Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Налоговый «разбор»

В Казахстане будет введен единый налог на недвижимость, объединяющий земельный налог и налог на имущество. Однако прежде в стране необходимо внедрить эффективный механизм рыночной оценки недвижимости и сформировать единый кадастр.

В Казахстане будет введен единый налог на недвижимость, объединяющий земельный налог и налог на имущество. Однако прежде в стране необходимо внедрить эффективный механизм рыночной оценки недвижимости и сформировать единый кадастр. По мнению Премьер-министра страны Карима Масимова, только с принятием этих мер возможно устранение большой «неразберихи», сложившейся в стране в настоящее время.

На прошлой неделе Карим Масимов посетил налоговый комитет Минфина, чтобы узнать, насколько сегодня фискальные органы справляются со своими функциями и очертить новые горизонты развития налоговой системы страны.

Как мы уже писали в предыдущих номерах, в настоящее время Правительство трудится над новым текстом Налогового кодекса. По поручению Президента страны Нурсултана Назарбаева, осенью этого года на рассмотрение парламентариев должны быть представлены три больших документа – проекты Налоговогои Бюджетного кодексов, а также текст главного финансового документа страны, который будет рассчитан на трехлетний период с 2009 по 2011 годы.

Первая презентация Налогового кодекса была проведена в июне. Вторая публичная встреча, которую с нетерпением ожидали вся общественность и бизнес-элита страны, состоялась в прошлую среду. Карим Масимов поручил Министерству экономики и бюджетного планирования поместить проект Кодекса на сайте своего ведомства, чтобы с его положениями могли ознакомиться все желающие. 7 августа в Астане будет проведен «круглый стол», в ходе которого будут выслушаны все предложения представителей бизнес-среды.

— Во многом есть противоречивые точки зрения, все хотят пониже налоги или вообще их отменить, – отметил глава Кабмина. – А с другой стороны все хотят, чтобы государство больше исполняло обязанности – в социальной инфраструктуре и так далее. Искусство как раз заключается в том, чтобы найти баланс.

Главные «вехи» кодекса

В ходе совещания в налоговом комитете Карим Масимов озвучил главные положения Налогового кодекса. Прежде всего, он сообщил о том, какой уровень ставок предлагает ввести разработчик основного фискального документа.

Ставку корпоративного подоходного налога Правительство предлагает снизить до уровня 15-20 процентов, ставка социального налога составит 11 процентов.

— Если где-то снижаешь, то где-то надо и поднимать, – отметил Премьер. – Мы считаем, что надо увеличить ставки налога на имущество физических лиц на дорогостоящую недвижимость, это время уже пришло.

По словам главы Кабмина, для юридических лиц ставка налога на недвижимость, которая будет стоить более 30 миллионов тенге, будет увеличена с 1 до 2 процентов. «Я думаю, это справедливо, и это общемировая практика. Если ты богатый, если ты имеешь возможность за это заплатить, то плати соответствующий налог», – добавил Карим Масимов.

Кроме того, по информации Министер-ства экономики и бюджетного планирования, в тексте нового Налогового кодекса «предлагается изменить порядок исчисления методики оценки недвижимого имущества с целью приближения оценочной стоимости к рыночной». Будет введена и норма, согласно которой объектами обложения налогом на имущество, который будет взиматься с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, будут служить только объекты недвижимости, что соответствует практике большинства развитых стран.

Не менее важное новшество касается сокращения перечня налоговых льгот. По информации Правительства, «предлагается унифицировать механизм предоставления инвестиционных налоговых преференций, исключив необходимость заключения контрактов с уполномоченным органом по вопросам инвестиций. Так, одним из новшеств кодекса является унификация режима налогообложения на территориях специальных экономических зон (СЭЗ) и инвестиционных налоговых преференций».

Устранить «налоговую» неразбериху

Наиболее «революционная» норма касается объединения земельного налога и налога на имущество в единый налог на недвижимость. На прошлой неделе Премьер-министр сообщил, что поддерживает это предложение.

— Я считаю, что это правильно. Мы должны к этому двигаться. Я говорил об этом с Министерством юстиции, Агентством по земельным ресурсам. Пока технически это сделать невозможно, поскольку у нас нет как такового земельного кадастра, объединенного с кадастром недвижимости. Поэтому я ставлю такую задачу, что их нужно объединить. И все это соответствует международной практике. Но для этого нам нужно конкретно завершить работу по формированию земельного кадастра и внедрить эффективный механизм рыночной оценки недвижимости, или разработать четкий механизм оценки недвижимости для налоговых целей.

В связи с этим Карим Масимов дал поручение министерствам финансов, юстиции, экономики и бюджетного планирования, а также другим заинтересованным органам внести в Правительство до конца текущего года соответствующие предложения. «От этой неразберихи в земле, недвижимости у нас все и проблемы. Если мы сейчас четкие правила не доработаем, у нас дальше пойдут правонарушения. И потом гоняются правоохранительные органы за всеми, а четких правил игры у нас нет. Это ключевой вопрос нашего дальнейшего развития. И при подготовке Налогового кодекса многие наши изъяны как раз вылезают и показывают, что, где нам нужно дальше дорабатывать».

Ставка на производителей

В рамках реформирования фискальной системы будет снижаться налоговая нагрузка для несырьевого сектора экономики. Например, будет разрешено относить на вычеты расходы по приобретению и строительству зданий и сооружений, а также приобретению машин и оборудования для обрабатывающей промышленности.

О том, что деятельность многих бизнес-предприятий, занятых в сфере переработки продукции, находится сегодня на спаде, говорит неумолимая статистика. Как отметил в своем докладе председатель налогового комитета Нурлан Рахметов, замедление темпов развития несырьевых секторов экономики наблюдается при отслеживании динамики поступления налоговых платежей.

— По итогам первого полугодия 2008 года налоговые поступления составили 1,67 триллиона тенге и увеличились на 34,7 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, – сообщил главный налоговик страны. – Но тут хотелось бы отметить, что без учета налогоплательщиков, состоящих на республиканском мониторинге, темп роста налоговых поступлений снизился. Если за 6 месяцев 2007 года темп роста валовых поступлений в компетенции налогового комитета Министерства финансов составил 124,6 процента в целом по республике и 140,8 процента без республиканского мониторинга, то за 6 месяцев текущего года при общем увеличении поступлений на 34,7 процента налоговые поступления увеличились лишь на 13,1 процента. Таким образом, темп роста поступлений снизился с 140,8 процента в прошлом году до 113,1 процента в текущем году.

То есть налицо замедление темпов роста налоговых поступлений от небазовой экономики, а базовая экономика растет за счет цен на нефть. Налоговые поступления отражают тенденции в экономике.

Одной из основных целей нового Налогового кодекса является устранение налоговых барьеров, препятствующих развитию несырьевого сектора экономики.

Как мы уже сообщали в предыдущих номерах, последнее назрело давно. Казахстанские предприниматели неохотно идут на создание перерабатывающих предприятий, в частности по производству строительных материалов. Даже учитывая строительный бум, который был в последние годы. По данным Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и торговли, в стране потребность в стройматериалах на 40 процентов обеспечивается за счет отечественного производства. Все остальное приходится ввозить из-за рубежа. Все это связано с 60-70-процентным уровнем износа основных фондов казахстанских заводов-производителей, высокой себестоимостью производства продукции, дефицитом производственных мощностей и недостатком объемов инвестиций в этот вид промышленности.

А потому отсутствие в стране достаточного объема налаженного производства приходится обеспечивать за счет импорта. В прошлом году его объем составил 2,6 миллиарда долларов США. Это на треть больше, чем в 2005 году. За январь-апрель этого года импорт строительных материа-лов составил 554,3 миллиона американских долларов.

Для обеспечения потребности строительной отрасли и создания новых производств в рамках Программы развития промышленности строительных материалов, изделий и конструкций в РК на 2005-2014 годы в Казахстане предусматривается реализация крупных инвестиционных проектов со сроком ввода в 2010 году. Среди них – строительство заводов по производству листового стекла, цементных заводов. Кроме того, будет налажено производство пенобетонных блоков для регионов массового строительства, облицовочного и керамического кирпича, теплоизоляционных материалов, сортового металлопроката.

Все это позволит снизить импорт стройматериалов и приведет к ежегодному росту этого вида продукции в среднем на 8-10 процентов, обеспечит отрасль строительными материалами с учетом роста объемов потребления к 2010 году на 60 процентов.

Главное, чтобы закон был прямого действия

Правительство надеется, что Налоговый кодекс будет предельно четким и не вызовет вопросов со стороны казахстанцев.

— Прежде всего, кодекс в максимальной степени должен быть законом прямого действия. Я считаю, что был проведен тщательный анализ не только подзаконных нормативных актов, но и разъяснительных писем уполномоченного органа, запросов предпринимателей по спорным вопросам, — отметил глава Кабмина. — Во многом мы в текущей деятельности сталкиваемся с тем, что закон один, толкование дает налоговый комитет. Причем бывает, что по одному и тому же вопросу один и тот же человек дает два разных толкования. Но это вообще никуда не годится. Я думаю, что мы подправили. Это закон, а закон – он для всех един. При этом нам нужно было найти баланс между снижением налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики и усилением налогового администрирования.

Карим Масимов подчеркнул, что для того чтобы нормы Налогового кодекса не носили декларативный характер, «спрос будет ужесточен со всех сторон». «Будет усилена не только ответственность налогоплательщиков, но и органов налоговой службы. Причем «внимание органов налоговой службы будет сосредоточено прежде всего на недобросовестных налогоплательщиках, то есть мы будем исходить из принципа презумпции невиновности человека, – сообщил Премьер. – Как вообще в законодательстве в целом, так и в налоговом отношении в частности».

Борьба с теневыми доходами

В ходе совещания был затронут и вопрос, касающийся предполагаемого введения всеобщего декларирования доходов физических лиц.

«Учитывая сложность построения системы, способной управлять большими массивами данных, а также комплексность задачи, предлагающей не только модернизацию оборудования, но и обучение персонала налоговых органов и повышение налоговой культуры населения, возможной датой начала реализации второго этапа введения всеобщего декларирования может стать 2015 год», — говорится в официальном сообщении Министерства экономики.

Как сообщил Карим Масимов, процесс перехода к всеобщему декларированию уже начат. Глава Кабмина поручил Минфину и налоговому комитету Министерства финансов в частности проработать этот вопрос и уже в сентябре этого года представить ему предложения относительно того, как фискальные службы намерены администрировать самостоятельно работающее население.

— Этот процесс уже начат, но еще не все учтено. Я думаю, та цель, которая поставлена Главой государства – это переход к всеобщему декларированию – будет достигнута. Вопрос упирается только в сроки, когда у налоговой службы будет возможность ввести эту норму.

По информации АЗР, в соответствии с земельным законодательством в стране ведется работа по созданию модели многофункционального земельного кадастра.

Он составляется посредством проведения кадастровых съемок, почвенных, геоботанических обследований и изысканий.

С 2003 года в рамках Госпрограммы формирования «электронного Правительства» проводятся мероприятия по созданию и внедрению автоматизированной информационной системы государственного земельного кадастра (АИС ГЗК), которые завершаются в декабре 2008 года.

По состоянию на 1 января этого года в базе данных АИС ГЗК на электронной основе имеется около 3 миллионов сведений о собственниках земельных участков и землепользователей. Из них более 2,6 миллиона сведений о земельных участках в рамках Реестра налогоплательщиков и объектов налогообложения (РНиОН) через информационную систему переданы налоговому комитету Министерства финансов для начисления налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Из имеющихся в республике 3 миллионов собственников земельных участков и землепользователей акты на права собственности на земельные участки и право землепользования имеют 2,8 миллиона человек.

По данным РГП «ГосНПЦзем», по состоянию на 1 мая 2008 года в производственные подразделения с начала года поступило более 179,6 тысячи заявок по изготовлению идентификационных документов на земельные участки. Из них около 36 процентов от общего количества (или 64,8 тысячи) составляют заявки по ИЖС, около 22,5 процента (или 40,4 тысячи) связаны со сменой собственников или землепользователей. На долю негосударственных юридических (13,4 тысячи) и крестьянских хозяйств (4,4 тысячи) приходится 9,9 процента от общего количества принятых заявок.

06.08.2008

Ботагоз Искакова, www.kn.kz

kn.kz
>
Статьи