Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Ставка оператора — четыре процента годовых!

Первые казахстанцы, ставшие участниками второй государственной жилищной программы, уже в конце нынешнего года смогут въехать в новые квартиры.

Первые казахстанцы, ставшие участниками второй государственной жилищной программы, уже в конце нынешнего года смогут въехать в новые квартиры. Как известно, АО «Жилстройсбербанк Казахстана» выбрано оператором Государственной программы жилищного строительства на 2008—2010 годы и для финансирования участников программы из бюджета банку будет выделено 57 миллиардов тенге в качестве льготного кредита. Но как, по каким правилам и схемам будет происходить выдача займов участникам государственной программы, какие им предстоит подготовить документы и какие необходимо пройти процедуры? Обо всем этом рассказывает в интервью нашей газете Данияр ТОЙБАЕВ, заместитель председателя правления АО «Жилстройсбербанк Казахстана».

— В документе четко обозначены категории граждан, которые могут претендовать на получение жилья по государственной программе, но давайте напомним, кто входит в эту группу и как они могут заявить свое право?

— При реализации государственной программы имеется четкое разделение полномочий: местные исполнительные органы отвечают за вопросы очередности и подтверждения прав ее участников. Компетенция нашего банка — оценка платежеспособности участников государственной программы и выполнение всех процедур, связанных с выдачей займов и их погашением. Стать участниками государственной программы могут молодые семьи, имеющие детей и в которых оба супруга не достигли возраста 29 лет, а также неполные семьи, в которых детей воспитывает один из родителей, не достигший возраста 29 лет; государственные служащие; работники государственных учреждений, не являющиеся государственными служащими; работники государственных предприятий.

Естественно, подтвердившие свое право и имеющие направления, выданные местными государственными органами по жилищно-коммунальным вопросам. При этом по работникам государственных предприятий предпочтение отдается государственным предприятиям социальной сферы. Получив направления из местного государственного органа по жилищно-коммунальным вопросам, участники государственной программы обращаются в наш банк, оформляют кредитные заявки и проходят оценку платежеспособности. Оценка платежеспособности участника государственной программы и вопрос предоставления ему займа рассматривается на кредитном комитете банка.

Надо отметить, что по государственной программе на 2008—2010 годы предусмотрено выделение банку льготного бюджетного кредита, за счет которого будут предоставляться предварительные жилищные займы под четыре процента годовых. Но важно помнить, что данные займы будут выдаваться участникам государственной программы только при условии подтверждения ими своих доходов.

— Какие документы необходимо представить при обращении в банк для получения уведомления о платежеспособности?

— Первый документ, на основании которого производятся прием и рассмотрение банком кредитной заявки участника государственной программы, — это направление из местного государственного органа по жилищно-коммунальным вопросам для оценки платежеспособности заявителя. Кроме того, участником государственной программы и его созаемщиками (при их наличии) в обязательном порядке предоставляются также следующие документы: удостоверение личности; свидетельство налогоплательщика (РНН); книга регистрации граждан либо справка о регистрации граждан из уполномоченного органа; справка о заработной плате с действующего места работы за период не менее шести месяцев, заверенная печатью и подписью главного бухгалтера организации. При этом в справке о заработной плате должны быть указаны все удержания, предусмотренные законодательством РК. Необходимо также представить выписку с индивидуального пенсионного счета за период не менее шести месяцев и копию договора банковского займа с приложением графика его погашения при наличии задолженности по займам в других банках.

— А если заемщик не может подтвердить свою платежеспособность? Молодые семьи, как правило, не отличаются большими доходами и финансовой самостоятельностью.

— В данном случае участник государственной программы для подтверждения своей платежеспособности может привлечь двух созаемщиков, которые будут нести солидарную с ним ответственность по займу. Это могут быть члены семьи, близкие родственники заемщика (родители, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки), а также лица, совместно получающие заем и несущие солидарную с заемщиком ответственность за его возврат.

Кроме того, стоимость квадратного метра жилья, построенного по государственной программе, значительно ниже, чем цена коммерческого «квадрата». Например, в Алматы стоимость квадратного метра, с учетом поправочного коэффициента, составляет 71 774 тенге. И алматинцы могут претендовать на заем в размере от одного до семи миллионов тенге — на одного заемщика. Наши специалисты сделали расчеты. К примеру, стоимость однокомнатной квартиры в Алматы по государственной программе составляет 3 229 830 тенге. Если участник государственной программы возьмет в банке предварительный жилищный заем под четыре процента годовых на всю стоимость квартиры, то ежемесячный платеж в рамках тарифной программы «Кемел» составит порядка 27 тысяч тенге. Из которых 16 тысяч тенге вносятся на его счет жилстройсбережений в банке, а 11 тысяч тенге составляет вознаграждение банка по предварительному жилищному займу. Надо отметить, что 27 тысяч тенге участник государственной программы будет оплачивать в первые 8,5 года — до получения им жилищного займа. А в последующие 15 лет — после получения жилищного займа — ежемесячный платеж составит чуть более 11 тысяч тенге. Думаю, что это по силам многим участникам государственной программы.

— Заем предоставляется сразу, как произошло подтверждение платежеспособности?

— Нет. При принятии кредитным комитетом банка положительного решения по оценке платежеспособности участника государственной программы ему выдается соответствующее уведомление о платежеспособности для представления в местный государственный орган по жилищно-коммунальным вопросам. В свою очередь этот орган выносит данное уведомление вместе с другими сведениями по участнику государственной программы на рассмотрение жилищной комиссии. После прохождения участником государственной программы отбора в жилищной комиссии и регистрации прав собственности на жилье, построенное в рамках государственной программы, местным государственным органом по жилищно-коммунальным вопросам заключается с ним договор купли-продажи жилья. Данный договор предоставляется в банк и только после его получения банком начинаются оформление и выдача жилищного займа.

После заключения договора купли-продажи жилья участник государственной программы вновь подает кредитную заявку уже на получение займа и представляет дополнительно еще несколько документов. В частности, акты оценки залогового имущества на выбор: от уполномоченного органа и независимого оценщика либо от двух независимых оценщиков; нотариально удостоверенное согласие супруга (супруги), других указанных в правоустанавливающих документах собственников жилища на предоставление в качестве залогового обеспечения недвижимого имущества и его внесудебную реализацию.

В качестве залогового обеспечения банком принимается приобретаемое жилье, построенное в рамках государственной программы. Залоговое обеспечение в виде недвижимости, а также сам заемщик либо его созаемщики (в случае невозможности страхования заемщика) подлежат обязательному страхованию. При этом оценка залогового имущества и страхование осуществляются участником государственной программы в компаниях, которые заключили с банком соглашения о сотрудничестве.

По завершении оформления сумма займа на руки заемщику не выдается, вся сумма займа перечисляется на счет местного государственного органа по жилищно-коммунальным вопросам в оплату получаемого жилья. Каждый шаг подтверждается документально.

Надо отметить, что участники государственной программы могут приобрести жилье не только за счет наших займов, но и за счет собственных средств, а также иных источников, в частности за счет кредитов других банков.

— Государственная программа рассчитана на 2008—2010 годы. Будет ли третья программа и есть ли еще шанс у тех, кто не попадает во вторую?

— Вопрос не в компетенции нашего банка, но твердое намерение государства решить эту проблему и учитывая, что спрос значительно превышает, например, планы строительства жилья по государственной программе в Алматы, то можно ожидать, что за двумя первыми последуют новые проекты.

— Есть некоторая обеспокоенность нынешних клиентов банка по поводу того, что они не смогут получить предварительный или промежуточный заем в силу того, что банк будет занят реализацией государственной программы.

— Это разные программы. Напомню, на реализацию государственной программы мы направляем бюджетные средства. Основные же займы Жилстройсбербанка предоставляются из средств самих вкладчиков и собственных денег банка. У клиентов банка есть возможность получить промежуточные и предварительные жилищные займы на условиях тарифных программ банка. Ставка вознаграждения, к примеру, по предварительным жилищным займам составит 10—12 процентов годовых. Но это в любом случае значительно ниже рыночного уровня!

— Продукты банка сейчас пользуются спросом? На банке как-то сказался ипотечный кризис США?

— Скорее позитивно, чем негативно. Поскольку люди по-новому взглянули на возможности системы жилстройсбережений. И сейчас число заключаемых ежемесячно договоров о жилстройсбережениях быстро растет. Сегодня их количество превысило уже 90 тысяч. Кроме того, кризис дал ответ на самый острый вопрос: догонят ли когда-нибудь выдаваемые нами займы реальную стоимость жилья? В настоящее время цены на недвижимость снизились, и жилищные займы реально и эффективно позволяют нашим клиентам решить их квартирные вопросы.

12.08.2008

Алевтина ДОНСКИХ, www.kazpravda.kz

kn.kz
>
Статьи