Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Вехи социального строительства

Обещанные государством сто школ и сто больниц могут так и остаться лишь на бумаге. Акиматы срывают реализацию данной госпрограммы, строя несвоевременно и некачественно.Специально созданные комиссии недавно ознакомились с ходом реализации госпрограммы.

Обещанные государством сто школ и сто больниц могут так и остаться лишь на бумаге. Акиматы срывают реализацию данной госпрограммы, строя несвоевременно и некачественно

Специально созданные комиссии недавно ознакомились с ходом реализации госпрограммы «Сто школ, сто больниц», о которой так часто говорит Президент и которая должна решить три основные проблемы: ликвидировать трехсменные занятия, решить проблему аварийных зданий и сократить дефицит ученических мест.

Всего за три года, 2007-2010, в стране планируется построить 245 школ и 36 садов. На эти цели бюджетом предусмотрено более 172 миллиардов тенге. В текущем году осуществляется строительство 167 школ и 9 детских садов с объемом финансирования более 69 миллиардов тенге.

По поручению Премьер-министра пристальное внимание чиновники уделили четырем регионам: Жамбылской, Кызылординской, Южно-Казахстанской (ЮКО) областям и городу Астане. Причем в своем докладе министр образования и науки Жансеит Туймебаев останавливался в основном на примерах ЮКО, указывая на то, что этот регион лидирует по количеству объектов, двери которых не были своевременно открыты для своих посетителей.

Результаты проверки выявили ряд нарушений, которые не прибавили оптимизма. В основном они касаются качества строительства. Повсеместно используются стройматериалы по принципу «лишь бы дешевле» и нарушаются строительные нормы. Так, после известного наводнения в Южно-Казахстанской области началось строительство четырех школ. При возведении этих зданий подрядчиками было неправильно выполнено армирование кирпичной перегородки вертикальной арматурой, нарушен каркас монолитного сердечника, примыкание перегородки к несущей стене, проведена некачественная гидроизоляция фундаментов и кирпичная кладка простенков несущей стены, а также применены железобетонные плиты перекрытия несейсмической серии.

— Кирпичная кладка первого этажа до нулевой отметки по всему периметру в селе Актобе Сары-Агашского района, где сейсмика 7 баллов, проведена с грубейшим нарушением технологии строительства и подлежит демонтажу, — привел другие примеры Жансеит Туймебаев. — В Жамбылской области при сейсмоусилении здания использована арматура китайского производства, неприменимая для этого. Бетонирование несущих колонн выполнено из некачественного бетона, что не допускается строительными нормами. В настоящее время из-за аварийности учебных корпусов занятия приостановлены.

Кроме того, главный педагог страны вспомнил прошлый опыт некачественной сдачи объектов. К примеру, в Талдыкоргане в период строительства школы обрушилась кровля здания, а в первые годы эксплуатации школы № 17 города Астаны произошло обрушение крыши спортивного зала. «Данные факты указывают на нескоординированную работу подрядчиков и технического надзора за качеством строительно-монтажных работ», — сделал вывод глава образовательного ведомства.

Другая проблема — невысокие темпы строительства. Повсеместно наблюдается отставание от утвержденного графика работ. Причем сроки несвоевременной сдачи объектов составляют от двух недель до нескольких лет. Так, по трем школам в районе наводнения ЮКО строительство ведется с отставанием до двух месяцев. В настоящее время возводятся только первые и вторые этажи, хотя сдать данные объекты социального назначения планировалось уже в этом году.

Аналогичное положение — с пятью строящимися на основе государственно-частного партнерства школами в Астане, срок ввода которых — август 2008 года. А строительство столичной профессионально-технической школы и вовсе приостановлено с мая текущего года. Тогда как сдать этот объект, на котором выполнены работы только нулевого цикла, предполагалось в декабре текущего года.

Второй, не менее распространенной причиной срыва срока ввода является удорожание стоимости проектов. В целом по республике с прошлого года в связи с этим не завершено строительство 15 школ. Так, в ЮКО удорожание строительства составило 465 миллионов тенге. В итоге стоимость одного ученического места там составляет 1,2 -1,4 миллиона тенге. Сложилась парадоксальная ситуация — это почти на 50 процентов выше, чем в столице, известной одними из самых высоких в стране ценами на строительные материалы. По подсчетам Министерства образования и науки, в Астане одно ученическое место «оценивается» в 940-960 тысяч тенге.

Запаздывают акиматы по срокам и в связи с проблемами с отводом земель. Хотя некоторые области в этом преуспели и имеют на один участок застройки даже по два акта отвода земли.

Не менее «значимой» по распространенности проблемой задержки ввода социальных объектов является отсутствие проектно-сметной документации (ПСД). Этого документа не оказалось у 19 объектов по республике, в связи с чем строительные работы по ним так и не были начаты. Для некоторых отсутствие этого документа — не помеха. Строительство начинают без ПСД.

Популярность приобрела и практика не указывать в договоре с подрядчиком сроки ввода, при этом заранее оплачивая его работы. «В результате у подрядчиков остается возможность нарушать свои договорные обязательства, что заведомо приводит к затягиванию сроков строительства и удорожанию стоимости проектов», — заметил Жансеит Туймебаев. Так, в Южно-Казахстанской области 34 договора заключены без окончательного срока ввода.

Ставит под вопрос реализацию программы «Сто школ, сто больниц» и халатное отношение руководителей строительных компаний. По этой причине в ЮКО шесть храмов знаний из восьми не будут введены даже в этом году. На момент проверки в четырех зданиях школ только велась кирпичная кладка первого этажа, в остальных было построено всего два этажа.

Несмотря на такие проблемы, в некоторых учебных заведениях занятия начинаются до того, как здание пройдет государственную приемку. «Из 18 открытых к 1 сентября школ в республике четыре не имеют акта госприемки», — сообщил министр образования.

Главное образовательное ведомство страны до конца года планирует провести еще одну проверку, но уже во всех регионах. Учитывая первую ревизию, проведенную в основном в южных регионах страны, данная проверка будет проведена с приглашением специалистов в области строительства и средств массовой информации. Глава ведомства воззвал к совести всех застройщиков, призвав их строить качественно и добросовестно детские сады и школы, в которых будут учиться наши дети и внуки. Министр также напомнил, что из республиканского бюджета не будут выделяться дополнительные средства для завершения объектов, по которым приняты договорные обязательства. И «попросил» их прекратить практику по корректировке стоимости.

В случае повторения несвоевременного и некачественного хода строительства МОН обещает принять меры, которые сводятся к расторжению договора и предъявлению штрафных санкций, отзыву лицензии на строительно-монтажные работы, признанию подрядчика недобросовестным и тиражированию данных случаев в масс-медиа. Естественно, при этом «недобросовестные» впредь не будут допущены к участию в тендерах по реализации новых проектов.

Аналогичная ситуация сложилась с больницами. В текущем году государство выделило на строительство 96 объектов 50,2 миллиарда тенге. Из них на данный момент освоено всего 18,5 миллиарда тенге, или 28 процентов. По информации министра здравоохранения Анатолия Дернового, из-за несвоевременного освоения средств продолжается строительство 9 из 11 начатых в прошлом году учреждений здравоохранения. Срывается реализация пяти объектов в рамках программы «Сто больниц» в Южно-Казахстанской области.

Сами же акимы регионов опровергают озвученные в ходе селекторного совещания данные. Они не согласны с выводами комиссии и приглашают главу Правительства лично ознакомиться с ходом строительства. Ситуация повторяется: регионы не согласны с информацией, озвученной в центральных органах власти. И пока «в верхах» ведется спор об объективности данных, казахстанским школьникам приходится учиться в три смены…

23.09.2008

Анна Романова, www.kn.kz

kn.kz
>
Статьи