Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Скандальная правда стройки века

Канатная дорога и горнолыжный комплекс на Шымбулаке возводятся с грубейшими нарушениями технологии строительства, убеждены специалисты. Ошибки в проектировании, низкое качество выполненных работ, игнорирование норм охраны труда – вот стиль работы турецких строителей на этом объекте национального значения.

Канатная дорога и горнолыжный комплекс на Шымбулаке возводятся с грубейшими нарушениями технологии строительства, убеждены специалисты. Ошибки в проектировании, низкое качество выполненных работ, игнорирование норм охраны труда – вот стиль работы турецких строителей на этом объекте национального значения.

В чьих руках объект национального значения?

В середине июня этого года государственный Банк развития Казахстана принял решение поддержать несколько новых инвестпроектов, в том числе строительство большого комплекса на горнолыжном курорте “Шымбулак” близ Алматы. Суперсовременная горнолыжная трасса с подъемниками, паркинги и гостиницы должны превратить Шымбулак в казахстанский Куршевель. Комплекс станет базой для проведения в Казахстане в 2011 году зимних Азиатских игр. Стройку включили в план “30 корпоративных лидеров” и постановили выделить на нее из казны 251 миллион долларов.

Эти деньги составят примерно четверть стоимости строительства огромного комплекса, весь же проект оценивается в астрономическую сумму – 850 миллионов долларов. Для сравнения: для финансирования не менее важной государственной программы жилищного строительства в 2008 году на все города и регионы было запланировано 910 миллионов долларов, а все расходы бюджета на здравоохранение в этом году составят 1,2 миллиарда долларов. Вкладываясь в проект на Шымбулаке, государство рассчитывает вернуть эти деньги в виде роста популярности Казахстана в мире.

Основным инвестором стройки на Шымбулаке стала известная в Казахстане компания Capital Partners.

Для строительства комплекса на Шымбулаке наши бизнесмены наняли турецкую компанию “Байтур”. Но технический контроль над строительством заказчики передали английской инжиниринговой компании Savant. Эта фирма давно работает в СНГ. В России, например, ее специалисты контролировали строительство завода General Motors в Санкт-Петербурге.

Смертоносная халтура?

В марте этого года компания Savant приняла польского инженера Веслава Лободу на должность старшего инженера-строителя. В круг его обязанностей входил контроль возведения объектов канатной дороги и комплекса на Шымбулаке. До прибытия в Казахстан Лобода работал в ряде стран Европы и имеет более чем 20-летний инженерный опыт.

“Я обратил внимание на дефекты в железобетонных конструкциях, а именно – каверны в балках и их прогибы, – рассказывает Веслав Лобода. – В бетон был замурован пластиковый мусор, а арматура выступала из бетона наружу. Виброусадка раствора была проведена некачественно. Даже для нас, посещавших стройку в качестве контролеров, ходить по ней было опасно. На второй этаж строения приходилось подниматься по лестнице без перил. Проемы и верх конструкции не имели никаких барьеров или ограждений”.

Строящийся комплекс расположен чуть ниже действующих посадочных площадок канатной дороги. По мнению Веслава Лободы, строители комплекса не провели никаких работ по укреплению нависающего склона, и весной он начал обрушиваться. Когда из-под площадки находящегося выше ресторана стала сыпаться земля, турки соорудили небольшую стенку из бутового камня. Это лишь отсрочит разрушение склона, считает инженер. Людям теперь просто опасно находиться в ресторане, который тем не менее продолжает работать.

Но это далеко не все, что поразило польского специалиста: еще более серьезные просчеты были допущены при сооружении опор канатной дороги. Две из них построены так близко к склону, что вагончики канатной дороги при движении цеплялись бы за скалу. Это выяснилось уже после их установки, и теперь исправить ситуацию можно только с помощью взрывных работ. Взрывы породы неизбежно приведут к деформированию фундамента опор. После этого во избежание падения опоры следует снять и вновь установить после новой заливки фундамента. В условиях гор это можно сделать только с помощью вертолета.

“Руководство компании было в курсе всех нарушений”

Просчеты и ошибки, которые было невозможно скрыть, строители и контролеры, в том числе из государственных органов, просто не замечали. “В журнале стройки нет никакой информации касательно ошибок в строительстве канатной дороги и о других нарушениях. Это прямо указывает на недобросовестное отношение компании Savant к своим прямым обязанностям контролирующего органа”, – считает инженер.

Об увиденном на стройке Лобода сообщил руководству представительства Savant в Казахстане. Не дождавшись какой-либо реакции, инженер отправил рапорт на имя руководства компании, а также представителям заказчика. В результате в мае Веслав Лобода был вызван в алматинский офис Savant, где ему сообщили, что он… уволен. Компания до сих пор не выплатила ему заработную плату за два месяца работы.

Почему молчал госконтроль?

“Я неоднократно видел на наших объектах представителя государственных органов, который должен был контролировать качество строительства, – констатирует Веслав Лобода. – Но он никогда не задавал никаких вопросов. То, что в журнале стройки не было записей о нарушениях, его также не интересовало”. Хотя польский специалист, делясь впечатлениями об особенностях строительного бизнеса в Казахстане, избегал категоричных слов типа “коррупция”, вывод напрашивается сам собой.

Мы посетили стройку на Шымбулаке. Пластик в бетоне строители, вероятнее всего, успели замазать, но каверны в монолитной стене и прогибы балок наша фотокамера зафиксировала. На второй этаж строения вела лестница без перил. На своих местах были и бракованные опоры канатной дороги (на плане стройки они помечены номерами “6” и “7”). Склон с нависшим рестораном подпирала декоративная бутовая стенка.

“Переделки необходимы. И они потребуют огромных денег”

В целом масштабы нарушений технологии строительства таковы, что их исправление уже почти наверняка сорвет сроки ввода комплекса в эксплуатацию, считает директор ТОО “Институт “Проектстальконструкция” Юрий Максимов: “На снимках хорошо видны каверны и пустоты на бетонных стенах. При таких работах это недопустимо – необлицованная стена начнет быстро разрушаться. Замурованный в балки пластик нарушает их структуру и резко снижает прочность конструкции. Скрыть это невозможно – любая “замазка” быстро отвалится. Еще более опасны выступы арматуры – доступ воды приведет к коррозии и снижению несущей способности стен и перекрытий. Прогибы относительно коротких балок говорят о нарушении технологии при их заливке. Опоры канатной дороги, поставленные слишком близко к склону, необходимо тщательно проверять после взрывных работ, фактически это означает вскрытие фундамента. Понятно, что заказчику это обойдется в огромные деньги”.

На что рассчитывают все участники проекта на Шымбулаке, скрывая откровенную халтуру, которая в будущем может привести к трагедиям и человеческим жертвам? Рухнувшие перекрытия элитной гостиницы или упавшая гондола канатной дороги – это не фантазия, это – реальная угроза. Вопрос “кому это нужно?” остается открытым…

Наша справка

А строители кто?

Турецкая компания “Байтур Иншаат Тааххют А.Ш”, выполняющая строительные работы на Шымбулаке, не входит в число ведущих строительных фирм своей страны.

По данным сайта компании, сегодня на ее объектах заняты 1600 человек, из них более 1300 – в Турции. Судя по всему, турецкая компания предпочитает осваивать новые рынки, причем такие, на которых конкуренты из развитых стран чувствуют себя неуютно. Сегодня “Байтур” возводит объекты в Ираке, Ливии, Саудовской Аравии и странах бывшего СССР.

В России “Байтур” демонстрировал настоящее искусство получения подрядов, выполняемых на государственные деньги. Время от времени такие проекты вызывали интерес у правоохранительных органов и прессы в связи с фактами коррупции. Например, в 1996 году в российской Хакасии местный университет нанял эту турецкую компанию для строительства лабораторного корпуса. Для строительства под гарантию местных властей был взят кредит. Компания получила деньги, но стройка тянулась почти 8 лет.

В 1995 году, в период массовой безработицы в России, когда местные компании сидели без заказов, “Байтур” сумел получить правительственный подряд на строительство жилья для российских войск, выводимых в то время из Германии. Участники данной программы помимо прочего получили серьезные налоговые льготы. Тем не менее, в Интернете появилась информация, что построенный турецкой компанией жилой городок в городе Буденновске Ставропольского края был возведен с нарушением технологии – грунтовые сваи не соответствовали требованиям грунта, и дома начали оседать уже в процессе строительства.

25.07.2008

Иван ВОЙЦЕХОВСКИЙ, www.caravan.kz

kn.kz
>
Статьи