Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Как спасать малый бизнес?

Что хуже для бизнесмена в период кризиса - останавливать уже начатый, но не завершенный проект, или не начинать новый? Этот вопрос задал аудитории международной конференции."Перспективы развития малого и среднего бизнеса в Казахстане" руководитель НЭПК "Союз "Атамекен" Азат Перуашев.

Что хуже для бизнесмена в период кризиса - останавливать уже начатый, но не завершенный проект, или не начинать новый?

Этот вопрос задал аудитории международной конференции "Перспективы развития малого и среднего бизнеса в Казахстане" руководитель НЭПК "Союз "Атамекен" Азат Перуашев. И сам дал ответ: хуже - бросать начатое.

- Если вы, экономя средства, не начнете новый проект, то только не получите перспективную прибыль, а бросив уже начатый проект, потеряете ваши реальные деньги, уже вложенные в него, - заявил г-н Перуашев.

Аудитория конференции в большой своей части состояла из бизнесменов, и это определило внимательное вслушивание в выступление. Хотя на уровне подобных советов бизнесменам, похоже, и так было все ясно. Ожидались ими конкретные рекомендации по минимизации влияния кризиса. Здесь чего-то особенного не прозвучало. Руководитель "Союза "Атамекен" только подметил, что в мире наблюдается спад производства и "впереди у нас предстоит непростой период".

- Мы должны создать альтернативные методы финансирования, и кризис заставит нас это сделать. Сегодня 99,95% всех казахстанских компаний не могут выйти на фондовый рынок, чтобы использовать его ресурсы, - вот самая конкретная мысль из всех, прозвучавших в выступлении.

Заметно отличалась речь заместителя председателя правления Фонда "Даму"Марата Иманкулова. Фонд с начала текущего года в соответствии с планом правительства первоочередных действий по стабилизации социально-экономического положения страны кредитует предприятия малого и среднего бизнеса.

По состоянию на 1 августа банками второго уровня освоено Т 49 млрд. по этой линии, профинансировано 1964 проекта в сфере малого и среднего бизнеса.

Средняя сумма кредита составила Т 24 млн. при эффективной ставке по ним в 20%. Однако, при этом Фонд столкнулся с существованием серьезного дисбаланса по регионам страны в осваивании выданных средств. Абсолютное большинство кредитов освоено в Алматы, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областях. И хотя главный положительный результат программы - своевременная финансовая помощь предприятиям МСБ в условиях обостряющаяся кризиса ликвидности у банков второго уровня - очевиден, но региональный дисбаланс заставил руководителей Фонда "Даму" сформировать новую программу: "Даму" - регионы". Областные акиматы должны будут выделить на нее из своих средствпо 2 млрд. тенге, и столько же на каждую областную программу выделит Фонд.

Совместное финансирование при определении его конкретного направления на региональном уровне должно решить проблему неосвоения средств на местах.

Другая программа, инициированная Фондом, касается микрокредитования. Программа по развитию микрокредитных организаций в республике Казахстан рассчитана на 2008-2012 годы. Сумма финансирования из собственных средств Фонда на 2008 год составит 5 млрд. тенге, а на последующие годы по 7 млрд.

Г-н Иманкулов отмечает, что как результат данного проекта снизятся ставки микрокредитования для конечного заемщика. Будет выдано не меньше 287 тыс. микрокредитов, создано и поддержано не менее 140 тыс. рабочих мест.

Известный экономист Канат Берентаев высказал свое мнение по проблеме выживания МСБ в условиях кризиса. Главный фактор для него - платежеспособный спрос стороны населения, и "какие бы меры поддержки на государственном уровне не оказывались, все будет решать состояние спроса".

Что касается долгосрочных способов стимулировать рост МСБ, то здесь нужно стимулировать инновационное образование предпринимателей. Существуют исследования, заметил г-н Берентаев, согласно которым лишь около 5% бизнесменов способны самостоятельно инициировать использование в своих бизнес-интересах инновационные программы и методики.

Остальные предприниматели инертны и склонны работать по накатанной, или "по старинке". И чтобы дать если не всему, то хотя бы значительной части бизнеса инновационный толчок, без которого тому на национальном уровне не выжить, сами предприниматели должны иметь соответствующее образование.

17.10.2008

Светлана Тимофеева, www.gazeta.kz

kn.kz
>
Статьи