Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Закон без защиты

Похоже, что поправки в законодательство по вопросам долевого участия в жилищном строительстве станут не решением проблем, а очередным разочарованием. Депутаты Парламента уже выразили твердую уверенность в том, что разработанный Правительством законопроект не решит существующих проблем.

Похоже, что поправки в законодательство по вопросам долевого участия в жилищном строительстве станут не решением проблем, а очередным разочарованием. Депутаты Парламента уже выразили твердую уверенность в том, что разработанный Правительством законопроект не решит существующих проблем.

Мажилисмены приступили к работе над проектом закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам долевого участия в жилищном строительстве». Однако уже в ходе презентации законопроекта депутаты раскритиковали его нормы.

Представлявший документ вице-министр индустрии и торговли Едиль Мамытбеков особо напирал на то, что в законопроекте учтен весь негативный опыт последних лет, в том числе и нынешней кризисной ситуации.

– Вливание бюджетных средств в долевое строительство является разовой акцией. Регулирование взаимоотношений между застройщиком и дольщиками должно производиться на законодательной основе, – подчеркнул вице-министр.

Однако действующий закон «О долевом участии в жилищном строительстве» оказался недостаточно эффективным. Кроме того, его нормы не распространяются на договоры, заключенные до вступления закона в действие. Едиль Мамытбеков особо отметил: по тем объектам, которые начали строиться после принятия закона, проблем в настоящее время нет. Сложности возникли лишь с теми, строительство которых было начато до 1 января 2007 года (дата вступления в силу принятого закона), и именно на них фактически и пошли выделенные Правительством средства.

Новым законопроектом предлагается определить центральный государственный орган, осуществляющий общую координацию данной сферы, и законодательно закрепить его компетенцию. Уполномоченный орган наделяется правом контроля деятельности застройщиков.

Для самих строительных компаний тоже меняются правила игры. Во-первых,законопроект предлагает введение разовой лицензии по организации строительства жилого здания путем привлечения денег дольщиков.

– То есть, лицензии будут выдаваться на строительство каждого отдельного жилого объекта. Это позволит местным исполнительным органам контролировать целевое использование средств дольщиков по каждому объекту, – считает Мамытбеков.

Принципиальное новшество – действие закона предлагается распространить на коммерческие помещения — офисы, магазины, гаражи, а не только на жилые помещения.

Ряд мер, по словам вице-министра, направлен на ужесточение требований к застройщикам. В частности, для тех, кто желает работать с привлечением денег дольщиков предлагается закрепить обязательное требование о наличии опыта возведения жилых зданий не менее 3 лет, сданных в эксплуатацию не менее ста квартир и собственного капитала не менее 100 тысяч месячных расчетных показателей (МРП).

Кроме того по выбору застройщика необходимо наличие собственного капитала в объеме не менее 20 процентов от привлеченных денег (ранее было 12 процентов) или наличие договоров страхования гражданско-правовой ответственности застройщика перед дольщиками по возмещению вреда. Не менее важное условие касается наличия у застройщика средств на отдельном счете в банках второго уровня в объеме не менее 5 процентов от привлеченных денег для выплат дольщикам, расторгающим договоры.

Кроме того, в список обязанностей застройщика предлагается включить ежегодное проведение аудита финансовой отчетности с предоставлением его в уполномоченный орган.

– Полагаем, что принятие законопроекта позволит гарантировать дольщику сохранность вложенных средств, значительно повысит ответственность застройщика при принятии обязательств в соответствии с договором о долевом участии в жилищном строительстве, – заключил Едиль Мамытбеков.

Депутаты уверенность разработчика не разделили. По мнению большинства народных избранников, нормы законопроекта не содержат ни реальных мер защиты, ни действенных контрольных механизмов. Так, депутаты отметили отсутствие мер постоянного контроля за деятельностью строительных компаний и целевого использования полученных ими от граждан средств. Те механизмы, которые предусмотрены в законопроекте, в частности, ежеквартальные проекты, должного результата не дадут, а лишь продлят сроки строительства объекта – с проверяющими не слишком активно поработаешь. Отсутствуют и меры воздействия, кроме самых «крайних» – возбуждения уголовного дела.

– Лишение лицензии, возбуждение уголовного дела – это крайние меры, когда уже делать нечего, – заявил мажилисмен Рамазан Сарпеков. – Но дольщика не это интересует. Он внес деньги и в установленный срок он должен получить квартиру.

Депутат Бекен Алимжанов заострил внимание на вопросах целевого использования средств. Тем более, по его мнению, нынешняя ситуация показала, что стройкомпании, несмотря на все сложности и экстренные меры Кабмина, по-прежнему, продолжают «свою политику», не учитывая интересы народа и государства.

– Вот «Куат». Говорят, нецелевое использование! Это те деньги, которые Правительство выделяет – и нецелевое использование! Это даже не дольщиков, это государство так кидают! – возмутился мажилисмен.

Депутат Владимир Бобров также считает, что заложенные в законопроект новшества не решат проблем дольщиков. В частности, требование о наличии собствен-ного капитала в размере не менее 100 тысяч МРП вообще на дольщиках никак не отразится.

– Собственный капитал – это краны, деньги на счете. Это никогда не защищало дольщиков, поскольку имущество застройщика в случае его банкротства потом попадет в конкурсную комиссию, которая дольщиков в пятую очередь поставит, – пояснил депутат свою позицию.

Требование о двадцатипроцентном капитале, по его мнению, не просто не защитит интересы граждан, но и может привести к удорожанию жилья, поскольку это фактически замороженные финансовые средства, которые не участвуют в обороте. Кроме того, замечали депутаты, есть и возможность подлога: для того, чтобы получить разрешение на строительство, компания может внести необходимую сумму на счет, продемонстрировать ее наличие уполномоченному органу, а сразу после получения лицензии перевести эти средства на другой счет.

Владимир Бобров назвал более простым и в то же время эффективным методом защиты дольщиков страхование строительного объекта. «Но, к сожалению, в законопроекте говорится только, что оно «возможно», – посетовал депутат.

Вице-министр индустрии от имени разработчиков заверил мажилисменов в готовности к работе и к новым предложениям. И если Правительство действительно готово к этому шагу, законопроект в Парламенте будет серьезно переработан. 23.09.2008 Маржан Сагындык, www.kn.kz

kn.kz
>
Статьи