Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Екатерина Никитинская: Девальвация - мера неприятная

При любых изменениях финансовой политики естественный рефлекс нашего человека, пережившего перестройку, развал Союза и 1998 год, - бежать в магазин за солью, спичками и крупой. Параллельный рефлекс наших торговцев в этой ситуации - поднимать цены.

Екатерина Никитинская: Девальвация - мера неприятная , но необходимая, как посещение зубного врача

При любых изменениях финансовой политики естественный рефлекс нашего человека, пережившего перестройку, развал Союза и 1998 год, - бежать в магазин за солью, спичками и крупой. Параллельный рефлекс наших торговцев в этой ситуации - поднимать цены. О том, дает ли начавшаяся девальвация поводы для паники, рассказывает заместитель председателя Национальной экономической палаты "Союз "Атамекен" Екатерина Никитинская.

- Екатерина Сергеевна, как вы считаете, по кому в бизнес-кругах девальвация ударит прежде всего?

- Девальвация - это, откровенно говоря, в нынешней ситуации вполне ожидаемая мера. Потому что существуют классические признаки кризиса. Во-первых, падение цен. Во-вторых, приходится обесценивать деньги.

С этим сталкиваются все страны, ибо таковы обязательные свойства кризиса. Если, например, вы заболели гриппом, то у вас обязательно будет температура. Другой вопрос - насколько высоко она поднимется и как быстро вам удастся ее сбить.

А теперь давайте посмотрим, как это произошло конкретно в Казахстане. Однозначно, мы пошли на этот шаг позже других стран. Нас, Союз "Атамекен", лоббирующий интересы предпринимателей, больше всего волнует, как проблема отразится на отечественном бизнесе.

Когда происходит девальвация национальной валюты (притом что вокруг тоже идет равносильное обесценение валют), то это означает выравнивание инвестиционных возможностей. На фоне той валютной политики, которую проводила, скажем, Россия, возникла такая парадоксальная ситуация, что ввозить российское сырье стало намного выгоднее, чем использовать наше внутреннее. И с этой ситуацией нужно было бороться.

Кроме того, упали мировые цены на энергоносители, от которых в значительной степени зависит наша экономика. И чтобы хотя бы удержать, а лучше - стимулировать инвестиционные процессы в этой отрасли, необходимо было привести внутренний валютный оборот к паритетности с тем обесценением, которое наблюдалось на международных рынках.

Таким образом, если мы подведем итог, то увидим, что данная мера приводит к подстегиванию потребительского спроса и расширению инвестиционных возможностей в условиях кризиса. Это неприятная мера, но она правильная и единственно возможная с экономической точки зрения.

Конечно, все это будет отражаться на потребителях. Поскольку если меняется отношение тенге к прочим национальным валютам, это не может не сказаться на тех продуктах, которые мы завозим. Но опять же хочу подчеркнуть: это подхлестнет потребительский спрос.

- Подхлестнет - то есть станет причиной появления огромных очередей?

- Нет-нет. Просто надо будет зарабатывать деньги и тратить их. Рынок - это всегда соотношение спроса и предложения. И экономисты во многих странах ломают головы над тем, каким образом увеличить потребление.

Да, отдельные цены могут вырасти однозначно. Девальвация может задеть ипотечников - если их кредиты привязаны к курсам валют. И здесь правительству нужно принимать адекватные меры.

Понимаете ли, я, как экономист, считаю, что данная мера - правильная. Но Национальный банк ее неправильно провел. Нужно было сделать процесс более плавным и длительным - хотя бы месяц-полтора. В виде своеобразной эскалации.

- И в чем же причина такой резкости?

- Вопрос к Нацбанку. Это же валютная политика. Я не могу ее комментировать. Даже правительство не сможет ответить на этот вопрос, так как решения Национального банка независимы.

Почему был выбран именно такой способ введения необходимой меры? Видимо, имелись какие-то причины. Я же считаю, что нужно было действовать более мягко - как это было сделано за границей. Раз уж было видно, что инфляция идет, то нужно было отпустить курс раньше.

Правительству придется на это отреагировать, потому что необходимо будет предпринять шаги, связанные не только с пересчетом бюджета, но и с принятием каких-то дополнительных социальных мер.

- Все-таки как это отразится на малом и среднем бизнесе? И - соответственно - на каких товарах?

- По бизнесу девальвация ударить не должна. Возьмем, скажем, экспортеров. У нас ведь есть и средние предприятия, занимающиеся экспортом. Их валютная выручка станет дороже стоить в тенге. Если же дело касается внутреннего производства, то у них могут измениться только те позиции, которые связаны с импортом. Но опять же это будет стимулировать внутренний спрос. А замедление внешнего оборота по потреблению заставит, в конечном счете, определенную часть средств использовать внутри страны. То есть предприниматели будут стремиться получать некоторые виды услуг и искать альтернативные замены по товарам внутри страны. Так что замедление импортного оборота должно пойти на благо внутреннему производству. Не бывает худа без добра.

- Владельцы магазинов, увы, особо не разбираются в экономических нюансах, и на любое изменение в финансовой жизни страны они реагируют одинаково: повышают цены. Их не интересуют ни причины девальвации, ни ее последствия - они просто меняют ценники на своих товарах. Но разве все должно стать теперь дороже?

- Именно поэтому и надо было девальвацию проводить постепенно, чтобы не возникала паника! Резкое изменение курса доллара почти на 25 процентов - это большой психологический шок. В России и в Китае обесценение национальных валют проходило "ползуче" и вызвало в обществе гораздо меньшее напряжение. И, соответственно, сектор товаров народного потребления среагировал на происходящее более спокойно.

Но все-таки, чтобы сделать окончательные выводы о том, как сильно девальвация повлияла на розничную торговлю, нужно выждать примерно недели три-четыре.

- Поднимутся ли цены на недвижимость?

- Цена зависит от спроса. Ведь почему цены на недвижимость начали падать? Потому что люди перестали покупать квартиры по заоблачным суммам. И если инфляционная составляющая окажет какое-то серьезное воздействие на покупательскую способность, то какой смысл поднимать и удерживать цены? Цена должна быть такой, чтобы найти потенциального покупателя.

Но все же не будем делать абсолютных прогнозов: нужно дождаться, когда пройдет этот чисто психологический бум, возникший с изменением курса. Тогда и посмотрим, насколько наш строительный сектор подавлен.

- Вы уже говорили, что инвестиционно мы уравнялись со своими ближайшими партнерами. А как в целом ситуация скажется на казахстанском товарообороте?

- Во всяком случае, дешевая валюта тех же России и Китая сейчас, безусловно, меньше давит на нас.

Знаете, в свое время Америка удешевляла свой доллар, и покупать в Европе товары стало менее выгодно, чем в Штатах. Таким образом, американцы боролись с европейским импортом.

У нас тоже в последнее время многие российские товары стали дешевле собственных. Ведь курс тенге, как ни крути, привязан к доллару. И если в России происходит падение рубля (тоже к доллару привязанного), то это означает, что там за единицу можно купить больше. Естественно, что наши бизнесмены, особенно переработчики, начали волноваться по поводу того, что их просто-напросто вытесняют с рынка.

Повторю еще раз: девальвация - мера неприятная, но необходимая, как посещение зубного врача. К дантисту приходится ходить, если хочешь быть здоровым.

Причем, что важно - тут вообще не приходится говорить, что мы могли бы избежать этого. Потому что вся эта ситуация не нами создана. На нас слишком сильно давил мировой финансовый кризис.

- Но девальвация - это ведь не катастрофа? Причин для паники нет?

- Ну умирать точно нет повода! Нужно больше работать, нужно развиваться. У нас должно быть сильное внутреннее производство. А если мы будем сосредотачиваться на торговой, шоппинговой политике, то вот тогда-то и наступит катастрофа.

Помните, что кризис этот - мировой, но при этом Казахстану удалось избежать многих потрясений, которые пережил Запад. Там закрылось несколько банков - поверьте мне, это были крупнейшие банки. И они разорились - как раз это и есть самая настоящая катастрофа. У нас ничего подобного не произошло, правительство нашло средства для поддержки отечественной банковской системы. А то, что сегодня на энную сумму вы купите чуть меньше, чем вчера, - это не смертельно. Будем экономить, сокращать расходы. Наше правительство в этой сложной ситуации совершило мужественный шаг, девальвировав тенге и тем самым поддержав отечественных предпринимателей.

Экономике вообще свойственна цикличность. За подъемом обязательно будет какой-то спад. А потом, согласно волновой теории экономического развития, снова будет подъем. С объективными экономическими законами трудно спорить.

10.02.2009

Владислав Шпаков, www.express-k.kz

kn.kz
>
Статьи