Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Остров прозрачности

На сегодняшний день только треть казахстанцев, подавших заявления на получение положенных законодательством 10 бесплатных соток земли, получили участки для строительства. В одних случаях акиматы не имеют возможности подвести инженерные коммуникации ...

На сегодняшний день только треть казахстанцев, подавших заявления на получение положенных законодательством 10 бесплатных соток земли, получили участки для строительства. В одних случаях акиматы не имеют возможности подвести инженерные коммуникации, в других — берегут привлекательные наделы с целью извлечь выгоду. Для выведения таких чиновников на чистую воду народные избранники инициировали принятие нового законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Казахстан».

После того, как глава государства 15 ноября 2007 года в ходе заседания Совета безопасности вывел «на ковер» ряд чиновников всех мастей, пойманных на земельных вопросах, контролирующим органам было дано поручение провести «земельную ревизию» во всех регионах страны. Тогда же Нурсултан Назарбаев поручил разработать правовой механизм для исключения спекуляций с земельными участками.

В июне 2008 года депутаты парламентской фракции «Нур Отан» внесли на рассмотрение Мажилиса законопроект по вопросам земельных отношений. 30 сентября прошлого года свой вариант аналогичного документа внесло Правительство. Перед палатой встала дилемма — какой текст взять за основу разрабатываемой «земельной Конституции». По этому поводу спикер палаты Урал Мухамеджанов даже связался с Премьер-министром страны Каримом Масимовым.

— В ходе разговора мы договорились о том, что за основу будет принят законопроект, разработанный депутатами Мажилиса, он на два с половиной месяца раньше поступил. А все альтернативные новации, которые есть в законопроекте Правительства, будут также изложены в сравнительной таблице, — сообщил председатель Мажилиса. — Сами понимаете, сказать, что мы примем все предложения депутатов или все предложения Правительства, мы не можем. Все будет решаться путем голосования в ходе подготовки ко второму чтению. Здесь вроде бы на первый взгляд ситуация похожа на конфронтацию. На самом деле никакого противостояния, конфронтации нет. Мы делаем общее дело, и все предложения направлены на улучшение законодательства в области земельных отношений.

Докопаться до истины

Как сообщил депутат Еркин Рамазанов, представивший законопроект Мажилису в ходе недавнего пленарного заседания палаты, для обеспечения прозрачности вводятся нормы о том, чтобы все вопросы, связанные с распределением земли, в обязательном порядке ежегодно публиковались в средствах массовой информации.

С целью исключения фактов перепродажи участков их оформление в частную собственность будет проводиться только после ввода объекта в эксплуатацию.

Для того чтобы лишить акимов возможности самостоятельно, по своему усмотрению, определять инвесторов для строительства на тех или иных участках, предлагается решать этот вопрос путем проведения аукционов.

Разработчики законопроекта обратили внимание и на проблемы изъятия земельных участков для государственных нужд. Долгое время перечень исключительных случаев, при которых разрешается принудительное изъятие жилья, было предметом спекуляций местных органов власти. До тех пор, пока 6 июля 2007 года депутаты не приняли поправки в Земельный кодекс, в которых четко оговаривается этот перечень исключений, в регионах царил произвол, ведь к данной категории могли быть отнесены любые как социальные, так и коммерческие объекты.

Теперь мажилисмены предлагают и вовсе упразднить понятие «исключительные случаи», аргументируя это тем, что все подобные вопросы должны решаться только на основе генеральных планов застройки населенных пунктов.

— Мы предлагаем эти исключительные случаи убрать. Мало того, есть статья, когда акимат может под инвестиционный проект выделить участок. Эту норму можно трактовать по-всякому. Потому что если мне нравится — я поддерживаю инвестиционный проект, не нравится, не выгодный — он останется на бумаге. Генеральный план должен быть основой, — озвучил свои предложения, внесенные в законопроект, один из его разработчиков Еркин Рамазанов.

По словам председателя Агентства РК по управлению земельными ресурсами (АЗР) Омирзака Узбекова, принятие законопроекта позволит упорядочить процедуры изъятия земель «путем установления единых требований при издании актов исполнительных органов по осуществлению изъятия или выкупа земель для государственных нужд».

Учитывая, что зачастую вопрос перевода земель из одной категории в другую решается акимами, которые также могут повернуть вопрос (за определенную плату) в свою пользу, депутаты решили частично снять с глав администраций такую функцию. Причем в этом вопросе они пока осторожничают, предлагая освободить от таких полномочий только сельских акимов. Еркин Рамазанов добавил, что, по хорошему счету, такой вопрос должен решаться депутатами маслихатов, ведь именно их «Президент определил как основу местной власти».

Законопроект в первом чтении принят депутатами единогласно. Возможно, в этом немалую роль сыграло утверждение Омирзака Узбекова о том, что он прошел антикоррупционную экспертизу в Казахском гуманитарном юридическом университете, «по результатам которой антикоррупционные нормы не нарушены», научную экспертизу и экспертизу аккредитованных объединений субъектов частного предпринимательства.

Согласно пункту 2 статьи 84 Земельного кодекса, к исключительным случаям относятся: «международное обязательство; предоставление земель для нужд обороны, особо охраняемых природных территорий, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, создание и функционирование специальных экономических зон; обнаружение и разработка месторождения полезных ископаемых (кроме общераспространенных); строительство дорог, линий электропередачи, линий связи, магистральных трубопроводов, инженерно-коммуникационных сетей общего пользования населенных пунктов, а также других объектов, имеющих государственное значение; снос аварийного и ветхого жилья, грозящего обвалом (обрушением); исполнение генеральных планов населенных пунктов в части строительства объектов, подпадающих под перечень исключительных случаев, установленных настоящей статьей, а также строительства объектов, предусмотренных государственными и региональными программами, и инвестиционных проектов, обеспечивающих государственные интересы и достижение общественно значимых целей».

В конце 2007 года на всю страну прогремели факты нарушения законности при распределении и использовании земельных участков в городе Алматы и Алматинской области. Тогда надзорным органом было выявлено 781 нарушение в области архитектуры и градостроительства, из которых 427 фактов строительства без оформления разрешительных документов, 347 фактов эксплуатации объектов без их приемки в эксплуатацию, 7 фактов незаконной выдачи разрешений на строительство объектов, а также 167 фактов нерегистрации объектов в органах юстиции.

Эти нарушения стали причиной массовой перестановки кадров в руководящих звеньях районных и городских местных исполнительных органов.

Тогда контролирующие органы сообщили, что ситуация близ Алматы характерна для всех областей Казахстана. А потому было принято решение о проведении проверок соблюдения законности во всех регионах страны.

Ситуация вокруг нашумевшего земельного скандала показала, что в республике отсутствуют эффективные механизмы контроля за процессом распределения и использования земель со стороны как местных, так и центральных органов власти.

20.01.2009

Ботагоз Искакова, www.kn.kz

kn.kz
>
Статьи