Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Комплекс мер Правительства РК, направленных на развитие жилищного строительства в условиях мирового кризиса - комментарий

Как уже сообщалось,18 ноября т.г. на заседании Правительства РК под председательством Премьер-Министр РК К.Масимова рассмотрены вопросы жилищного строительства. Казинформ распространяет информационно-справочный материал по данной тематике.

Как уже сообщалось,18 ноября т.г. на заседании Правительства РК под председательством Премьер-Министр РК К.Масимова рассмотрены вопросы жилищного строительства. Казинформ распространяет информационно-справочный материал по данной тематике.

По поручению Президента страны Н.А.Назарбаева Правительством выработан комплекс мер, направленных на развитие жилищного строительства в условиях мирового финансового и экономического кризиса.

1. Оптимизирована Государственная программа по жилищному строительству на 2008-2010 годы. Предпринятые шаги обеспечат доступность жилья для граждан по этой программе. Кроме того, они придадут импульс для развития строительного сектора в условиях мирового финансового и экономического кризиса.

С учетом рисков, вызванных воздействием мирового кризиса на казахстанский рынок недвижимости, Правительством оптимизирована Государственная программа, главная цель этого шага – обеспечение жильем граждан, находящихся в очереди на ее получение.

Суть изменений суммировал Премьер-Министр К.Масимов:

«Подведём итог. Первое – мы трансформируем те квартиры, которые у нас остались по жилищной программе 2005-2007 годов в программу, в условия программы 2008-2010. Те люди, которые находились в очереди по программе 2005-2007, будут учтены в новой программе в соответствии с отработанной министерством финансов системой. Это – первая часть.

Второй вопрос. Мы даём возможность акиматам за счёт средств программы жилищного строительства покупать уже готовое жильё вместо строительства, чего не было раньше. По цене не выше, чем это предусмотрено программой по строительству.

Третий вопрос. Мы также трансформируем систему продажи квартир, которые будут находиться по данной программе. Наше предложение следующее. По цене, которая оговорена в программе, квартиры будут продаваться тем, кто обозначен в программе. Квартиры, которые остаются и не покупаются, мы дадим возможность продавать всем желающим по коммерческой цене ипотечного кредитования».

Таким образом, на заседании Правительства приняты решения:

Первое. Завершить реализацию госпрограммы развития жилищного строительства 2005-2007, передав построенные, но нереализованные или недостроенные до конца по ней квартиры для реализации в рамках программы 2008-2010:

- Категориям, указанным в Госпрограмме, очередникам

(госслужащие, бюджетники, молодые семьи) - на более мягких

условиях и по более низкой процентной ставке через ЖСБК (по

4% годовых)

Что это означает для граждан:

Госслужащие, бюджетники, молодые семьи - все, кто стоял на очереди в рамках Госпрограммы 2005-2007, смогут приобрести жилье по мягким условиям ипотеки через Жилстройсбербанк под минимальный процент - 4%.

- Всем желающим их приобрести (широким слоям населения) - по

стоимости не выше определенной для выкупа у банков

«стрессовых» активов - залоговых квартир заемщиков

Что это означает для граждан:

На рынке появится дополнительное жилье, ранее не распределенное в рамках госпрограммы 2005-2007, по достаточно низким ценам, сопоставимым со стоимостью залоговых квартир в банках

Второе. Разрешить местным исполнительным органам приобретать непроданное частными застройщиками жилье, по цене дешевле, чем стоимость строительства нового объекта

Что это означает для граждан:

У акиматов появится возможность покупать уже готовое жилье, которое не могут продать частные застройщики, если оно дешевле, чем строительство нового дома, и распределять его среди социально уязвимых и иных защищаемых слоев населения и нуждающихся

Третье. Из средств, предусмотренных на реализацию государственной программы, для дополнительной капитализации Социально-предпринимательских корпораций выделить 15 млрд. тенге на строительство арендного жилья, которое будет предоставляться

социально уязвимым слоям населения за символическую плату

Что это означает для граждан:

Будет построено больше арендного жилья для социально уязвимых слоев населения - тех, кто не может из-за низких доходов приобрести квартиру - оно будет сдаваться им внаем по достаточно низким ценам.

Четвертое.Разрешить строительство арендного жилья по цене выше установленной, если его удорожание будет компенсировано за счет

бюджета местных исполнительных органов.

Там, где арендное жилье строить невыгодно из-за высокой себестоимости (например, Атырауская область), при достаточности средств у местных исполнительных органов, оно будет построено без удорожания стоимости аренды.

2. Правительством приняты меры по дальнейшей защите прав и поддержке участников «долевого» строительства. На законодательном уровне разработан законопроект, учитывающий прогрессивный мировой опыт и защищающий права дольщиков.

На заседании подведены промежуточные итоги хода поддержки «дольщиков» в период с января по ноябрь т.г. с отчетами выступили акимы гг.Астана и Алматы.

В настоящее время, из 56 тыс.дольщиков уже получили квартиры 13 398 (в т.ч. по Астане из 36 тыс. дольщиков получили квартиры 7 451, по г.Алматы из 12 тыс. дольщиков – 3 331).

До конца 2008 года еще 11 тыс. дольщиков получат квартиры, остальные 32 тысячи – получат квартиры в 2009-2010 годы в соответствии со своими заключенными со строительными компаниями договорами.

На заседании Правительства одобрен проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам долевого участия в жилищном строительстве» и принято решение о его внесении в Мажилис Парламента.

Главная цель законопроекта – законодательная защита прав дольщиков и ужесточение требований к участникам долевого строительства.

Законопроект разработан Правительством совместно с депутастким корпусом, Ассоциациями финансистов и застройщиков Казахстана.

Законопроект предусматривает:

1) Увеличение степени защищенности дольщиков. Проект предусматривает 21 степень защиты.

2) Увеличение количества участников долевого строительства жилья до четырех – застройщик, дольщик, банк-агент и инвестор.

3) Изменение порядка лицензирования проектной компании, который будет производиться на основании разовой лицензии на каждое жилье в два этапа.

Ужесточение требований пресечет возможность участия в долевом строительстве маломощных строительных компаний, не имеющих достаточного финансового обеспечения и соответствующей материально-технической базы.

«Долевым строительством» будут заниматься только крупные строительные кампании имеющие для этого все необходимые ресурсы. По предварительным оценкам – это порядка 30% из числа нынешних участников «долевого» строительства.

3. Поддержка участников ипотечного кредитования.

Во исполнение поручений Главы государства, данных 13 октября т.г., Правительством совместно с ФНБ «Самрук-Казына» разработана Программа ипотечного кредитования, предусматривающая снижение процентных ставок по выдаваемым ипотечным кредитам. Данная мера позволит повысить доступность жилья для населения.

Из выступления К.Масимова:

«До определенного времени мы считали, что проблема ипотечного кредитования – это не проблема Правительства. Поскольку это частный банк, он сам берет ресурсы, «ипотечник» сам кредитуется. По теории чистого рынка, это к государству на самом деле никакого отношения не имеет. Но сейчас реальная жизнь такова, что основная проблема финансового сектора как раз находится в ипотечном кредитовании. Потому что порядка 40% кредитов в банках страны в той или иной мере завязаны на жилищном строительстве, банковском кредитовании и землях. Если не решить эту проблему, если Правительство не даст ответа на этот вопрос, то вся наша стабилизационная программа может не сработать. Поэтому Правительство выработало комплекс мер по решению этой проблемы, который будет рассмотрен в рамках Плана действий Правительства, Национального банка и АФН по стабилизации экономики на предстоящий период».

Информационно-справочный материал:

Об изменениях в Государственной программе жилищного строительства в РК на 2008-2010 годы.

За январь-октябрь 2008 года по всем источникам финансирования введено в эксплуатацию 5,2 млн. кв. метров общей площади жилых домов, что составляет 101,7% к 10 месяцам 2007 года.

Следует отметить, что по темпам строительства жилья наметилась тенденция в сторону увеличения. Так, за семь месяцев 2008 года жилья было введено 92% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, за 8 месяцев – 93%, за 9 месяцев - 96%, за 10 месяцев – 101,7%.

Для адаптации Госпрограммы к изменившимся условиям финансового рынка предлагается произвести ее оптимизацию по следующим направлениям:

Первое. Направить 15 млрд. тенге на увеличение объемов строительства арендного жилья, что позволит дополнительно ввести в эксплуатацию 2600 арендных квартир (230 тыс. кв. метров). Общий ввод арендного жилья достигнет 710 тыс. кв. метров или 8500 квартир (12% от потребности).

Сегодня в акиматах состоят в очереди на получение жилья 73,5 тыс. семей (граждан), в том числе 47,7 тыс. – социально защищаемые слои населения и 25,8 – госслужащие и бюджетники.

Действующей Госпрограммой предусмотрено для них построить 5900 квартир (479,8 тыс. кв. метров) или 8% от имеющейся потребности.

При этом бюджет 2008 года не корректируется. Необходимые на эти цели 15 млрд. тенге могут быть высвобождены за счет внутреннего перераспределения средств.

Второе. Строительство арендного и кредитного жилья за счет республиканского бюджета.

В то же время в ряде регионов имеются жилые дома, построенные частными застройщиками. Часть квартир в этих домах или полностью дома в силу сложившихся условий банковского сектора населением невостребовано.

Имеются примеры, когда покупка построенного частными застройщиками жилья намного выгодней, чем его строительство силами акиматов

Например, в городе Экибастузе имеется построенный 53-квартирный жилой дом, но не введенный в эксплуатацию по причине невостребованости квартир. Частная строительная компания готова продать его акимату за 140 млн. тенге. Если акимат будет сам строить такой дом, то затраты составят 235 млн. тенге – на 95 млн. тенге больше.

Предлагается в рамках Госпрограммы разрешить акиматам наряду со строительством арендного и кредитного жилья производить его покупку у частных застройщиков по средней сложившейся стоимости строительства жилья в регионе, определяемой по данным Агентства по статистике.

При этом реализацию кредитного жилья гражданам производить по фиксированной цене – 56515 тенге за 1 кв. метр – как предусмотрено действующей Госпрограммой, а разницу между стоимостью строительства и стоимостью реализации покрывать за счет средств местного бюджета.

О концепции изменений законодательства о долевом участии в жилищном строительстве.

В результате принимаемых Правительством мер по поддержке долевого строительства за январь-октябрь текущего года на 57% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возрос объем строительства коммерческого жилья - с 1,4 млн. кв. метров до 2,2 млн. кв. метров, из них долевое строительство составило 1,9 млн. кв. метров.

Закон «О долевом участии в жилищном строительстве», введен в действие с 1 января 2007 года.

В целях усиления уровня защиты дольщиков в рамках рабочей группы Мажилиса Парламента отрабатываются внесенные в него изменения и дополнения, которые предусматривают увеличение количества степеней защиты дольщиков с 16 до 21.

Ассоциацией финансистов внесены дополнительные предложения в законопроект. Объединив их с действующим Законом и проектом, внесенным в Мажилис Парламента, представляем на рассмотрение новый законопроект.

Основное его отличие заключается в составе участников долевого строительства жилья.

По действующему Закону в процессе строительства участвует две стороны – застройщик и дольщик.

Количество участников по новому проекту Закона увеличивается до четырех – застройщик, дольщик, банк-агент и инвестор. При этом банк-агент может одновременно выступать в качестве инвестора.

Законопроектом даются определения дополнительных участников долевого строительства.

Банк- агент,– это банк второго уровня, который на основании трехстороннего договора с дольщиком и застройщиком принимает на депозит деньги дольщиков и перечисляет их застройщику после ввода в эксплуатацию жилого дома.

Инвестор - участник рынка, обеспечивающий финансирование застройщика в форме кредитов.

При этом застройщик не сам участвует в долевом строительстве, а создает проектную компанию на каждое жилое здание.

Изменяется порядок лицензирования акиматами проектной компании, которое будет производиться на основании разовой лицензии на каждое жилое здание в два этапа:

1. Лицензия выдается на срок до 6 месяцев при наличии у проектной компании:

- опыт работы не менее 3-х лет;

- сданных в эксплуатацию не менее 100 квартир;

- земельного участка;

- утвержденной проектно-сметной документации;

- положительного заключения экспертизы проекта;

- разрешения на проведение строительно-монтажных работ;

- договора с банком-агентом;

- наличие собственных средств не менее пяти процентов от сметной стоимости проекта.

На этом этапе проектная компания вправе осуществлять рекламу проекта.

2. Лицензия выдается на срок до утверждения акта ввода в эксплуатацию жилого здания при наличии у проектной компании:

- завершения нулевого цикла строительства жилого дома;

- вкладов дольщиков в банке-агенте в сумме не менее 20% от стоимости строительства;

- соглашения с инвестором о финансировании строительства в полном объеме с учетом собственных средств.

В целом предполагается следующий механизм долевого строительства жилых зданий:

1. Заключается трехсторонний договор между проектной компанией, банком–агентом и дольщиком.

2. Дольщик вносит на депозит банка-агента первоначальный вклад не менее 20% от суммы договора и в дальнейшем пополняет его в соответствии с договором.

3. Проектная компания за счет кредитов инвестора, в том числе банка-агента, строит и вводит в эксплуатацию жилой дом.

4. После приемки дольщиком своей доли в жилом здании банк-агент перечисляет проектной компании деньги дольщиков за минусом операционных расходов.

Ситуация по долевому строительстве в г.Астане

За 10 месяцев текущего года в городе Астане введено в эксплуатацию 973,9 тысячи кв.м. жилья, что на 7,3% выше показателей аналогичного периода прошлого года.

По долевому строительству: На сегодняшний день их количество составляет 162 жилых комплекса, против 227 жилых комплексов на сентябрь прошлого года, где были представлены интересы 37 тысяч дольщиков. Только за этот год их количество сократилось на 39 жилых комплексов, при этом решены проблемы 8 745 дольщиков. В настоящий момент общее количество участников долевого строительства превышает 26 тысяч человек. Однако, с учётом вводимых объектов, до конца текущего года их количество сократится до 22 тысяч.

Для решения вопросов долевого строительства задействованы различные механизмы. Исходя из них, для более системного анализа ситуации в этой сфере разделим его по группам объектов.

Первая группа, связана с использованием финансовых инструментов «ФНБ «Самрук-Казына», за счет которого достраивается 30 объектов с количеством дольщиков более 5 000. 7 из них будут введены до конца года.

Вторая группа объектов, где завершение строительства идет за счёт выкупа квартир акиматом Астаны. По нему охвачено 46 объектов, где находятся квартиры более 6 000 дольщиков. 8 из них будут введены до конца текущего года.

Третья группа, куда входит 19 проблемных объектов, достроятся силами ТОО «АККБ «Жана курылыс», за счёт средств, выделенных из резерва Правительства Республики Казахстан.

По этому блоку объектов проведены все организационные процедуры, связанные с деятельностью ТОО «АККБ «Жана курылыс». Проведены процедуры государственных закупок и заключены 4 (четыре) договора подряда на завершение строительства следующих проблемных объектов: 753 квартирный дом, ЖК «Байконур», ЖК «Окжетпес», ЖК «Европейский».

До конца текущего месяца будут проведены процедуры государственных закупок и заключены договоры подряда на завершение строительства остальных проблемных объектов.

Следующая группа – 65 жилых комплексов, в которых строительство ведётся застройщиками самостоятельно без привлечения средств, выделенных в рамках мероприятий по стабилизации экономики. В ней находятся квартиры более 10 000 дольщиков. 17 объектов будут достроены в текущем году.

По всем группам, учитывая объекты, переходящие на следующий год, строительство будет завершено в 2009 году.

По Государственной программе развития жилищного строительства на 2008-2010 годы: За счет выделенных из республиканского бюджета средств в сумме 8 с половиной млрд. тенге ведется строительство первой очереди доступного и арендного жилья более 6 тысяч квартир общей площадью 272 тыс. кв. м. В настоящее время освоено 6,7 млрд. тенге или 80% от суммы выделенного финансирования. Строительство ведется согласно утвержденному графику. Ввод в эксплуатацию планируется в середине 2009 года.

Кроме того, с начала года в рамках реализации Государственной программы введено 54,0 тыс. кв. м. и до конца текущего года ожидается ввод еще 48,0 тыс. кв. м.

19.11.2008

www.inform.kz

kn.kz
>
Статьи