Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Ипотечный вирус

Слово «ипотека» имеет некое магическое влияние на людей, причём вначале это воздействие положительное, а потом обязательно становится негативным. Все хотят жить во дворцах, чтобы в комнатах можно было играть в футбол, а в гостиной устраивать банкеты.

Слово «ипотека» имеет некое магическое влияние на людей, причём вначале это воздействие положительное, а потом обязательно становится негативным. Все хотят жить во дворцах, чтобы в комнатах можно было играть в футбол, а в гостиной устраивать банкеты.

Мечта о королевской жизни, наверное, есть у каждого человека вне зависимости от возраста, национальности, пола и характера. Советский период уравнял все эти мечты, сведя их к стандартным квадратным метрам, и дворцы оставались только в сказках или средневековых романах. Но свободный рынок пробудил уснувшие мечты, которые за долгое время спячки стали более безрассудными и гипертрофированными. Этому способствовало и то, что появившийся вдруг ниоткуда волшебник стал предлагать лёгкую и быструю реализацию жилищных мечтаний. Не надо работать всю жизнь, чтобы в конце жизни обессмертить себя, построив «пирамиду». Возьми кредит и живи во Дворце уже сейчас, как бессмертный Бог на Олимпе.

Весь западный мир живёт в кредит, и это нормально, внушали нам средства массовых коммуникаций. Но для Запада это действительно нормально, ведь там капитализм развивался столетиями, постепенно. И институт кредитования формировался путём взлётов и падений, выработав у заёмщиков и кредиторов определённый иммунитет к неожиданным поворотам рыночной экономики. Ни у кого на Западе даже мысли не возникает о том, чтобы помочь постороннему человеку, который в силу обстоятельств не может выплатить задолженность по кредиту. И этот человек отдаёт кредитору залоговое имущество, понимая, что виноват только он сам и за свои ошибки тоже должен отвечать самостоятельно. А кредитор, не жалея заёмщиков, забирает у них последнее, а если отбирать нечего, должник становится банкротом, понимая, что он ошибся и проиграл.

Наше общество не имеет подобного иммунитета. И эта кредитная вирусная инфекция заразила незащищённый организм нашей экономики, затронув практически каждый её элемент. Все мы поражены тяжелым недугом, который отыскивает ещё здоровые клетки и не оставляет им никакого шанса. Этот смертельно опасный вирус, зародившийся в недрах капитализма, называется «процент».

Это особенно поучительно: в крупнейших мировых религиях было запрещено давать деньги под проценты. Можно давать деньги просто в долг, но не для того, чтобы на этом заработать. Ещё в древности люди знали, как опасен этот вирус, и пытались защитить своих потомков от заболевания. Но без процента невозможно развитие свободного рынка, и христианская религия под давлением предпринимателей отступила, разрешив давать деньги в долг под проценты. Противостоять этому сумело мусульманство, которое традиционно запрещает процентную политику. Вероятно, следствием этого является тот факт, что банки мусульманских стран не имеют таких серьёзных проблем с невыплатой заёмных средств должниками.

Однако именно возможность получения процентов с выданных в долг денег стала мощнейшим стимулятором бурного развития рыночной экономики и капитализма. Финансовые институты сначала выдают деньги предприятиям для производства товаров. Для того, чтобы предприятия больше работали и, соответственно, приносили прибыль и банкам, последние стимулируют потребителей брать кредиты на покупку этих товаров, потому что в наличии таких денег у простых людей нет. Это естественный процесс развития капиталистических отношений, который не учитывает личностно-психологические аспекты проживания жизни в долг. Считается, что, если человек кому-то должен возвращать деньги, то он будет больше работать и зарабатывать, и, соответственно, если все будут так много работать, чтобы вернуть долги, то вся экономика будет эффективнее развиваться.

Однако это правило работает с большими исключениями и только в строго определённых пределах. Когда кредитов становится слишком много и их очень легко получить, цена товаров возрастает, что, в свою очередь, ведёт к удорожанию и увеличению кредитов. Замкнутый круг, воронка, в которой скорость движения становится всё быстрее и быстрее, пока не превращается в вихревое торнадо, разрушающее всё на своём пути. Каждый, кто волей или неволей оказался затянутым в эту воронку, не сможет выйти из неё без ущерба для себя. Карл Маркс по этому поводу писал: «Владельцы капитала будут стимулировать рабочий класс покупать всё больше и больше дорогих товаров, зданий и техники, толкая их тем самым брать всё более дорогие кредиты до тех пор, пока кредиты не станут невыплачиваемыми. Невыплачиваемые кредиты ведут к банкротству банков, которые будут национализированы государством, что в итоге и приведёт к возникновению коммунизма».

Конечно, до коммунизма ещё очень далеко, но невыплачиваемые кредиты и национализация банков уже имеют место. Этот кризис невыплачиваемости, как и торнадо, остановить невозможно, пока он сам не потеряет свою разрушительную силу. После него нужен большой период восстановления, и без помощи государства, конечно, не обойтись. Запад незамедлительно принял решение о частичной национализации финансовых структур, чтобы уменьшить ущерб от кредитного «торнадо». Однако на Западе государство не рефинансирует долги заёмщиков. Люди, которые не могут заплатить за ипотеку, оставляют дома банкам и даже не успевают забрать все свои вещи. Никого не волнует, куда пойдут лишившиеся жилья люди. Они рискнули, взяв ипотеку, и проиграли. Это жизнь, которая как раз и состоит из побед и поражений, и надо уметь с достоинством переносить и то и другое.

У нас люди не могут достойно переносить ни того ни другого. И это не их вина, а, скорее, беда, причём беда национального масштаба. Люди, стремившиеся к реализации мечты, заражённые этим дьявольским вирусом – процентом, стали жертвами, затянутыми в воронку кредитного «торнадо». К сожалению, помочь им практически невозможно, особенно если степень «разрушения» очень высокая.

Но общество должно сопереживать и максимально стараться помочь пострадавшим, которые поневоле стали волонтёрами, первыми опробовавшими на себе действие сильнейшей прививки против смертельно опасного вируса под названием «процент». Кризис, обваливший цены на недвижимость и поставивший многих простых людей на грань банкротства, стал первой прививкой для нашего экономического сознания. Эти люди, если благополучно выберутся, уже приобретут иммунитет и не будут попадать в кредитную воронку. А те, кого этот кризис не затронул, должны быть благодарны волонтёрам, на своём примере показавшим опасность заболевания и трудность излечения. Будем надеяться, что прививка станет эффективной и выработает иммунитет у всех наших граждан.

27.04.2009

Айгуль Тулембаева, www.megapolis.kz

kn.kz
>
Статьи