банков экономике по итогам марта повысились лишь на 0,2%), все же нарастили кредитную базу.

Вместе с тем говорить об эффективности освоения средств пока рано. Надо дождаться итогов второго квартала 2009 года, чтобы понять, какую пользу принесли выданные по госпрограмме деньги. По словам вице-министра экономики и бюджетного планирования Марата Кусаинова, объем неудовлетворенного спроса на кредитные ресурсы со стороны МСБ сегодня составляет порядка 450 млрд тенге. К тому же не факт, будут ли вообще эффективно работать выделенные бюджетные деньги, когда экономика не вышла из кризиса, падает производство, урезаются расходы, идет снижение в секторах, которые как раз рефинансируются.

Если посмотреть на отраслевой разрез выделенных для МСБ траншей, то 43,1% приходится на торговлю, 30,3% — на услуги, 9,9% — на промышленность.

По данным статистики, объем розничного товарооборота торгующих организаций (в первую очередь ретейла) за январь–март 2009 года вырос по сравнению с аналогичным периодом 2008−го на 40,7%. А оптовый товарооборот с начала 2009−го снизился на 54,1%, составив 26,3 млрд тенге. Снижение темпов роста обусловлено снижением уровня доходов населения страны. Поэтому торговым компаниям приходится пересматривать собственные инвестиционные планы.

В обрабатывающей промышленности в январе 2009 года по отношению к январю 2008−го произошло резкое снижение производства на 12,4%. Производство машин и оборудования уменьшилось на 38,7%, производство готовых металлических изделий — на 46,8%. Число дефолтов компаний реального сектора экономики за последние полгода составило 16 и, по оценкам аналитиков, будет расти. А значит, кредитуя производственные компании, банки рискуют получить гарантированный невозврат.

Расширение клиентской базы по рефинансированию не решает проблему активизации ипотечного рынка, ведь деньги пойдут на обслуживание старых долгов, а не на выдачу новых займов. Большинство банков сегодня не выдают собственные ипотечные займы, а те, кто кредитует из собственных средств, ставит заемщикам высокие проценты (20–25%) и большой первоначальный взнос.

С одной стороны, строительные компании получили ликвидность, но с другой — дела в строительстве складываются не лучшим образом, компании очень зависимы от кредитных ресурсов, но показывать высокие темпы роста, чтобы привлечь финансирование, когда экономика падает, сложно. «Бюджетные деньги свою цель в части расшивки ликвидности строительного сектора выполнили. Дальше сектор должен развиваться за счет рыночных денег, но банки сегодня не желают кредитовать строительство, поскольку дно на этом рынке еще не достигнуто, как и дно в экономике страны, а оно ожидается лишь к началу 2010 года, — полагает руководитель аналитического центра инвестиционной компании Asyl Invest Дамир Сейсебаев. — Нас еще ждет снижение ВВП в течение трех кварталов 2009 года, и кредитовать отрасль с повышенной угрозой роста просрочки кредитов глупо».

Чтобы средства бюджета не ушли на латание дыр, необходимо продолжить вливание капитала в МСБ. Однако банки, отчитавшись по госпрограмме, будут кредитовать из своих денег меньше, но более требовательно подходить к заемщикам и искать интересные инвестпроекты, которые могли бы вернуть деньги. Есть ли таковые сейчас у МСБ — большой вопрос, и до кризиса банки особо сектор МСБ не жаловали, предпочитая работать с более крупными корпоративными клиентами или же наращивая объемы кредитования за счет массового потребительского кредитования.

Банки могут сами кредитовать, но создают высокие провизии, большая часть прибыли идет на эти цели. Доля сформированных провизий на 1 января 2009 года составила 15,2% от ссудного портфеля банков. С начала года провизии увеличились на 535,2 млрд тенге, или на 52,2%.

«Для банков главное развиваться, наращивать кредитный бизнес, но за счет чего? Казахстанские банки сильно подпортили свою кредитную историю, в частности БТА и Альянс Банк, когда речь пошла о возможной реструктуризации долгов. Когда внешние источники фондирования откроются, к Казахстану будут подходить очень осторожно, соответственно деньги для наших банков будут оставаться дорогими», — комментирует Дамир Сейсебаев. По мнению аналитика, можно и дальше рассчитывать на стратегическое партнерство государства и крупных банков. Но средства у государства не резиновые, 10 млрд долларов антикризисной программы были рассчитаны на скорейший выход из кризиса.Темпы развития экономики показывают, что нас ждет спад ВВП порядка 3%, и в 2010 году мы будем лишь восстанавливаться, но не сможем до конца восстановить потери 2009−го. Для банков стала бы идеальной ситуация, если бы возник вопрос о реструктуризации их внешних долгов при активном посредничестве государства. Такой шаг уже делается. На прошлой неделе делегация казахстанских банкиров начала в Лондоне переговоры с кредиторами о реструктуризации займов казахстанских банков — БТА Банка и Альянс Банка.

Вполне вероятна ситуация, когда государству придется вновь вливать деньги в экономику посредством госпрограмм через банки второго уровня. Возможно, и неоднократно — без дальнейших траншей выданные сегодня деньги могут оказаться бессмысленной тратой.

18.05.2009

Татьяна Батищева, www.expert.ru

kn.kz
>
Статьи