Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Земле «прозрачности» добавим

Вопросы борьбы с коррупцией актуальны для всех государственных органов. Особенно это касается тех сфер, где чиновники по велению службы выдают справки, производят различные замеры. Не исключение — сотрудники Агентства по управлению ...

Вопросы борьбы с коррупцией актуальны для всех государственных органов. Особенно это касается тех сфер, где чиновники по велению службы выдают справки, производят различные замеры. Не исключение — сотрудники Агентства по управлению земельными ресурсами. О работе ведомства в этой сфере корреспонденту «Казправды» рассказал председатель АУЗР Умарзак Узбеков.

— Антикоррупционный общественный совет, созданный при Народно-демократической партии «Нур Отан», совместно с органами прокуратуры и Агентством и его межрегиональными земельными инспекциями во всех регионах республики провели проверки. В их результате было выявлено более 20 тысяч правонарушений в сфере земельных отношений за 2006—2008 годы. Выяснилось, что основные правонарушения, допущенные местными исполнительными органами, — нарушение норм действующего законодательства при предоставлении и продаже земельных участков, находящихся в государственной собственности, прав собственников при изъятии земель для госнужд, сроков рассмотрения заявлений на получение земельных участков, создание искусственной волокиты при изготовлении документов. Из 2,7 тысячи таких нарушений, происшедших в 2007—2008 годах, 2,3 тысячи приходятся на южные области.

Вместе с тем межрегиональные земельные инспекции агентства в прошлом году провели 165 проверок местных исполнительных органов. Выявлено около 830 фактов нарушений закона. При проведении проверок четырех тысяч собственников земельных участков установлено более двух тысяч нарушений с их стороны и привлечены к административной ответственности в виде штрафа на сумму 89,8 миллиона тенге. Следует отметить, что 60 процентов нарушений со стороны землепользователей относятся к незаконному использованию земель, находящихся в госсобственности, также более десяти процентов к фактам использования земель не по целевому назначению.

К таким фактам, в основном, приводят увеличение спроса на земельные участки в последние годы, спекулятивные действия, пробелы в земельном законодательстве, а также оказывает свое влияние и низкий уровень правовой грамотности в этой области. В этой связи АУЗР и Правительство провели ряд работ по усовершенствованию земельного законодательства, и я уверен, что это даст положительные результаты.

— Чему посвящено большинство жалоб граждан на сотрудников органов земельных комитетов и инспекций?

— Прежде всего в письмах, пришедших в агентство, — это вопросы предоставления земельных участков, оказания помощи в их получении и принудительного изъятия их для нужд государства. По земельным инспекциям жалобы касаются размеров наложенных штрафов. Мы своевременно рассматриваем все обращения и даем подробные ответы. Также есть достаточное количество жалоб относительно ошибок, допускаемых органами по земельным отношениям и землеустроительных учреждений, при установлении границ земельных участков, незаконного владения чужой землей, а также повторной выдачи ранее предоставленного участка.

В свою очередь, я не ошибусь, если скажу, что на появление таких нарушений оказала свое определенное влияние административная реформа в нашей сфере. В соответствии с ней органы земельных отношений были переданы местным исполнительным органам, тем самым ослабли вопросы прямой координации и контроля. До реформы эти вопросы осуществлялись под руководством агентства, а на сегодня такая организационная связь отсутствует не только с нами, но и между городскими, районными отделениями и областными управлениями земельных отношений внутри одной области. Поэтому мы считаем целесообразным передачу этих отделов под непосредственное руководство управлений по земельным отношениям. Я думаю, что такая мера позволит улучшить ситуацию в данной структуре и станет значительным шагом по предупреждению нарушений законодательства со стороны местных исполнительных органов.

— Глава государства поручал разобраться с законностью выделения земельных участков вокруг Астаны, Алматы и Алматинской области. На каком этапе эта работа? Приняты ли меры по выявленным нарушениям?

— В соответствии с поручением Президента в Послании народу Казахстана от шестого февраля 2008 года была создана рабочая группа под руководством вице-премьера Умирзака Шукеева по предоставленным земельным участкам вокруг Астаны, областных центров и пригородных территорий. В ее состав включены руководители и представители агентства, Генеральной прокуратуры, финансовой полиции, министерств сельского хозяйства, юстиции, индустрии и торговли, финансов. Были проверены и проанализированы более десяти тысяч земельно-кадастровых материалов земельных участков. Установлено, что нарушения в основном связаны с изменением целевого использования земель сельскохозяйственного назначения для целей строительства без учета перспективного развития населенных пунктов, а также их генеральных планов. Из-за этого произошло бессистемное расселение населения в отдельных регионах республики, игнорирование стратегических и экономических факторов планирования территории, развития производственной, транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры.

На перспективу для предупреждения подобных нарушений акиматы определили потребности в земельных участках по Астане и во всех областных центрах для размещения государственных объектов. Их площадь составила всего 28,5 тысячи гектаров, из них находятся в госсобственности и свободны — 18,5 тысячи, в собственности и землепользовании — десять тысяч гектаров. В рамках этой работы акиматами с собственниками земельных участков и землепользователями, границы земельных участков которых подпадают под размещение указанных государственных объектов на предмет передачи данных участков в госсобственность по ценам, не превышающим ставки платы, по которым ранее был произведен выкуп соответствующих прав и по результатам которых заключены с владельцами земельных участков 163 договора намерений на площади — 13,6 тысячи гектаров.

Кроме того, приняты меры по составлению новых генеральных планов столицы и областных центров. В свою очередь, налоговые органы по результатам налоговых проверок лиц, перепродавших земельные участки, доначислили налогов на общую сумму 410,2 миллиона тенге. По результатам проверок органы прокуратуры вернули в госсобственность 1,4 тысячи гектаров земель, привлечены к ответственности 84 должностных лица.

Между тем для законодательного регулирования этих вопросов уточнены базовые ставки платы за землю по Астане и десяти областным центрам, которые утверждены соответствующими постановлениями Правительства. По пяти областным центрам и Алматы аналогичные постановления приняты в 2006—2007 годах. Таким образом, в настоящее время стоимость земель, продаваемых государством, практически соответствует их рыночной стоимости и является одним из экономических рычагов по предупреждению спекуляции землей. Вместе с тем на рассмотрение Мажилиса Парламента внесены проекты законов о внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс. Полагаю, что проведенные работы, а также поправки в законодательство позволят устранить существующие нарушения в сфере земельных отношений и решить поставленные Главой государства задачи.

— От верного и профессионально исполненного земельного кадастра зависит работа многих государственных и других служб. Есть ли у нас точные карты, ведется ли компетентный учет земель?

— В настоящее время земли, расположенные за пределами границ населенных пунктов, согласно требованиям земельного кадастра, полностью охвачены картографическими материалами. В то же время отсутствуют качественные картографические материалы для использования в работе на землях населенных пунктов, особенно сельских населенных пунктов, крупномасштабных топографических карт. Кроме того, топографические карты во многих городах устарели, проведение соответствующих аэрофотосъемок для изготовления таких крупномасштабных карт, их дешифровка и обеспечение изготовления и издания карт требует огромных затрат.

По этой причине специализированные государственные предприятия агентства, занимающиеся ведением земельного кадастра, используют имеющиеся документы и в процессе работы проводят корректировочные работы. Сейчас установление точных границ земель на картах приводят к некоторым затруднениям. Решить эти вопросы планируется в рамках осуществляемой программы автоматизированной информационной системы государственного земельного кадастра с 2003 года, которая предусматривает определение границ земельных участков, включаемых в вышеуказанную систему, по системе координат и конкретизацию их на соответствующих картах. В целом же работу агентства в этом направлении можно определить как удовлетворительную. Кстати, в текущем году предполагается внедрить автоматизированную информационную систему государственного земельного кадастра в производственное использование. Ее подключение позволит госорганам и заинтересованным лицам оперативно получать данные о земельных ресурсах, обеспечит контроль над правильным расчетом платы за землю, использование кадастровых данных при создании программ об использовании земель и природных ресурсов, а также в определенной степени обеспечит реализацию программы электронное правительство.

— Вопросы борьбы с коррупцией и рейтинговой оценки наиболее актуальны сейчас в работе госорганов. На коллегии вы давали поручение своим сотрудникам своевременно реагировать на такие факты. Как должна измениться работа в этом направлении?

— Были определены конкретные мероприятия. В частности, вопросы недопущения и предупреждения условий и причин, влияющих на появление коррупции на госслужбе, обеспечение прозрачности деятельности инспекции, совместная работа с общественными объединениями, с НДП «Нур Отан», с представителями СМИ. Кроме того, своевременное реагирование на материалы критического характера, касающиеся земельных отношений, опуб­ликованные в печати, подробно отвечать на вопросы граждан, проводить соответствующие служебные проверки, а также установить строгий контроль над оформлением документов на земельные участки в учреждениях агентства, ведущих земельный кадастр. Для обеспечения прозрачности деятельности ведомства и широкого освещения социально-общественных условий межрегиональными земельными инспекциями совместно с филиалами НДП «Нур Отан» заключены меморандумы о мерах совместного взаимодействия во всех областях, в Астане и Алматы. Надеюсь, что названные меры дадут положительный результат.

25.02.2009

Алексей Жуков, www.kazpravad.kz

kn.kz
>
Статьи