Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Бомж-интернационалист

Четыре квадратных метра жилплощади на человека: так живет семья воина-«афганца» в городе Костанае. Но и из этой комнаты общежития соцзащиты согласно договору их выгонят в июне. Такая вот перспектива в год 20-летия ...

Четыре квадратных метра жилплощади на человека: так живет семья воина-«афганца» в городе Костанае. Но и из этой комнаты общежития соцзащиты согласно договору их выгонят в июне. Такая вот перспектива в год 20-летия вывода Советских войск из Афганистана.

Холодильник, стол, одна кровать и телевизор на тумбочке – это все вместилось в комнату. Мама и младший сын спят на кровати, отец – на полу. А старший сын часто ночует у родственников – ему уже места не хватает. Глава семьи Мынкайдар Омаров говорит, что сегодня на гражданке ему страшнее, чем вчера за речкой – так называли свое место службы воины-интернационалисты.

18 лет, пограничные войска, служба в иностранном государстве – романтика. В руках Калашников, на горизонте Файзабадская провинция Афганистана, боевые столкновения с душманами. А через полтора года – дембель, а спустя четверть века – комната немногим больше, чем отсек для бойцов в БМП. И теперь солдат Афганистана Мынкайдар Омаров показывает младшему сыну Еркебулану фотографии, которые удалось вывезти из-за речки. Делает он это крайне редко, но скоро юбилейная дата, и сын попросил достать снимки. Рядом с ними – медали. Не все – старший сын Жасулан (ему скоро 18 лет) любил в детстве играть наградами и некоторые потерял.

У старшего сына Жасулана тоже есть награды – он отлично учится в экономическом колледже. Как удается накопить 90 тысяч в год (оплата за учебу), Омаровы и сами удивляются – экономят на всем, влезают в долги. И младший брат четвероклассник Еркебулан тоже не отстает. Целая галерея дипломов из школы висит на стене. Мальчик давно понял, что в такой ситуации не имеет права подводить родителей, потому учится на одни пятерки, потому у него дипломы «За лучший дневник», «За отличную учебу», «За конкурс поделок» и много еще разных «За…».

– Он, когда я иду в магазин, часто говорит: «Сок мне не покупай – дорого и конфет много не бери – только самые дешевые». Но я не всегда слушаю сына и по возможности стараюсь побаловать чем-нибудь вкусным, – рассказывает мама Сауле Калтаевна. – Хоть и очень далеко, но хожу только в те магазины, где дешевле, правда, например, фрукты мы давно не можем себе позволить.

В девяностых семья Омаровых решила, что не может позволить себе жизнь в Костанае. Супругу на предприятии практически ничего не платили, порой рассчитывались мешком муки. А между тем от коммунальных предприятий ежемесячно приходили квитанции, сумма долга выросла до угрожающих судом размеров. Посему Омаровы продали квартиру и переехали в Троицк – там живут родители Мынкайдара Мадьяровича. Но жизнь в России сложилась так, что теперь уже Костанай выглядел раем.

После возвращения им не присвоили статус оралманов – для этого надо на чужбине прожить больше пяти лет. Так что никаких подъемных, никакой квартиры. Скитались долго, пока около двух лет назад не получили комнату в социальном общежитии. И эти 16 квадратных метров достались с боем. Сколько бомбардировали чиновников бумагами, сколько вылазок по кабинетам – семья Омаровых сосчитать не берется. Но и с этой комнаткой скоро придется проститься – срок договора истекает в июне. Где тогда жить? На этот вопрос воин-интернационалист ответа не знает. Зато знает точно, что рассчитывать нужно только на себя.

– Мне сейчас страшнее, чем во время войны в Афганистане. Потому что там за речкой рядом было плечо боевого товарища, был командир, и я ему верил. А на гражданке я в ответе за семью, помощи мне ждать неоткуда и верить – кому? – с грустью вздыхает Мынкайдар.

Единственный, кому не все равно, что будет с семьей воина-интернационалиста Омарова, председатель костанайского Союза ветеранов Афганистана Николай Чапурин. Супруга Мынкайдара Мадьяровича рассказывает, что только Чапурин обивал пороги чиновников, только он сделал все возможное, чтобы у Омаровых был хотя бы такой угол. Но и перед председателем Союза не все двери открываются – он скромный учитель в обычном лицее.

Омаровы рассказывают, что никто из чиновников к ним ни разу не приходил хотя бы просто посмотреть, как живет семья воина-«афганца». Ни разу не было журналистов – они просто не знают, куда после торжественного концерта ко Дню вывода войск возвращается воин, которого еще пять минут назад поздравляли и которому читали с трибуны речи о том, что никто не забыт.

Впервые от нас услышали Омаровы и о том, что у них появился пусть мизерный, но шанс решить свою жилищную проблему. Дело в том, что в Костанае в марте будет сдан девятиэтажный дом – первое в городе арендное жилье. Это почти полторы сотни квартир, и одну из них чиновники акимата думают предоставить семье воина-интернационалиста. Только одну и только думают! А между тем сегодня в городе 22 семьи «афганцев» нуждаются в жилье. Но в очереди они стоят на общих основаниях. Например, семья Омаровых по состоянию на январь – 588. Два года назад была 592.

– Столько домов сдается в городе по государственной программе строительства жилья, а мы на четыре ступеньки только продвинулись, – возмущается Сауле Калтаевна. – Я знаю людей, которые стояли в очереди далеко позади нас, но они уже давно справили новоселье. А нас – по боку, несколько лет назад вообще из очереди выкинули. После того, как начали разбираться, в акимате сказали, что произошел какой-то сбой в каком-то компьютере.

09.02.2009

Владимир Нагорный, www.megapolis.kz

kn.kz
>
Статьи