Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Бог вам в помощь

Еще вчера говорить о социальной ответственности бизнеса было в порядке вещей: бизнесменов, по их же словам, напрягали проспонсировать детдома, инвалидов и даже праздничное мероприятие на уровне города. Сегодня ситуацию в корне изменил мировой финансовый кризис.

МСБ не до социальной ответственности. Кто бы помог самому бизнесу

Еще вчера говорить о социальной ответственности бизнеса было в порядке вещей: бизнесменов, по их же словам, напрягали проспонсировать детдома, инвалидов и даже праздничное мероприятие на уровне города. Сегодня ситуацию в корне изменил мировой финансовый кризис. Сменилось отношение к предпринимателям. Теперь от них просят быть ответственными в первую очередь за своих сотрудников, дабы не увеличивать число безработных. Где справедливость между бизнесом и социально уязвимыми слоями общества, попытались определить наши респонденты.

Бердибек Сапарбаев, министр труда и социальной защиты населения РК:

– Несмотря на кризис, бизнес хорошо стоит на но-гах. Есть со-ответствующие доходы. Предприятия развиваются. Это все благодаря стабильности Казахстана и безопасности, которая была создана для развития бизнеса, тому законодательству, которое есть в нашей стране. Поэтому бизнес должен помогать в решении некоторых социальных проблем.

Это не говорит о том, что государство не будет заниматься социальными вопросами или будет принуждать бизнесменов к чему-то. В основе этого лежит принцип добровольности, когда каждый бизнесмен или компания по мере своих возможностей должны оказывать помощь школам, больницам, детским садам. На сегодняшний день я могу сказать, что по Казахстану заключено свыше 2410 меморандумов на сумму 43,1 млрд тенге. Эти средства будут направлены на строительство объектов образования, здравоохранения, культуры, спорта и оказание помощи малообеспеченным слоям населения.

Насима Калиева, генеральный директор ТОО «Аксай-нан»:

– Я убеждена, что бизнесу необходимо вступать в диалог с об-ществом и государством, принимать участие в жизни простого народа. В первую очередь мы несем ответственность перед подрастающим поколением. Своей деятельностью мы должны показать детям, что в них нуждаются, что их ценят. Они – будущее нашей страны, от них очень многое зависит.

Я считаю так: чем может бизнес сейчас помочь, тем и помогает. Мы, например, стараемся помогать своей продукцией. Кроме того, считаю, что наша ответственность заключается в производстве качественной продукции. Но, с другой стороны, нужно оказывать не только материальную помощь – она не всегда ощутимая, но и морально-духовную. Например, оказание помощи в проведении конкурсов талантов, различных спортивных соревнований с участием детей и их родителей. Здесь много работы. И нужно делать ее общими усилиями.

Виктор Ямбаев, президент Алматинской ассоциации предпринимателей:

– Я убежден, что в первую очередь социальная ответственность бизнеса должна распространяться именно на компании-недропользователи, которые отравляют экологию и используют невозобновляемые ресурсы. Если говорить о том, чтобы переложить социальную ответственность на малый и средний бизнес, то это безответственно и глупо.

Вообще социальная ответственность должна быть обоюдной со стороны бизнеса и государства. Это не дорога с односторонним движением, когда бизнесу навязывают некий стандарт, что еще хуже – международный стандарт. Работодатель несет ответственность за хорошие условия труда, государство – за хорошие условия жизни.

Партнерство бизнеса и государства – это и есть основа взаимной ответственности перед обществом. Но вы же знаете, что чиновники зачастую могут испортить и самые добрые начинания. К счастью, еще пока не создан надзорный орган, который будет отслеживать, оказал ли тот или иной предприниматель материальную поддержку или нет и в каком объеме.

Тимур Назханов, вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей:

– Сегодня, в условиях кризиса, объемы продаж субъектов МСБ существенно упали. Если в начале 2008 года в среднем на 25–30 процентов, то к концу года – на 45–50 процентов, а уже в начале этого года – на 70 процентов. Больше всего пострадало производство. Кризис затронул и торговлю: в супермаркетах ассортимент товаров заметно оскудел, в основном идет продажа продуктов питания. Упала покупательская способность, соответственно, предприниматель не может выпускать товары. И даже несмотря на меморандумы, заключенные госорганами с субъектами МСБ после девальвации тенге, по недопущению роста цен на основные продукты. Хотя большого повышения не было, несмотря на то что некоторые товары закупаются за границей, за доллары.

Плюс к этому бизнес долгое время не мог получить кредиты в банках, так как в прошлом году были сумасшедшие ставки, а потом в банках вовсе не было денег. Наконец-то в апреле стали осваиваться бюджетные деньги, 750 млн вместо 1 млрд долларов, – девальвация снизила предполагаемые 120 млрд тенге.

Мало этого, в регионах местные бюджеты, недополучая налоги, решили покрыть их за счет других поступлений. Взвинтили цены на свои услуги коммунальные службы. По воде начали с Алматы – в 5,8 раза подскочила цена на пользование водой. А на изменение договоров, техусловий требуется время, различные подписи, деньги. По электроэнергии год назад правительство приняло постановление – подключать к электрическим мощностям малый бизнес бесплатно. Постановление сегодня практически невыполнимо. Долгое время коммунальщики трактовали его так, что до 50 кВт электроэнергии бесплатно, выше надо платить, неважно – малый бизнес ты представляешь или средний. С января этого года они вроде поняли, что все-таки малый бизнес должен подключаться бесплатно, а средний бизнес бесплатно до 50 кВт, а что дальше – по 68 тысяч за каждый киловатт тоже немалая сумма, согласитесь. Но и это не работает, так как кругом все сети изношены, ничего не работает. По крайней мере, мне неизвестно, чтобы кто-то из предпринимателей подключился по этому постановлению.

В таких вот условиях сегодня живут предприниматели. И я не слышал, чтобы кого-то из них напрягали еще оказывать социальную помощь. Ситуация такая, что госорганы больше обеспокоены тем, чтобы не поднимались цены на товары. В связи с чем во всех областях акиматы проводили работу с предпринимателями, заключали с ними меморандумы. Также были просьбы, если можно так назвать, не увольнять своих рабочих на предприятиях. Для местной власти это самая больная проблема. Сверху им дали указание, чтобы ни в коем случае не допускать социальной напряженности в связи с ростом числа безработных. Социальная ответственность не так актуальна, хватает других головных болей. Не до жиру, быть бы живу.

Саулета Толганбаева, директор частного фонда «Орлеу»:

– Сейчас напрягать МСБ, который еле-еле держится на плаву в условиях, когда не все банки второго уровня могут поддержать их, их производство, было бы совершенно неуместно, то есть требовать от них дополнительного вливания денег. Но при всем при том, конечно, бизнесмены должны понимать, в какой среде находятся малоимущие, пенсионеры, трудовики фронта, те люди, которые должны быть хоть как-то поддержаны. Думаю, будучи нормальным здоровым обществом, мы должны помогать таким согражданам и заниматься благотворительностью. Благотворительность – это замечательное дело и за это воздастся.

Но если это есть поборы, которые могут идти на какие-то празднества, банкеты, то есть на излишние вещи, конечно, это совершенно неприемлемо взимать с предпринимателей дополнительные деньги. Если же это касается инвалидов, детей-сирот, считаю, мы можем найти хоть какие-то деньги, хотя бы даже из своей зарплаты.

Нурлан Еримбетов, политолог, председатель ЦАИ «Альтернатива»:

– Вообще аморально было властям заставлять бизнесменов оказывать некую помощь и работать за государство. Государство должно обеспечивать хороший сбор налогов и само заниматься социальными проблемами. А всякие благотворительные акции и прочее должно быть личным делом каждого бизнесмена, вообще любого человека, у которого есть душа, у кого есть Бог в сердце. Это решение, которое человек принимает лично. Поэтому регулировать благотворительность – это вообще безнравственно.

Это раньше так было. Я этим тоже занимался, когда работал в акимате: вызывал, просил быть благотворительными. А сегодня считаю, это в корне не верно. Государство должно дать бизнесменам хорошие заказы, способствовать их развитию. Взимать с них налоги, отменить действующий мораторий на проверки МСБ и в дальнейшем вообще прекратить эту практику. Предприниматели должны работать, платить налоги и не уходить в теневой бизнес.

Для многих благотворительность – это некий откуп от реальной проверки. Он может укрыть в теневом бизнесе миллиарды долларов и при этом дать подачку в несколько тысяч тенге. Сегодня государство должно заниматься тем, чтобы с тех скрытых миллиардов бизнесмены платили налоги, а они шли бы в бюджет и на социальные программы. Это нормальная практика, и не надо взывать к какой-то помощи – это неправильно и признак слабости государства, власти, которая просит помочь собственным детям, собственным инвалидам, убогим людям, это показатель ее бессилия. Государство само должно помогать обездоленным людям в соответствии с государственными программами, которые финансируются из бюджета, а бюджет – за счет налогов. Зачем закрывать глаза на то, что сегодня многие бизнесмены уводят миллиарды тенге или долларов в теневой бизнес?

23.04.2009

Асан Куанов, www.liter.kz

kn.kz
>
Статьи