Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Куда идем мы с МСБ?

Компании должны использовать свои внутренние резервы по максимуму, для того чтобы остаться на рынке. Несмотря на кризис, политику предприятий желательно ориентировать не на выживание, а на развитие. Государству, в свою очередь, рекомендуется проводить ...

Компании должны использовать свои внутренние резервы по максимуму, для того чтобы остаться на рынке. Несмотря на кризис, политику предприятий желательно ориентировать не на выживание, а на развитие. Государству, в свою очередь, рекомендуется проводить единую республиканскую PR-кампанию по позитивному настрою населения и предпринимателей. О том, как необходимо выживать компаниям во время кризиса в интервью «Капитал.kz» рассказал Максим Гандрабура, управляющий партнер консалтинговой компании «IGM consulting company».

– В прошлом году Вы говорили, что кризис способствует стабилизации экономики Казахстана. Придерживаетесь ли Вы и сейчас такого мнения? Не способствует ли кризис разрушению экономики?

– Не совсем так. Я говорил о том, что происходящий финансовый кризис способствует оздоровлению экономики. Если рассматривать в качестве примера медицину, то вы знаете, хорошее лечение невозможно без неприятных процедур. Мы испытываем на себе интенсивное лечение. От нас требуется не только терпеть некоторые неудобства, но и, самое главное, самим предпринимать активные шаги к выздоровлению.

Сегодня стало реальным осознать, какие колоссальные возможности для перестройки экономики страны и поднятия уровня жизни населения мы потеряли за прошедшие годы широкой доступности капиталов и бурного роста потребления. Но и теперь наши возможности по стабилизации и росту экономики велики. При определенных протекционистских мерах со стороны руководства государства возможно осуществить давно задуманное развитие импортозамещающих производств в Казахстане. Этому благоприятствуют следующие факторы: больше половины товаров, потребляемых в республике, импортируется, в стране имеется подавляющее большинство ресурсов для организации отечественного производства аналогов.

Создав отечественные производства, мы сможем увеличить количество рабочих мест (решить проблемы занятости), увеличить налоговые поступления (повысить доходную часть бюджета), заставить деньги работать на развитие потенциала страны (ликвидируем отток импортной выручки), обеспечим казахстанских потребителей наиболее востребованными товарами (продовольственная безопасность страны).

Многие экспортно-ориентированные страны уже давно прошли этап освоения внутреннего рынка потребления, и в данном случае они испытывают гораздо более значительные трудности. В какой-то степени наша неразвитость в части удовлетворения внутреннего спроса отечественной продукцией дает нам шанс измениться.

Сколько, на Ваш взгляд, останется компаний на рынке до конца года?

– Не готов ответить однозначно. Ситуация действительно непростая, но говорить о том, что 50% бизнеса обанкротится до конца года, думаю, неправильно. Много зависит от вида бизнеса и взятых ранее обязательств.

Безусловно, бизнес перестраивается. Кто-то ужимается в масштабах деятельности, другие объединяются с третьими. Пока из числа моих клиентов я не имею ни одного примера, когда бы действующий бизнес обанкротился и перестал работать. Есть достаточно много примеров, когда инвестиционный проект, который еще не начал генерировать доход, был заморожен или ликвидирован. Но чтобы действующий бизнес – нет.

– Что необходимо предпринять фирме, чтобы остаться на рынке?

– Прежде всего, наши клиенты обращают внимание на пересмотр стратегии развития компании. Пора уже использовать внутренние резервы компании по максимуму. Нет возможности рассчитывать только на какое-либо лобби или общий рост экономики.

Учитывая, что трудные времена уже настали и в ближайшие 2-3 года, по разным оценкам, будет не лучше, критически важно сконцентрировать не на выживании, а на развитии. Да, да! Как бы это ни странно звучало. Просто, те компании, которые стремятся только выживать, имеют гораздо меньшие шансы на успех, по отношению к тем, которые ищут и используют возможности для роста прибыльности бизнеса. Мы помогаем как раз таким.

– Какие отрасли сейчас наиболее уязвимы?

– Строительная индустрия в целом оказалась в наиболее плохом положении. Другие отрасли испытывают целый ряд специфических проблем. Не знаю того, кого бы не задел финансовый кризис.

Проблема в том, что наши предприниматели привыкли работать с очень высокой нормой рентабельности, под которую и привлекались заемные средства. А сегодня мы имеем резкий спад рентабельности в среднем по предприятиям, при резком удорожании капиталов. Поэтому риски у всех высокие. В самом хорошем положении, насколько я знаю, оказались те, кто не привлекал заемный капитал в бизнес. Но таких очень мало.

– Представители каких стран, в основном, покупают казахстанские компании?

– По моим сведениям, нет каких-либо лидеров в этом деле. Присутствуют сделки и с россиянами, и с корейскими бизнесменами. Дело в том, что сейчас у реально подкрепленных капиталами инвесторов хватает интересных предложений и у себя на родине. А близкое расположение бизнеса к инвестору позволяет обеспечить лучшее управление рисками. Поэтому приоритет отдается вложениям в своем ближайшем окружении.

– Есть ли альтернативные способы финансирования?

– Если речь идет о банковском заемном финансировании, то тогда надо говорить о прямых инвестициях, то есть об участии в капитале предприятия.

Мы имеем интересную картину. Многие бизнесмены сегодня считают, что денег нет. При всем при этом к нам постоянно обращаются инвесторы с вопросами: «А куда бы вложить?». Как и всегда, мы имеем дефицит действительно хороших проектов. Либо высокие сбытовые риски, либо команда (предприятие) обременена долгами. А в обоснованные проработанные проекты деньги можно привлечь и сегодня.

– Какие меры еще необходимо принять государству для подержания МСБ?

– Самое главное, как показывает мой опыт общения с отечественными и иностранными инвесторами, нужно проводить единую республиканскую PR-кампанию по позитивному настрою населения и предпринимателей. Может быть, нанять PR-агентство и согласовывать все публичные выступления основных ньюсмейкеров.

Людей беспокоят противоречия в выступлениях некоторых видных лиц, и, как следствие, попытки безответственных «товарищей» спекулировать на этом.

– Ваши прогнозы по поводу дальнейшего развития событий на экономическом рынке?

– По моим ощущениям, ближе к 2011 году мы закончим «болеть» и начнем совершенствовать здоровье отечественной экономики.

26.02.2009

Светлана Арбузова, www.gazetakapital.kz

kn.kz
>
Статьи