Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Общественный совет готов содействовать дольщикам

Мы уже информировали читателей о создании в Алматы Общественного совета по соблюдению законности и правопорядка. Первое заседание образованного органа, состоявшееся на прошлой неделе, участники - представители государственных органов и общественности - посвятили актуальным на сегодня проблемам дольщиков.

Мы уже информировали читателей о создании в Алматы Общественного совета по соблюдению законности и правопорядка. Первое заседание образованного органа, состоявшееся на прошлой неделе, участники - представители государственных органов и общественности - посвятили актуальным на сегодня проблемам дольщиков. Итогом проведенного совещания стали рекомендации, выработанные членами Общественного совета, текст которых публикуется ниже

Государство в течение года оказывает помощь строительным компаниям путем предоставления кредитных средств через банки второго уровня для завершения строительства жилья с участием граждан-дольщиков. Общественный совет не может оценить эффективность использования указанных средств, однако считает решение о кредитовании строительных компаний именно через банки второго уровня правильным, поскольку банки обеспечивают возвратность кредитных средств государству. Полагаем, что подобное кредитование состоятельных строительных компаний должно быть продолжено.

В то же время некоторые строительные компании оказались несостоятельными, в связи с чем банки отказываются предоставлять им кредитные средства. Для оказания помощи дольщикам таких компаний в городе Алматы было создано ТОО "ПКС" со 100-процентным участием государства. Данному предприятию для решения проблем дольщиков поступили средства от государства в размере 10 млрд. тенге. Эти средства планируется потратить на завершение строительства жилых комплексов "Жетысу-3" и "Меркур Град", а также жилых домов в микрорайоне "Кокжиек".

Общественный совет считает, что в целях противодействия коррупции необходимо предоставить общественности полную информацию о стоимости указанных незавершенных объектов строительства, по которой планируется передать их на баланс ТОО "ПКС" с подробной расшифровкой характеристик указанных объектов незавершенного строительства.

После приобретения ТОО "ПКС" объектов незавершенного строительства с учетом мнения общественности необходимо максимально прозрачно провести конкурс по выбору организаций-подрядчиков для завершения строительства приобретенных жилых комплексов. Широкое освещение конкурса в СМИ необходимо в связи с тем, что итоговая величина стоимости одного квадратного метра данного жилья принципиально важна для дольщиков и должна быть минимальна с учетом того, что возведение объектов ведется в условиях масштабного кризиса в строительной отрасли, когда среди организаций должна быть максимальная конкуренция при минимальной стоимости строительных материалов и рентабельности подрядчиков. Для достижения указанной цели считаем возможным привлечение в конкурсную комиссию представителей дольщиков.

Общественный совет считает, что помощь государства дольщикам через предоставление ТОО "ПКС" построенных квартир должна осуществляться дифференцированно. То есть квартиры, построенные за счет бюджетных средств, должны предоставляться в первую очередь тем дольщикам, которые действительно являются социально незащищенными и отвечают определенным критериям (в зависимости от уровня доходов и обязательств, наличия имущества у дольщика и членов его семьи и т. п.). Государство не должно возмещать за счет бюджета потерянные инвестиции, вложенные в долевое строительство жилья.

Кроме того, Общественный совет считает, что квартиры, построенные за счет бюджетных средств, должны предоставляться дольщикам на возмездной основе (с учетом ранее оплаченной части долевого строительства) с рассрочкой платежа на длительный период. Таким образом, расходы государства на строительство квартир будут возмещены. При этом возможно установить даже небольшой процент за пользование государственными деньгами, чтобы у дольщиков не было мотива задерживать платежи, надеясь на инфляцию и девальвацию тенге, снижающих реальную сумму долга. На дольщиков не должна оформляться квартира в собственность до осуществления полного расчета. Текущие платежи могут зачисляться как арендная плата, одновременно зачитываемая в счет выкупа квартиры. Тех дольщиков, которые будут систематически задерживать текущие платежи в счет выкупа, можно переводить только на аренду (ежемесячная стоимость которой должна быть существенно ниже), при этом ранее внесенные платежи возврату и пересчету подлежать не должны. Несостоятельным (в том числе имеющим непогашенные банковские кредиты), социально незащищенным дольщикам квартиры, построенные за счет бюджетных средств, могут предоставляться изначально в аренду за относительно небольшую арендную плату (существенно ниже рыночной).

В тех случаях, когда незавершенные строительные объекты с достаточно высокой степенью готовности перешли в собственность дольщикам (по договоренности со строительными компаниями, по решению суда либо по процедуре банкротства), государство может оказывать им помощь путем завершения строительства объекта (в т. ч. прокладки и подключения коммуникаций) за счет бюджетных средств на возмездной основе с рассрочкой платежа. При этом до полной оплаты указанной задолженности государству квартиры могут быть оформлены в залог. Квартира дольщика, полностью возместившего затраты государству, немедленно освобождается из- под залога.

По мнению Общественного совета, основная помощь государства дольщикам (причем уже вне зависимости от их состоятельности, цели приобретения, количества квартир и т.п.) заключается в тщательной работе с несостоятельными строительными компаниями. Под надлежащим контролем государства должны осуществляться процедуры банкротства строительных компаний, позволяющие обеспечить максимальный возврат средств, вложенных дольщиками. Все сделки несостоятельных строительных компаний, совершенные за последние 3 года, тщательно проанализированы, должны быть выявлены все случаи обналичивания, закупа по завышенным ценам товаров, работ и услуг, расчетов по сомнительным обязательствам или иного неправомерного вывода средств, способствовавших несостоятельности.

В необходимых случаях должны возбуждаться уголовные дела, причем не только на основных учредителей и менеджеров строительных компаний, но и на всех причастных к преступлению лиц, в том числе недобросовестных государственных служащих, способствовавших обману дольщиков и хищению (растрате) их средств. Все имущество, принадлежащее подозреваемым в таких преступлениях, должно быть арестовано для обеспечения возмещения ущерба дольщикам.

Таким образом, дольщики должны получить возмещение своего ущерба (полностью или частично) только за счет имущества несостоятельных строительных компаний и имущества виновных лиц в совершении преступлений, но никак не за счет государственного бюджета, особенно в период всеобщего экономического кризиса.

Общественный совет считает, что самым действенным способом противодействия коррупции в расследовании ситуации с несостоятельными строительными компаниями является гласность. Необходимо определить, что никакой коммерческой тайны у несостоятельных строительных компаний быть не может. Необходимо всю информацию обо всех сделках таких строительных компаний за последние 3 года выложить в свободном доступе в Интернете, в том числе всю финансовую отчетность, результаты аудиторских, прокурорских проверок, включая полную информацию о собственниках, должностных лицах и контрагентах этих компаний. Полная информация поможет снизить недоверие общественности, а также недовольство дольщиков действиями государственных органов.

Вышеуказанные меры в совокупности (тщательность в расследовании всех совершенных сделок, возбуждение уголовных дел и полная гласность) будут способствовать тому, что собственники отдельных несостоятельных строительных компаний одумаются и самостоятельно изыщут резервы для окончания строительства и выполнения обязательств перед дольщиками, поскольку фактически такие резервы у многих имеются, но отсутствует желание.

15.11.2008

www.vecher.kz

kn.kz
>
Статьи