Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Рейтинг ради бизнеса

Рейтинг ради бизнеса. Развитый предпринимательский сектор — основа экономики любой страны, ее конкурентоспособности. Поддержка малого и среднего бизнеса объявлена приоритетным направлением в рамках реализации стабилизационного плана.

Развитый предпринимательский сектор — основа экономики любой страны, ее конкурентоспособности. Поддержка малого и среднего бизнеса объявлена приоритетным направлением в рамках реализации стабилизационного плана Правительства. В Казахстане активно внедряются механизмы содействия качественной работе предпринимательства, что положительно сказывается и на международных рейтингах страны, в частности, на результатах исследований Всемирного банка по легкости ведения бизнеса («Doing Business»). В этом рейтинге наша республика сейчас занимает 70-е место. На какой основе строится оценка отечественных достижений экспертами извне? Насколько объективны их суждения? И как подняться по ступенькам показательной лестницы? На вопросы корреспондента «КП» отвечает министр экономики и бюджетного планирования Бахыт Султанов.

— Бахыт Турлыханович, с какими рейтинговыми агентствами сегодня взаимодействует Казахстан?

— Наш опыт оценивается многими авторитетными международными рейтингами. Особо выделю рейтинги Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума и IMD Международного института развития менеджмента в Лозанне. И еще один, признанный во всем мире, — рейтинг «Doing Business», разработанный Всемирным банком в 2004 году, в последнем отчете которого участвовала 181 страна.

Он замеряет уровень временных затрат и стоимости выполнения процедур, связанных с теми или иными бизнес-процессами, в том числе — учреждение нового предприятия, осуществление его деятельности, ликвидация, ведение международной торговли, уплата налогов, а также качество кредитной информации и соблюдение прав инвесторов.

«Doing Business» в основном подразумевает исключение избыточных требований из национального законодательства и не требует существенных финансовых вложений в проведение реформ. В условиях кризиса необходимые перемены в его рамках тем более реализуемы: этот рейтинг не затрагивает такие факторы, как макроэкономическая политика, финансовый сектор, качество объектов инфраструктуры, устойчивость национальной валюты.

— В последнем отчете «Doing Business» нашей стране удалось подняться на десять пунктов…

— Казахстан действительно занял 70-е место из 181, на десять ступеней выше по сравнению с прошлым годом. Среди стран Восточной Европы и Цент­ральной Азии наша республика занимает срединное положение (12-е место из 25 государств).

Хорошие результаты достигнуты по индикатору «Регистрация имущества»: наш рейтинг улучшился на 52 позиции (25-е место). Положительная динамика просматривается по показателю «Получение кредитов» — 43-е место (плюс 18 позиций). Стабильно позитивные итоги наблюдаются по индикаторам «Исполнение контрактов» (28-е) и «Наем и увольнение работников» (29-е место). Относительно неплохой результат — в области «Защиты инвесторов» и «Налогообложения» — здесь мы в пятидесятке лучших.

По некоторым показателям наш рейтинг не изменился и, к сожалению, даже ухудшился. Например, значительные реформы в области «Получения разрешений на строительство», проведенные Правительством в мае 2008 года, не нашли отражения в отчете Всемирного банка, так как, видимо, респонденты не указали происшедшие изменения. В итоге у нас 175-е место. По индикатору «Закрытие бизнеса» страна оказалась на сотой позиции, по «Открытию» — на 78-й (минус 17 пунктов). По показателю «Международная торговля» Казахстан занял предпоследнее, 180-е место.

— И в чем же причина таких невпечатляющих результатов во внешнеторговой деятельности?

— Это следствие параметров, зафиксированных по экспорту и по импорту. Такая ситуация сложилась по ряду известных причин, связанных со значительным количеством документов, которые требуются при осуществлении внешнеторговой деятельности, длительностью их получения и усложненными процедурами. Отмечу, однако, что у Казахстана в принципе уязвимые позиции по отношению к модельному условию, которое используется в рейтинге ВБ, в силу географического положения нашей страны: самый большой город удален от морского порта, что, соответственно, в разы увеличивает объем расходов и длительность процедур.

— Вы сказали, что некоторые реформы не нашли отражения в отчете Всемирного банка. Об этом же говорил Премьер-Министр в ходе недавней конференции «Пути улучшения позиций Казахстана в рейтинге «Doing Business». Неужели контакты с экспертами не налажены?

— Мы стремимся их наладить. Упомянутая международная конференция, организованная нами совместно с проектами USAID, — тому пример. Десятого декабря в Астане собирались представители финансовых структур, малого и среднего бизнеса, государственных органов и, конечно же, Всемирного банка. Участники смогли выслушать друг друга, обменяться мнениями. Надеюсь, что такая практика будет продолжена.

Кроме того, в середине декабря состоялся визит координатора проведения реформ «Doing Business» в Казахстане и Центральной Азии госпожи Стефки Славовы. В ходе него была проведена рабочая встреча с заместителем Премьер-Министра Ерболом Орынбаевым.

— Эксперты постоянно подчеркивают, что рейтинг Всемирного банка нужно рассматривать не как самоцель, а как отражение «реальных перемен» в отношениях государства и предпринимателей. Какие перемены уже произошли и чего ожидать бизнесу в ближайшем будущем?

— С марта текущего года под руководством Премьер-Министра работает Комиссия по устранению административных барьеров и улучшению бизнес-климата, которая охватывает весь спектр вопросов, влияющих на эффективное развитие субъектов малого и среднего предпринимательства. Надо отметить, что за такой короткий срок она показала свою продуктивность: уже принято более десятка постановлений Правительства и ряд внутриведомственных актов.

Кроме того, под руководством вице-премьера Ербола Орынбаева начала работу специально созданная рабочая группа по вопросам улучшения позиций Казахстана в рейтинге «Doing Business». Ее деятельность направлена на совершенствование бизнес-среды в стране в целом.

Хотелось бы отметить, что в работе группы принимают непосредственное участие представители Национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен», Форума предпринимателей и эксперты проектов USAID по улучшению бизнес-среды (BEI) и по либерализации торговли и таможенной реформе (RTLC). Деятельность Правительства по повышению позиций Казахстана в рейтинге Всемирного банка на 2008—2010 годы осуществляется в рамках Плана совместных действий Кабинета министров и проектов USAID.

На первом этапе созданы пять экспертных групп, в состав которых вошли представители заинтересованных государственных органов, бизнес-структур и эксперты проектов USAID. Каждая выработала конкретные предложения по улучшению ситуации с открытием и ликвидацией предприятий, получением разрешений на строительство, кредитов, регистрацией собственности, защитой инвесторов, международной торговлей в краткосрочном периоде (быстрые результаты) и определила меры среднесрочного характера.

В декабре на заседании Комиссии по устранению административных барьеров и улучшению бизнес-климата под председательством Премьер-Министра предложения экспертных групп были одобрены. На их основе Министерство экономики и бюджетного планирования разработало соответствующий план-график по корректировке 21 нормативного правового акта и разработке двух новых.

Я считаю, принимаемые Правительством меры дадут хороший импульс для развития предпринимательства.

— А какова конкретная польза от реформ в рамках «Doing Business» для всей страны и предпринимательства в частности?

— Во-первых, увеличится инвестиционная привлекательность государства в глобальном контексте: вырастут объемы внутренних инвестиций, стабилизируется инвестирование внешнее.

Во-вторых, снижение административных барьеров повлечет повышение деловой активности, ускоренное развитие малого и среднего предпринимательства. Неформальный сектор экономики сократится. Рынок труда станет «гибким». Ну а за счет урезания сроков и стоимости административных процедур, улучшения законодательства и минимизации контактов предпринимателей с чиновниками, фактов коррупции в этой сфере станет значительно меньше.

Правительство привлекает представителей бизнеса и общественности к работе над совершенствованием законодательства. Мы призываем предпринимателей к активному участию в разработке и реализации реформ, информировании партнеров по бизнесу о процессе.

Со своей стороны Кабинет министров, по выражению главы Правительства Карима Масимова, обязуется «выстроить новую архитектуру разрешительной системы, в которой с учетом передового международного опыта будет определен оптимальный перечень лицензируемых видов деятельности, устранены дублирующие процедуры и поэтапно внедрены эффективные механизмы саморегулирования бизнеса».

Подчеркну, что для Казахстана попасть в пятидесятку стран с наиболее благоприятной бизнес-средой в рейтинге «Doing Business» и в десятку стран топ-реформаторов — вполне реальная цель, поскольку для этого есть политическая воля и все необходимые ресурсы. Еще раз напомню, что наши стремления основаны не на «рейтинге ради рейтинга», а на «рейтинге ради бизнеса».

31.12.2008

Ильдар Романов, www.kazpravda.kz

kn.kz
>
Статьи