Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Государство выступает главным инвестором на рынке жилья

- Как государство намерено решать «квартирный вопрос» в условиях глобального кризиса на финансовых рынках, можно ли за счет госрегулирования удержать цены на продовольствие, встанут ли инновации на рельсы индустрии.

- Как государство намерено решать «квартирный вопрос» в условиях глобального кризиса на финансовых рынках, можно ли за счет госрегулирования удержать цены на продовольствие, встанут ли инновации на рельсы индустрии. Ответы на все эти вопросы сосредоточены в одном министерстве - индустрии и торговли, глава которого – Владимир Сергеевич Школьник стал сегодня «гостем» нашего агентства.

- Переживет ли коррективы государственная программа развития жилищного строительства с учетом сложившегося дефицита ликвидности на финансовых рынках и снижения объемов сдачи коммерческого жилья? Что ожидает участников рынка долевого строительства?

- В текущем году началась реализация очередного этапа Государственной программы жилищного строительства в РК на 2008-2010 годы. Наиболее важные изменения и дополнения в госпрограмму коснулись следующих моментов. Это внедрение через Жилстройсбербанк (ЖССБ) системы кредитования покупки жилья под 4% годовых без первоначального взноса. При этом будет рассмотрена возможность передачи государственных пакетов акций ЖССБ и КИК в уставной капитал АО "Фонд устойчивого развития "Қазына".

Во- вторых, объемы строительства арендного жилья для граждан, состоящих на очереди в акиматах, будут увеличены с 363,1 до 479,8 тыс. кв. метров. Для этих граждан будет построено 5900 квартир. При утверждении размера арендной платы за пользование этими квартирами будет применена единая методика расчета. Далее, для развития индивидуального жилищного строительства (ИЖС) предусматривается увеличить уставные капиталы социально-предпринимательских корпораций на 30 млрд. тенге, которые будут строить инженерные сети к земельным участкам, отведенным под ИЖС. Это даст возможность увеличить объем ввода ИЖС за три года с 17142 до 21010 тыс. кв. метров.

И последнее, Госпрограмма дополнена разделами, предусматривающими разработку и корректировку генеральных планов населенных пунктов, совершенствование системы контроля качества жилищного строительства, наращивание производства отечественных строительных материалов и освоение индустриальных, недорогих и экологичных технологий строительства индивидуального жилья. Предлагаемые корректировки Госпрограммы произведены за счет внутреннего перераспределения средств и не потребуют дополнительных расходов республиканского бюджета.

В итоге, прогнозируемый ввод жилья в целом за три года увеличится и составит 28 млн. кв. метров против ранее предусмотренных 26,1 млн. кв. метров. В 4 квартале 2008 года предусматривается ввод арендного жилья в объеме 160,7 тыс. кв. метров На его строительство акиматам перечислено более 3 млрд. тенге, из них освоено 1,8 млрд. тенге (62%). Выше среднего показателя выделенные средства освоили 8 регионов. В целом, ход освоения бюджетных средств, выделенных на реализацию Госпрограммы по итогам первого полугодия можно в целом считать удовлетворительным. В секторе коммерческого жилья, так же, как свидетельствует официальная статистика, наблюдается прирост объемов строительства. Так, по данным Агентства РК по статистике, его объемы увеличились с 701 тыс. кв. метров до 1143 тыс. кв. метров, из них долевое строительство составило 969 тыс. кв. метров.

Касательно защиты прав дольщиков, то этот вопрос, как известно, находится на особом контроле Главы государства. Всего по республике количество объектов долевого строительства составляет 339 единиц общей площадью 7,7 млн. кв. метров с 46001 дольщиками, в том числе по Астане – 201 объект с 30527 дольщиками, по Алматы - 86 объектов с 12287 дольщиками. То есть в Астане и Алматы сосредоточено 93% от всего долевого строительства.

Всё строящееся коммерческое жилье с участием дольщиков в городах Астане и Алматы условно разделено на 3 группы. Первая из них - проблемные объекты, требующие судебных разбирательств и процедур банкротства. Их в Астане - 24 с участием 5974 дольщиков. В Алматы - 9 объектов, куда вложили свои средства 677 дольщиков. Вторая группа объектов - завершающиеся самостоятельно, в Астане – 96 объектов с 17970 дольщиками, в Алматы - 47 объектов с 3203 дольщиками. И, наконец, объекты, требующие государственной поддержки. Таковых в Астане насчитывается на сегодня – 81 с участием 6583 дольщиков, в Алматы - 30 объектов с 8407 дольщиками.

Для снижения влияния негативных тенденций в банковской сфере в рамках первоочередных мер по обеспечению стабильности социально-экономического развития РК Правительством принят Комплекс мер по бюджетному финансированию долевого строительства. Первый из них: в 2007 году Правительством увеличено фондирование КИК для выкупа прав требований по ипотечным займам у БВУ на сумму 20,5 млрд. тенге из республиканского бюджета, из них на 11 июля 2008 года освоено 7,3 млрд. тенге.

В целях сохранения устойчивости системы жилищного финансирования в 2007 году увеличено фондирование АО «Казахстанский фонд гарантирования ипотечных кредитов» путем его капитализации на сумму 1 025 млн. тенге, что позволит обеспечить объем принятых гарантий на сумму более 20 млрд. тенге, выделенные средства практически освоены.

Более того, из республиканского бюджета выделено АО «Фонд устойчивого развития «Казына» (далее – Фонд) 71,2 млрд. тенге – 48,8 млрд. тенге для г.Астаны и 22,4 для Алматы. Из них банками второго уровня перечислено застройщикам 53,6 млрд. тенге. Оставшиеся суммы будут перечислены по мере освоения средств и оформления кредитных соглашений. Также выделена из резерва Правительства акиму города Астаны сумма в размере 41 млрд. тенге на приобретение 6000 квартир (4031 дольщик), из них на 1 июля текущего года перечислено 8 млрд. тенге. По информации акимата города, эта сумма выплачена застройщикам в качестве аванса. И, наконец, для завершения долевого строительства проблемных объектов акиму Астаны выделено из резерва Правительства 17,2 млрд. тенге, что позволит защитить права 4558 дольщиков. На 8 июля текущего года данная сумма полностью перечислена в акимат города. Таким образом, из 46 тыс. дольщиков за 6 месяцев текущего года, 5472 дольщика уже получили квартиры, в том числе по г. Астане – 3303, по г. Алматы – 1059 дольщиков.

- Что представляет собой комплексный план мероприятий по повышению эффективности развития горно-металлургической промышленности страны? Насколько серьезны опасения крупных игроков ГМК по поводу введения экспортной таможенной пошлины на всю продукцию отрасли?

- В настоящее время более 70% казахстанского экспорта занимают сырьевые товары. На продукцию горно-металлургической промышленности приходится порядка 20% экспорта. В связи с чем, в конце 2007 года в фискальных целях Министерством предложено введение таможенных пошлин на экспорт порядка 30 наименований товаров, составляющих основной объем экспорта, в том числе и горно-металлургической отрасли (цветные и драгоценные металлы, уран, стальной прокат). Основными критериями их выбора послужили высокие цены и значительный спрос на мировом рынке. При этом следует отметить, что большинство из выбранных товаров не подвергаются дальнейшей переработке на территории Казахстана.

Однако, понимая, что предлагаемые меры будут иметь неоднозначный эффект на деятельность отечественных товаропроизводителей, а также их экспортные возможности, Министерством индустрии и торговли совместно с заинтересованными государственными органами и Ассоциацией предприятий ГМК проводится всесторонний и обширный анализ по каждому предприятию, на продукцию которого предлагается введение экспортных таможенных пошлин. Результаты же данного анализа совместно с консолидированной позицией бизнеса и государственных органов будут вынесены на заседание Межведомственной комиссии по вопросам торговой политики и участия в международных экономических организациях с целью принятия окончательного решения.

При активном участии Мининдустрии прошел первый съезд работников горно-металлургической промышленности Казахстана с обсуждением ряда серьезных проблем, стоящих перед отраслью. Прежде всего, это касается комплексного использования минерально-сырьевых ресурсов, восполнения их запасов, проведения эффективной политики ресурсосбережений, внедрения современных технологий и создания новых переделов в цветной и черной металлургии. Для решения этих задач завершается разработка Комплексного плана мероприятий по повышению эффективности развития горно-металлургической отрасли страны.

Еще одним перспективным направлением развития этой отрасли является создание отечественных производств из редких металлов. Ведь известно, что Казахстан располагает уникальными запасами рения, ниобия и других металлов, которые находят применение в нефтехимической, авиационной, космической отраслях. А мы являемся вторыми в мире поставщиками рениевого сырья на мировой рынок. Наша цель — подтянуть на высокие позиции и другие редкие металлы. Для реализации этого масштабного проекта будет разработана Программа развития отрасли редких металлов в Казахстане.

- Что сегодня конкретно можно сказать о результатах реализации индустриально-инновационной политики?

- Стратегия индустриально-инновационного развития предполагает как бы двойной план развития. Первый: это индустриализация экономики, второй — стремление максимально направить процесс индустриализации в инновационное русло. В первом приоритетным является сектор переработки, увеличение его доли на внутреннем рынке и в казахстанском экспорте. Что же мы имеем на сегодня? На 1-м этапе (2003-2005 годы) решены системные вопросы дальнейшего технологического развития. А именно: подготовлена законодательная и нормативная правовая база (около 30 законов), сформированы основные программы развития отраслей (более 30 программ) и решены системные вопросы развития факторов производства.

Сформирована новая институциональная основа (институты развития, СПК, холдинги, Фонд науки и другие) и начата реализация пилотных проектов и строительство обеспечивающей инфраструктуры (технопарки, СЭЗ, индустриальные зоны).

Второй этап выполнения Стратегии (2006-2010 годы) — «фаза активной реализации» — ставит конкретную задачу реализации проектов по модернизации промышленности и диверсификации экономики. Поэтому ключевым направлением текущей деятельности является создание обрабатывающих технологичных производств в приоритетных отраслях. Тем самым будет меняться структура ВВП, инвестиций в основной капитал, экспорта. Инструменты и механизмы реализации данного направления закреплены в программе «30 корпоративных лидеров Казахстана».

В соответствии с распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан от 15 апреля 2008 года за министерством закреплена реализация 6 проектов. Это увеличение производства высокоуглеродистого феррохрома на 200 тыс. тонн в год с использованием инновационных технологий; производство металлургического кремния из жильного кварца; строительство завода по производству металлизованного продукта мощностью 4,6 млн. тонн в год; реконструкция Таразского металлургического завода ферросплавов и сталеплавильной продукции; строительство горно-металлургического комбината по переработке никель-кобальтовых руд месторождения «Шевченское»; строительство и эксплуатация завода по производству первичного алюминия в Павлодарской области мощностью 250 тыс. тонн и 136 тыс. тонн обожженных анодов в год.

Государство, в свою очередь, помимо предоставления общих преференций, берет на себя активную роль в создании условий для развития производств. Сегодня на рассмотрении Госкомиссии находятся порядка 100 проектов на сумму свыше 50 млрд. долларов США. Только за 2007 год введено в эксплуатацию 158 инвестиционных проектов за счет всех источников финансирования на сумму около 180 млрд. тенге (1,5 млрд. долларов США). Тем самым создано более 6 тыс. рабочих мест. В настоящее время в регионах республики на стадии реализации находятся 229 инвестиционных проектов с предполагаемым объемом государственных и частных инвестиций на сумму около 16 млрд. долл. США.

Более того, созданы социально-предпринимательские корпорации (СПК), которые уже выполняют роль региональных институтов развития и которые должны пройти три этапа. Первый — это капитализация в 14 млрд. тенге, и эта задача уже решена. Второй этап — передача месторождений и земель, что местными исполнительными органами решается сегодня. Третий этап — переход СПК на прибыльную основу.

На сегодня СПК уже приступили к третьему этапу — активному участию в индустриализации регионов. На их рассмотрение поступило более 335 проектов на сумму 12,3 млрд. дол. США, из них одобрено 28 проектов. Таким образом, Индустриально-инновационная стратегия – это одна из основ Стратегии развития Казахстана до 2030-го года. Ее реализация будет залогом успеха нашего государства, как регионального лидера с динамичной, устойчивой и качественно новой экономикой.

- Будут ли продолжены меры по стабилизации цен на продукты питания, борьба с посредниками и монополиями на продовольственных рынках?

- Как известно, тенденция роста цен, в особенности на группу продовольственных товаров, в настоящее время наблюдается не только в Казахстане, но и во всем мире. В связи с этим, в некоторых странах меняется государственная сельскохозяйственная политика, в частности, в Европе, сокращаются субсидии и защитные меры. Кроме того, растет спрос на продукты питания, в том числе в таких быстро развивающихся странах, как Китай и Индия.

Что касается мер по стабилизации цен на продукты питания, предпринимаемых в Казахстане, то предлагаю сначала обратить внимание на данные официальной статистики. В сентябре текущего года уровень инфляции составил 0,6%. Согласно данным Госстата, на рынке продовольственных товаров в прошедшем месяце прирост цен на хлебопродукты и крупяные изделия составил 0,5%. Крупы подорожали на 0,9%, рис - на 0,6%. Заметно повысились цены на яйца - на 4,8%. Также выросли в цене молочные продукты - на 1,4%, в том числе творог - на 1,9%, сметана - на 1,8%, молоко свежее - на 1,7%. Цены на мясные продукты повысились на 0,9%, сахар - на 0,5%. Снижение цен зафиксировано на овощи на 5,5%, фрукты - на 1,5%, масла и жиры - на 0,1%.

В целях стабилизации цен на основные продовольственные товары на внутреннем рынке действовали временные запреты на экспорт: семян подсолнечника и подсолнечного масла - до 1 октября 2008 года; пшеницы -до 1 сентября 2008 года; на бензин и дизельное топливо, горюче-смазочные материалы - до 1 сентября 2008 года. Также до 1 января 2009 снижены ставки таможенных пошлин на ряд наиболее значимых продовольственных товаров

Кроме того, принято постановление Правительства РК, предусматривающее снижение ставки совокупного таможенного платежа с 17 % до 13 % при ввозе плодоовощной продукции в упрощенном порядке. Министерством совместно с АО «НК СПК «Онтустик» проработана схема поставок плодоовощной продукции в регионы Казахстана по фьючерсным контрактам. В этом году такой контракт был подписан СПК «Онтустик» с производителями сельскохозяйственной продукции на закуп 35 тыс. тонн плодоовощной продукции по фьючерсной схеме.

Следует отметить, что рыночные цены на продукты питания значительно превышают цену с учетом таможенной очистки на государственной границе. Во-первых, это связано с транспортными расходами и порчей продукции при доставке до места назначения, а также к стоимости товаров добавляются маржа оптовых и розничных продавцов. При ввозе товаров через границу предприниматели пытаются искусственно занизить цены в целях снижения расходов на выплату НДС.

В соответствии с законодательством РК о регулировании торговой деятельности, цены на товары определяются субъектами торговой деятельности самостоятельно. При осуществлении оптовой торговли не могут устанавливаться уровни и пределы цен на товары, реализуемые на торговых объектах, а также размеры вознаграждения, взимаемого посредниками на торговом объекте, за посредничество при сделках. На процесс бесконтрольного ценообразования также влияет наличие большой доли в общем объеме товарооборота неорганизованной торговли, что затрудняет реализацию каких-либо государственных мер в области торговой деятельности.

Поэтому с учетом сложившейся ситуации на рынке продовольственных товаров в целях внедрения контроля за ценами, министерство считает важным выстроить систему государственного регулирования торговли. В этой связи Министерством индустрии и торговли в настоящее время в рамках проекта Закона «О продовольственной безопасности» прорабатываются вопросы утверждения социально-значимых продуктов питания и установления на них предельного уровня торговых надбавок.

10.10.2008

Зауреш Балкенова, www.inform.kz

kn.kz
>
Статьи