Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Укравдом

Жилищно-коммунальная реформа, скорее всего, нуждается в корректировках. Казахстанцы чаще всего аккуратно оплачивают счета в квитанциях за коммунальные услуги. Причем делают это машинально, особо не задумываясь над цифрами.

Жилищно-коммунальная реформа, скорее всего, нуждается в корректировках

Казахстанцы чаще всего аккуратно оплачивают счета в квитанциях за коммунальные услуги. Причем делают это машинально, особо не задумываясь над цифрами. Хотя, если б были внимательнее, многие бы поняли, что оплачивают целую армию дармоедов, практически ничего не делающих для того, чтобы мы чувствовали себя комфортно в наших квартирах. А 13 лет назад именно для этого разрушались ЖЭКи, освобождая место для Кооперативов собственников квартир.

Непомерные аппетиты коммунальщиков в условиях кризиса неизбежно ведут к повышению социального напряжения в обществе. Правительство это понимает не хуже нас, простых обывателей. Начиная с осени 2007 года кабинетом министров принимались различные меры, чтобы если не заморозить, то хотя бы сдерживать темпы роста тарифов на тепло, горячую и холодную воду, электроэнергию. Где-то это получалось. Где-то нет. Сейчас, например, в ряде регионов даже появилась возможность снизить стоимость электроэнергии. Что и произошло на практике. Но при этом мы почему-то все равно чуть ли не с каждым месяцем платим все больше и больше за коммунальные услуги.

Как это происходит? В основном из-за нашей невнимательности и инертности. Кто из нас ходил на общие собрания Кооперативов собственников квартир? Практически никто. А именно здесь делается все возможное для того, чтобы одни, ничего не делая, богатели, а другие, прилежно работая, все равно беднели.

Руководитель движения «Поколение» Ирина Савостина написала на блог премьер-министру Кариму Масимову письмо с подробным раскладом всех безобразий, которые творятся при расчетах тарифов.

– Обнаглевшие каэсковцы берут деньги на содержание жилого фонда, хотя в домах никакого ремонта не производится. Более того, в графе «СОДЕРЖАНИЕ ЖИЛОГО ФОНДА» уже заложена оплата технического обслуживания. Так что берут за эту услугу дважды. Разворовывают народные деньги безбожно, – эмоционально жалуется главе правительства лидер казахстанских пенсионеров.

Действительно, мы регулярно оплачиваем расходы по содержанию дома. В моем КСК, например, за это начисляют 17 тенге за каждый квадратный метр. В принципе небольшие деньги. Однако в той же квитанции есть еще и расходы на обслуживание систем отопления – 4,89 тенге с квадратного метра. А также ТО холодного водоснабжения, канализации и электроснабжения (4,71 тенге за квадрат). Савостина справедливо недоумевает – разве эти «услуги» не входят в содержание дома? Услуги в кавычках, потому что кто из нас видел, как в многоэтажках обслуживают электроснабжение?

В общем, набегает 26,6 тенге с метра, что вроде не отпугивает потребителей. Однако в моем доме 90 квартир, каждая из них в среднем занимает 50 квадратных метров. Это 4,5 тысячи условных единиц, которые нужно умножить на 26,6 тенге. То есть жители всего одного дома ежемесячно перечисляют своему КСК 119,7 тысячи тенге. В год – почти полтора миллиона. А за что? А у некоторых кооперативов таких домой бывает и 30, 40. Кстати, в Алматы недавно произошел беспрецедентный случай. Жильцы одного из домов по улице Пушкина посчитали, сколько они выкладывают «за воздух», и решили выйти из состава своего КСК. Полюбовно это сделать не получилось. Пришлось судиться. Суд принял решение в пользу экономичных «раскольников». Однако руководство КСК еще очень долго не отдавало документы на дом. Не помогли горожанам и судебные исполнители.

– Пять лет с нас брали за обслуживание общедомовых приборов учета. Три года мы добивались, и в конце концов Министерство юстиции запретило брать эти поборы. Людям эти деньги не вернули, но в квитанциях вновь появилась строка «Техническое обслуживание отопления, холодной и горячей воды», и оплата увеличилась в 2 раза. Так что не мытьем, так катаньем все равно из людей выжимают последние соки, – жалуется Савостина.

Хотя, возможно, она и не совсем права в этом вопросе. Здесь идет не подмена одних расходных понятий другими, а просто осуществляется увод денег из наших карманов на счета Кооперативов собственников квартир. Куда они потом идут дальше, догадаться нетрудно.

Далее Ирина Алексеевна в своем письме проехалась по мусору. По ее словам, согласно СНиПу, указана норма накопления твердых бытовых отходов 190–225 кг на одного человека в год и цена вывоза 59, 59 тенге. Но в прошлом году подняли цену сначала до 120 тенге, а затем – до 166 тенге с человека. Но даже и она не в курсе, какую аферу сотворили алматинские мусорщики в конце прошлого года.

В течение нескольких месяцев люди оплачивали за мусор по двум квитанциям. Одна и та же сумму стояла в обеих. Мы допускаем, что многие пенсионеры не заметили подвоха и платили дважды за одну и ту же услугу. И до сих пор не в курсе произошедшего. Да что там пенсионеры, многие люди более молодого возраста, привыкшие верить тому, что написано, поддались на эту уловку. Ведь тому, кто вычеркивал стоимость услуги из одной квитанции, в следующем месяце приходил долг.

Заместитель начальника энергетики и коммунального хозяйства алматинского акимата Марат Кисикбаев сообщил «Литеру», что на самом деле КСК действительно могут делать с тарифами все что угодно. Схема до банальности проста. Руководство, как и положено по закону, вывешивает объявления об очередном общем собрании на всех подъездах. Зная, что кворума все равно не будет. Так как люди считают, что лучше, если что-то случится, пожаловаться акиму, чем ходить по всяким собраниям. Что уже давно неверно, так как акимат не имеет права вмешиваться в деятельность общественных организаций, которыми являются КСК.

– По закону, если на первом собрании не собрался кворум, объявляется дата следующего, на котором решения принимаются уже любым количеством голосов. Как правило, на повторные собрания приходят именно те, кто проголосует за нужный председателю тариф. Так и получается, что якобы общим решением принимаются не совсем понятные жильцам дополнительные расходы. Весьма обременительные для населения, – считает Кисикбаев.

По его словам, у кооперативов собственников квартир очень широкое поле для маневра, так как у нас только тарифы естественных монополистов регулируются государством. А все остальное – это уже никем и ничем не ограниченная самодеятельность.

Оказывается, с нас в разных районах и городах берут дополнительную плату не только за техническое обслуживание всех сетей холодной, горячей воды и отопления, но и за уборку территории, и за сбор бумажек во дворе, и на содержание Ассоциаций КСК. И мелким шрифтом без разъяснения пишут долги прошлых лет.

Ирина Савостина считает, что если бы тот поток денег, который течет в карманы председателей КСК, был бы в государственном кармане, то «крыши наших домов можно было бы крыть серебром и золотом. А наши улицы были бы чисты и ухожены, как в самых показательных столицах и Европы и Азии».

Савостина полагает, что порядок в жилищно-коммунальной сфере может навести премьер-министр. Правда, никто, ни бог, ни царь и ни герой, ничего не сможет сделать, если мы сами будем позволять кому-то нас обсчитывать и обманывать.

21.01.2009

Игорь Неволин, www.liter.kz

kn.kz
>
Статьи