Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Сироты вопреки закону остаются без жилья

Каждый год тысячи воспитанников детских домов оказываются в ужасающем положении. Закон гарантирует им жилье и работу, но местным властям нет до этого никакого дела. Акиматы восемь лет игнорируют действующее постановление Правительства.

Тысячи детдомовцев вопреки закону остались без жилья

Каждый год тысячи воспитанников детских домов оказываются в ужасающем положении. Закон гарантирует им жилье и работу, но местным властям нет до этого никакого дела. Акиматы восемь лет игнорируют действующее постановление Правительства. Добиться собственных квадратных метров удается единицам. Большинство детдомовцев не могут преодолеть бюрократические барьеры и пополняют армию бездомных.

В 2007 году региональные власти со скрипом выделили сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, 17 квартир! Для сравнения: в том же году стены детских домов в Казахстане покинули 2279 выпускников. Большинство из них сразу перевели в средние профессиональные учебные заведения, так как лишь 302 детдомовца закончили 11 классов. Но отсрочка будет недолгой. Получив образование, они выйдут из стен учебных заведений, когда им стукнет 21 год. Что будет с ними дальше, спрогнозировать несложно. Если повезет, детдомовца приютят в Доме юношества, если, конечно, таковой имеется в регионе, где он сможет прожить до 23-х лет. А дальше на помощь государства рассчитывать не приходится. Сироты-«переростки» живут кто где: кто-то идет работать туда, где есть общежитие, кто-то годами продолжает нелегалом жить в детдоме. Несмотря на то, что еще в 2000 году Правительство Казахстана своим постановлением № 1882 обязало акиматы трудоустраивать и обеспечивать жильем всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Документ, который никто не отменял, также предусматривает «квотирование рабочих мест для выпускников организаций образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в действующих организациях, независимо от форм собственности». Но о разработке механизма, сулящего работодателю хоть какие-то льготы, никто и не думал. Казенные слова который год остаются лишь словами. А количество детей, входящих во взрослую жизнь без крыши над головой, из года в год только растет.

Тяжелее всего сиротская доля в столице. Из 363 воспитанников госучреждений Астаны, в числе которых 115 сирот, лишь 8 имеют закрепленное жилье. Квартирами остальных распорядились «заботливые» родители, порой с легкой руки органа опеки и попечительства. У администраций детдомов и интернатов остается один выход - ставить детей в льготную жилищную очередь. Но и здесь дети становятся заложниками законодательных противоречий. Статья 68 Закона РК «О жилищных отношениях» позволяет выделять государственное жилье лишь сиротам. В итоге большинство воспитанников интернатов - дети, оставшиеся без попечения родителей, остаются за бортом. Несмотря на то, что Постановлением Правительства № 1882 и ст. 109 Закона РК «О браке и семье» гарантируют всем детям, находящимся под опекой государства, право на получение жилья. Более того, по закону жилье могут получить только сироты, не достигшие 20-летнего возраста. Сегодня в жилищной очереди стоят 322 ребенка-сироты, 52 из них воспитываются в интернатах столицы. Но имеет ли их ожидание смысл, если за последние 25 лет ни одному сироте в Астане квартиру так и не дали? Бывшие детдомовцы стоят в очереди десятилетиями, а после теряют право претендовать на квартиру, уступая место бедолагам помладше. В городе, который привык поражать иностранцев темпами застройки, сиротам места нет.

Несколько предпочтительнее выглядит положение детей, у которых когда-то украли жилье. Но даже когда на сторону обездоленных встает суд, справедливости приходится ждать годами. Яркий пример. В 2000 году мать несовершеннолетних Ирины Мажура и Натальи Щавелкиной лишили родительских прав. А через 4 месяца управление образования дало разрешение на продажу занимаемой семьей квартиры. В итоге сестры лишились крыши над головой. Летом 2007 года суд пошел навстречу прокуратуре и обязал акимат Астаны выделить сестрам квартиру взамен утраченной. Чиновники не возражали, но прошел год, а жилье сироты так и не получили.

- Мы ждем, когда будет исполнено решение суда. Исполнением занимается Администратор судов. Все имущество департамента жилья описано потому, что это далеко не единственный иск, - сообщила «ОКО» помощник прокурора Астаны Ольга Ионова.

В прокуратуре констатируют, что у этих детей все же есть шанс получить жилье. Сколько бы госорганы не оттягивали этот момент, исполнять решение суда придется. Вот только оснований для подобных исков становится все меньше, сроки исковой давности истекли, и большинство детей остались ни с чем. Ситуацию еще больше усугубляет отсутствие в столице Дома юношества.

- С нас выполнение постановления Правительства 2000 года не снимается. Мы ежегодно пишем в акиматы, требуем: отчитайтесь о проделанной работе по обеспечению сирот жильем и трудоустройству. Но читаешь информацию акиматов, особенно Астаны, а там все по нолям, - констатирует начальник управления попечения и поддержки детей Комитета по охране прав ребенка Маншук Абдыкарим. - В рамках программы «Дети Казахстана» до 2011 года у нас запланировано открытие Домов юношества. Астана поддержала эту программу, но заявку на строительство Дома юношества так и не подала. Астана остается регионом, который не предоставляет жилье. Похожая ситуация складывается в Алматы, Алматинской, Атырауской, Актюбинской и Акмолинской областях.

Вот уже несколько лет в Комитете по охране прав детей Министерства образования и науки пытаются найти решение жилищного вопроса. Два-три года назад выступили с инициативой о внесении изменений в ст. 68 Закона «О жилищных отношениях», которые бы позволили ставить в льготную очередь не только детей-сирот, но и детей, оставшихся без попечения родителей, и продлить их пребывание в очереди с 20 до 23-х лет. Законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам жилищно-коммунальной сферы» все еще обсуждается в Мажилисе.

После предложили расширить категорию выпускников, которых можно поместить в Дома юношества и придать этим учреждениям самостоятельный статус, чтобы они могли принять всех нуждающихся. Напомним, что сегодня претендовать на место в Доме юношества могут только выпускники детдомов и детских деревень. А для воспитанников таких сиротских учреждений, как школы-интернаты и детские дома школьного типа, путь в него заказан. Обсуждение соответствующих поправок включено в план законопроектных работ только в 2009 году. К сожалению, все эти инициативы, даже в случае их поддержки, означают для сирот лишь временный приют и не решат их главной проблемы.

- Сегодня надо поднимать вопрос о разработке механизма по арендному жилью для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых нет закрепленного жилья. Дать им возможность три месяца, полгода жить в нем бесплатно, не оплачивая коммунальные услуги, пока они не трудоустроятся. Это был бы хороший выход из положения, - считает заместитель председателя Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки Раиса Шер.

Спасать положение любыми, в том числе законотворческими способами бесспорно нужно. Настораживает другое. Почему этим занимаются не местные исполнительные органы, на которых обязанность по обустройству сирот возложена законом? Почему срыв подготовки к отопительному сезону или низкие темпы строительства школ могут послужить поводом для отставки акима, а повсеместное игнорирование законодательно гарантированных прав детей-сирот нет? Возможно, показатель обеспеченности сирот жильем имеет смысл включить в рейтинг акимов всех уровней для того, чтобы на неблагополучие тысяч наших сограждан, наконец, обратили внимание. Или в стране, претендующей на пост председателя ОБСЕ, эта категория граждан уже негласно отнесена к людям второго сорта? Парадоксально, но факт.

Акиматы благополучно переложили жилищные проблемы и вопросы трудоустройства сирот на руководителей детских домов и других специальных учреждений. Фактически самоустранились от выполнения своих непосредственных обязанностей и безнаказанно игнорируют закон, имея и полномочия, и ресурсы для решения сиротских проблем. Лишь некоторые из них вспоминают про сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Остальные предпочитают просто делать вид, что их нет. Значит ли это, что эпидемия безразличия и беззакония стала нормой, и у детей, лишенных родительской любви, нет надежды на собственную крышу над головой.

Соответствующие запросы мы направляем Премьер-министру Республики и акиму города Астаны.

24.10.2008

Сергей Бойко,www.oko.kz

kn.kz
>
Статьи