Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Что будет с малым бизнесом, или закон Парето

Испокон веков человечество искало пути достижения всеобщего счастья и благополучия, величайшие философы и учёные рассуждали о том, как устроить мир, чтобы в нём комфортно было не кучке избранных, а всем людям от мала до велика.

Испокон веков человечество искало пути достижения всеобщего счастья и благополучия, величайшие философы и учёные рассуждали о том, как устроить мир, чтобы в нём комфортно было не кучке избранных, а всем людям от мала до велика. Наиболее доказательным был Карл Маркс, который через последовательный логический анализ обосновал антигуманную природу капитала, его разрушительный кризисный характер. Причём страдают от циклических кризисов как раз те, кто имеет небольшой капитал. Крупные капиталисты если и несут потери, то они несопоставимы с теми, которые имеют мелкие предприниматели.

Как известно, во всём развитом мире до 80-90% капитала сконцентрировано в крупных компаниях, поскольку именно концентрация капитала позволяет ему быть наиболее жизнеспособным и наименее рискованным. Однако задействовано в крупных предприятиях только 10-20% населения. То есть действует закон Парето (80/20): восемьдесят процентов капитала обеспечивают 20% населения, и наоборот 20% капитала обеспечивают 80% населения. Для того чтобы эти самые восемьдесят процентов населения не возмущались подобным положением вещей, развитые государства создают максимально благоприятные условия для малого и среднего бизнеса. Дохода от них немного, но зато занятость и социальную стабильность они гарантируют. Наше государство также сделало ставку на малый и средний бизнес, объективно понимая, что именно хороший средний класс станет фундаментом здорового полноценного общества.

Последние несколько лет наше правительство рапортовало о значительном увеличении количества малых предприятий, которые работали в разных сферах экономики, но в основном в сфере услуг. Именно поэтому они страдают и пострадают от кризиса в большей степени, так как услуги не являются, как правило, товаром первой необходимости, и потребители отказываются от них в первую очередь. В более выгодном положении находятся производители продовольственной продукции, которые остаются востребованными и в дальнейшей перспективе. Тем более сейчас, когда девальвирован тенге, и импортная продукция возрастёт в цене. Обидно только, что таких предприятий очень мало. В период экономического роста всё внимание правительства было направлено на кластеры и прорывные проекты, а малые и средние предприятия кроме моратория на проверки существенной поддержки не получили. Причём я имею в виду, что необходимо было целенаправленное стимулирование развития именно производственного малого и среднего предпринимательства, которое более капиталоёмкое и рискованное. Нужно было поддерживать отечественного товаропроизводителя не лозунгами, а на деле. Как сейчас, например: при государственных закупках приоритетными становятся казахстанские производители. А нельзя было раньше это сделать?

Сейчас многие малые предприятия имеют большие трудности в связи со значительным понижением потребительского спроса и кризисом в банковской системе. Правительство выделяет на поддержку этого сектора экономики и сельского хозяйства 2 миллиарда долларов. Спасут ли они 80% населения?

Предположим, эти деньги дойдут до предприятий. Но ведь спроса потребительского нет. Для кого они будут работать, если покупателей не будет?

Помощь малому и среднему бизнесу должна быть комплексной. Прежде всего, необходимо чёткое осознание остроты проблемы и понимание её сложности. Одним выделением денег здесь не обойтись.

Во-первых, нужно стимулировать потребление. Увеличение социальных пособий, пенсий и зарплат бюджетникам не сильно повлияет на инфляцию, но позволит этим категориям населения больше тратить на свои нужды. Это, с одной стороны, поддержит социально уязвимые слои населения, с другой стороны, хоть немного стимулирует потребление.

Во-вторых, необходимо увеличивать государственные закупки услуг предприятий малого и среднего бизнеса. Ремонты и переоснащения школ, больниц, государственных учреждений, детских садов и детских домов смогут задействовать большое количество малых предприятий и одновременно значительно улучшат нашу социальную сферу. Прорывные проекты дадут работу гораздо меньшему количеству людей, однако по объему вложений потребуют многократно больше средств. Конечно, эти проекты могут иметь стратегическое значение, однако всё- таки если не будет хватать денег, придётся выбирать между поддержкой 80% населения и 80% капитала.

Мне не понравилась фраза Григория Марченко, когда он отвечал на вопрос по поводу того, что делать людям, получающим и так небольшую зарплату в тенге и следовательно пострадавшим от резкого падения курса. Он ответил, что надо работать много и зарабатывать больше. Я думаю, что в сегодняшних условиях вряд ли можно найти человека, который ленится работать и зарабатывать. Несколько неуместно и даже оскорбительно это прозвучало. Вы для начала людям работу дайте, а потом можете упрекать, что они плохо работают. Это болезнь наших верховных чиновников: они слишком оторваны от реальных проблем простого народа. Решая глобальные вопросы увеличения экспорта сырьевых товаров, они, не задумываясь, жертвуют благосостоянием основной массы населения, ещё и указывая ей, что надо больше и лучше работать.

В-третьих, необходимо помочь малым и средним предприятиям в части сопутствующих услуг. Например, можно осуществлять целевое субсидирование телеканалов, радио, газет для изготовления и хорошего размещения рекламы товаров отечественных предприятий. Ведь многие наши товаропроизводители ещё недопонимают важность маркетинговых коммуникаций, грамотной политики брендинга. Государство должно помочь и в этом, сами предприниматели не станут тратить на это свои деньги. К тому же здесь также убиваются несколько зайцев. Ведь таким образом значительно будут поддержаны средства массовой информации, население станет более патриотичным в отношении отечественной продукции, появится больше казахстанских брендов, увеличится потребление.

Есть ещё ряд мер, которые помогли бы малому и среднему бизнесу удержаться на плаву. Главное, надо понимать, что всё должно делаться комплексно и своевременно. Иначе эффекта от этих антикризисных мер не будет.

09.02.2009

Айгуль Тулембаева, www.megapolis.kz

kn.kz
>
Статьи