Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Мунавара Палташева: у кого воруют - тех и наказывают

Как государство реально поддерживает предпринимателей в условиях кризиса? Можно ли выиграть тендер без отката? Помог ли нашим бизнесменам мораторий на проверки малого и среднего бизнеса (МСБ)? На эти и другие вопросы наших читателей отвечает исполнительный директор ...

Как государство реально поддерживает предпринимателей в условиях кризиса? Можно ли выиграть тендер без отката? Помог ли нашим бизнесменам мораторий на проверки малого и среднего бизнеса (МСБ)? На эти и другие вопросы наших читателей отвечает исполнительный директор Форума предпринимателей Казахстана Мунавара ПАЛТАШЕВА (на снимке).

Рустам КАМАЛОВ, Алматы:

Ведете ли вы статистику - сколько казахстанских предприятий остановили работу из-за кризиса?

- Да, мы делали такой анализ. По сравнению с прошлым годом падение активности бизнеса составляет 60-70 процентов. На 30 процентов уменьшилось количество действующих частных компаний и на 10 процентов - государственных.

На малый бизнес кризис повлиял меньше всего. Ведь он от банков не слишком зависит, зачастую рассчитывая на свои внутренние резервы. Малый бизнес мобильнее: легко подстраивается под ситуацию и перестраивается быстрее.

Виктор ШАПОШНИКОВ, Астана:

Наши чиновники утверждали, что девальвация - это плюс для бизнеса. Вы можете разъяснить, чем конкретно она помогла?

- Никаких плюсов! Товары ведь подорожали: их завезли по одной цене, продали по старому тарифу, а возвращать деньги нужно уже исходя из новых цен. Покупательская способность упала, доллар вырос, а бизнесмены вынуждены удерживать свои цены, чтобы не остаться совсем без клиентов.

Девальвация хороша для экспортеров и крупного бизнеса, а не для МСБ. И государство всегда должно учитывать это. Ведь успешно работающий малый бизнес - это снижение социального напряжения, занятость населения и, как следствие, политическая стабильность. Поэтому малому бизнесу нужно уделять внимание, а не пускать его развитие на самотек.

Дмитрий АХРЕМУШКИН, Талгар:

Изменилось ли что-то с вступлением в силу нового Налогового кодекса с 1 января 2009 года?

- Абсолютно ничего. Президент дал поручение разработать кардинально новый Налоговый кодекс с учетом интересов МСБ, значительно уменьшить его налогообложение. Но в итоге в новом кодексе оказались учтены интересы только крупного бизнеса.

Того, чего ждали от него бизнесмены, они так и не увидели. Мы только слушаем бесконечные песни депутатов о том, что жить МСБ стал хорошо.

Гюрол БАККАШ, Алматы:

Увеличилось ли количество жалоб на рейдерство?

- Ко мне никто с жалобами на это не обращался, но я много слышала о таких случаях, особенно в Карагандинской и Восточно-Казахстанской областях. Поступает информация, что идет достаточно жесткое применение рейдерских методов на государственном уровне. Используют достаточно интересную схему. Обвиняют кого-то в лжепредпринимательстве (хотя человек чаще всего не виноват: он просто сотрудничал с фирмой, которая не платит налоги). У нас ведь всегда так: наказывают не того, кто ворует, а того, у кого воруют.

Серик САПИЕВ, Алматы:

Возможно ли в Казахстане выиграть тендер без откатов? Если да, то подскажите - как?

- Тендеры давно стали кормушкой родственников и друзей руководителей компаний. А тут еще национальные компании наловчились в своих договорах о госзакупках указывать условия: они оплачивают услуги или товары только через энное количество времени после их поставки. То есть малый и средний бизнес, по сути, кредитует крупные национальные компании. Таким образом то, что было задумано как господдержка, снова превратилось в кормушку для избранных. И тем не менее бизнесмены, чтобы хоть как-то работать, соглашаются на эти госзаказы.

Можно ли выиграть тендер без взяток? Не знаю. Одна надежда - на электронные торги. Я не знаю ни одного бизнесмена, который выиграл тендер честно.

Вопрос газеты “Время”:

1 июля 2009 года завершается мораторий на проверки малого и среднего бизнеса. Целесообразно ли было вообще его вводить? Что изменилось за время его действия и что будет дальше?

- Тотальный надзор и контроль за предприятиями - это то, что осталось нам в наследство еще с советских времен. Понятное дело, в СССР государственную собственность берегли от вороватого народа. Сейчас частную собственность берегут от... самого собственника! И контроль этот столь всеобъемлющий, что к 2002 году работать стало просто невозможно. Тогда мораторий вводили при условии, что за период его действия нужно было пересмотреть работу контролирующих органов, чтобы их деятельность для бизнесменов была четкой и понятной. Но за прошедшие годы ничего не изменилось. Единственное, чего нам удалось добиться, - так это регистрации самих проверок в прокуратуре.

В 2006 году приняли Закон “О частном предпринимательстве”. В нем есть пункт, в котором сказано: все, что касается безопасности, здоровья, жизни граждан, экологии, - проверяется без регистрации. То есть, по сути, проверяющие опять избежали бдительного прокурорского ока.

Проверяют тебя - ты виновен, не проверяют - тоже. Ну дайте предпринимателю возможность работать, научите его правильно это делать!

Через два месяца действие моратория закончится, и мы вновь вернемся к той же громоздкой системе проверок, которая не дает бизнесу дышать.

Как-то в Штатах мы зашли в одну типографию и спросили, когда они последний раз были у налоговиков. В ответ - удивление: “А что мы такого сделали?” Нам рассказали: типография работает 12 лет, все эти годы они отправляют отчеты почтой, и к ним еще ни разу никто не приходил! А как у нас? Мало того, что формы отчетности в разные инстанции дублируют друг друга - так еще между проверяющими органами нет никакой взаимосвязи, и людям приходится ходить из одной инстанции в другую с кипой документов. К тому же требования пожарных и СЭС зачастую противоречивы: одни, например, требуют ставить железную дверь, другие не разрешают этого делать в целях заботы о здоровье работников.

Ермек БУРУМБАЕВ, Караганда:

Справедливо ли, что государство тратит астрономические суммы на поддержку крупного бизнеса, забывая о малом и среднем?

- Я считаю, что у нас лукавят, называя поддержкой МСБ финансирование банков. Причем банки на финансовых программах государства еще и деньги зарабатывают. И путь не говорят, что это поддержка МСБ! Пусть лучше действительно помогут, установив предпринимателям реальные процентные ставки. Господа банкиры, если уж приходится затягивать пояса, то давайте будем делать это вместе!

Алишер, Алматы:

Можете ли вы назвать какие-то конкретные шаги государства в поддержку предпринимателей во время кризиса?

- Форум предпринимателей Казахстана инициировал создание антикризисного совета при правительстве республики, в его состав вошли предприниматели. Возглавляет совет премьер-министр Карим МАСИМОВ. На повестке дня - несколько пунктов.

Первое - разрешительная система, в которую входит лицензирование, сертификация, аккредитация, аттестация. Сейчас у нас существует около 350 видов разрешений. Хотя в той же России их не более 100, в Европе - менее 10. И это - наша цель.

Второе - ликвидация предприятий. Сейчас у многих бизнесменов существуют предприятия, которые они не могут закрыть годами. Если ты учредитель незакрытого предприятия, то не имеешь права открыть новое. Мы предлагаем эту процедуру упростить, вычистить реестр и оставить только тех, кто имеет долги. По статистике, у нас зарегистрировано 286 тыс. юридических лиц, а работает примерно 110 тысяч.

Третье - сокращение отчетности.

Четвертое - контроль за нормативно-правовыми актами, ухудшающими положение бизнеса. Примером может послужить проект закона о регулировании алкогольной продукции. Если его примут, то, по нашим подсчетам, только в Алматы и в областных центрах закроются 5 тысяч мелких магазинов. А это - новый всплеск безработицы и, соответственно, - социальной напряженности.

06.05.2009

Виктор Бурдин, www.time.kz

kn.kz
>
Статьи