Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

КСК, ЖЭУ, кондоминиум и другие

Не везет Шымкенту со всевозможными кооперативами собственников квартир, жилищно-эксплуатационными управлениями, кондоминиумами и иже с ними. Очередная компания по организации городских ЖЭУ практически официально заявила о прекращении своей деятельности.

Не везет Шымкенту со всевозможными кооперативами собственников квартир, жилищно-эксплуатационными управлениями, кондоминиумами и иже с ними.

Очередная компания по организации городских ЖЭУ, с трудом продержавшись чуть больше двух лет, практически официально заявила о прекращении своей деятельности.

Несмотря на бум строительства, жилой фонд Шымкента стремительно устаревает. Коммуникации, внутридомовые сети, кровля и элементарное благоустройство домов требуют хозяйского подхода и немалых вложений. А вот рачительного хозяина здесь как раз и не оказывается.

В советские времена практически каждый район находился на обслуживании местных ЖЭКа или ЖЭУ. Большинство этих коммунальных служб были ведомственными - принадлежали крупному промышленному предприятию, с баланса которого и осуществлялось финансирование всех затрат, связанных с обслуживанием коммунального хозяйства жилых домов. С приходом рыночной экономики богатых хозяев у ЖЭКов не осталось. А работы - только прибавилось.

Помнится, где-то в середине 90-х (период постсоветского кризиса), в городском акимате страстно обсуждалась тема жилищно-эксплуатационного обслуживания - кто, за сколько, и как, должен обеспечивать порядок в жилых домах. Некий чиновник, побывавший к тому времени где-то за границей, вдохновенно объяснял, что у буржуев каждый дом принадлежит определенному хозяину. А в оплату, собираемую с жильцов, входят и средства на обслуживание внутридомового хозяйства.

Но коли в Шымкенте каждый стал хозяином и собственником одной отдельной квартирки, то теперь жители многоэтажек должны сами объединяться, определять необходимый объем работ и скидываться на проведение ремонта, - логично рассуждал чиновник.

В конечном итоге содержать в порядке и исправности свой дом выгодно прежде всего самим хозяевам - доказывали и доказывают теоретики жилкомхоза. Так или иначе зимой, например, придется платить за отопление. Ведь даже юридически тепловики имеют право требовать оплату с абонентов, если докажут, что подали необходимый объем тепла к элеваторному узлу. Внутридомовой съем теплоносителей - задача самих абонентов. А здесь без обслуживания сетей не обойтись. И если жители осенью сэкономят на чистке и продувке батарей, то зимой либо будут тратить дополнительные средства на обогрев жилища с помощью электричества и газа (что чревато проблемами в виде коротких замыканий, перебоев с электричеством, дефицита газа). Либо будут замерзать в квартирах, что также грозит не менее затратными последствиями. Так не лучше ли потратить деньги на ремонт радиаторов?

Однако встает следующая задача - нужно не просто заплатить мастерам, но обеспечить КАЧЕСТВЕННЫЙ ремонт. А значит, нужна специализированная организация, которая бы гарантировала качество своих услуг.

- Наверняка в каждом многоквартирном доме найдутся такие жильцы, которые в состоянии сами справиться со всеми подобными проблемами, - рассуждали в акимате. - Так давайте поможем жильцам в организации их собственных жилкомхозов, (КСК, ЖЭУ, кондоминиумов) и они сами все будут делать. Кто же лучше хозяев позаботится о том, чтобы и лишнего не платить, и качество соблюсти?

Мысль проста и понятна. И в акимате, уже с 90-х годов, периодически пытаются "помочь и подсказать" гражданам как организовать общественное домохозяйствование. Однако, как показала вся дальнейшая история, идея воплощалась в реальность лишь в исключительных, единичных случаях.

Вначале стали организовывать кооперативы собственников квартир. Первые КСК были апробированы в Алматы, и говорят, там дело пошло. Во всяком случае шымкентцам постоянно приводили в пример работу КСК южной столицы, рекомендуя жителям ездить в Алматы "делиться опытом".

Однако в Шымкенте, где было создано с полсотни КСК, работоспособных можно было пересчитать по пальцам одной руки. Остальные скорее стали примером того, как делать не надо. Неразрешимой проблемой для новоявленных председателей КСК стали вопросы финансовой отчетности перед своими членами. И дело даже не в том, что председатели КСК требовали с членов кооператива слишком много денег. Денег и правду требовалось много, но председатели могли объяснить, куда и зачем они уходят. Но вот остальные члены кооператива, рядовые жители, в большинстве своем упорно не желали понимать необходимость периодических взносов. Многоквартирный дом становился отнюдь не объединяющим фактором, а напротив. Интересы многочисленных хозяев никак не могли объединиться. Если жильцы первого и последнего этажа, мучимые проблемами с подвалами и протекающей крышей, еще проявляли желание консолидироваться, то жильцы средних этажей ощущали себя в безопасности, и предпочитали "не открывать двери" общедомовым проблемам. Опять же, у некоторых жильцов элементарно не было средств, чтобы участвовать в благоустройстве своего дома, другим было откровенно все равно, а третьи не желали "платить за соседа".

В общем, изначально в нашем постсовестком жилом фонде выявилась одна аксиома - новые организации популярностью и спросом у населения не пользуются, и главная рыночная составляющая - хозрасчет, им не светит.

Впоследствии, правда, теоретики из акимата во всем обвинили систему КСК - мол, сама идея с кооперативами была неверной. Попробовали внедрять в Шымкенте и кондоминиумы. Результат - тот же.

В 2006 году акимом в Южно-Казахстанскую область пришел Умирзак Шукеев, который опять таки начал объяснять шымкентцам вышеприведенную логику о необходимости жилищно-эксплуатационной организации. Мол, в Астане прекрасно действует система ЖЭУ, и то же надо делать в Шымкенте. Причем главный принцип - самофинансирование, но для утряски организационных моментов становления из бюджета выделялись приличные суммы.

Никто из шымкентцев не решился объяснить Умирзаку Естаевичу, что все это в Шымкенте уже было и не работало. Тем паче, что из городского бюджета на организацию ЖЭУ выделялись 200 миллионов тенге. Так что, ЖЭУ создали. Просуществовали они до марта этого года, практически не проявив себя ни в благоустройстве придворовых участков, ни в ремонте внутридомовых коммуникаций, ни в подготовке к зиме.

Видимо, сейчас в Шымкенте ожидают появления нового названия для жилищно-эксплуатационной организации, чтобы вновь попытаться объяснить шымкентцам элементарную логику ее существования и деятельности…

18.03.09

Юлия Латышева, www.gazeta.kz

kn.kz
>
Статьи