Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Залог стабильного развития

Мировая история свидетельствует, что основным фактором стабильности и процветания стран рыночной экономики является устойчивое функционирование и развитие малого и среднего бизнеса. Общество, стремящееся к динамичному и гармоничному росту, создает необходимые условия для проявления инициативы, и прежде всего в экономике. Словом, в рыночных условиях предпринимательство — способ проявления экономической инициативы и предприимчивости граждан.

Мировая история свидетельствует, что основным фактором стабильности и процветания стран рыночной экономики является устойчивое функционирование и развитие малого и среднего бизнеса. Общество, стремящееся к динамичному и гармоничному росту, создает необходимые условия для проявления инициативы, и прежде всего в экономике. Словом, в рыночных условиях предпринимательство — способ проявления экономической инициативы и предприимчивости граждан.

Регулярные опросы представителей бизнес-сообщества, проводимые Форумом предпринимателей Казахстана, свидетельствуют, что деловые люди из года в год жалуются на одни и те же проблемы — отсутствие и высокую арендную плату за помещения для ведения бизнеса, ограниченный доступ к кредитным ресурсам, высокие процентные и налоговые ставки, неразвитость инфраструктуры (дорог, систем энергоснабжения и водообеспечения), коррумпированность сотрудников контролирующих органов и так далее.

Пристальное внимание Главы государства Нурсултана Назарбаева к проблемам малого и среднего бизнеса, безусловно, существенно сдерживает эти негативные тенденции. Учитывая важность дальнейшего продвижения предпринимательства, Президент дважды — в 2002-м и текущем году своим решением вводил мораторий на проверки субъектов бизнеса. Однако понятно, что данная мера временная, поэтому необходимо консолидировать усилия делового сообщества и государства в поиске оптимальных совместных решений.

В первую очередь, думается, следует провести анализ всей системы государственного регулирования в части уточнения и корректировки целей, функций, полномочий министерств, ведомств и региональных органов власти. Только имея результаты такого исследования, мы сможем предложить меры, исключающие дублирование, пересечение функций, а также конкретизировать права, обязанности, меру ответственности госслужащих за нарушение конституционного права граждан на свободу предпринимательской деятельности.

Серьезного внимания требуют и вопросы совершенствования законодательства, регулирующего сферу предпринимательства. В этом контексте уместно поднять тему пересмотра таможенных ставок, поскольку тарифная политика системно не пересматривалась в течение последних пяти лет. Между тем в экономике за отмеченный период произошли важные качественные изменения, которые требуют обновления существующих подходов в экономической и, конечно, во внешнеэкономической стратегии республики.

От перекосов в таможенно-тарифной политике особенно страдают производители в обрабатывающих отраслях, фармацевтической, химической, легкой, пищевой и деревообрабатывающей промышленностях. Чтобы развивалось производство, разумно было бы ставки пошлин на сырье и комплектующие делать ниже, чем на готовые изделия, иначе наши предприятия априори становятся неконкурентоспособными на внутреннем, не говоря уже о внешних рынках.

При этом совершенно очевидно, что выработка новой таможенно-тарифной политики должна учитывать интересы как импортеров, так и бюджета. Пока же в структуре республиканского бюджета удельный вес таможенных платежей и сборов в разы превышает аналогичные поступления в казну стран с развитой рыночной экономикой.

Следующим актуальным направлением является дальнейшее совершенствование налогового законодательства. Понимая, что потенциал действующего Налогового кодекса исчерпан, Глава государства поручил Правительству разработать новый документ, способствующий модернизации и диверсификации экономики, а главное — выходу бизнеса из «тени». Казахстанские предприниматели сейчас надеются на снижение общей налоговой нагрузки. Ведь в условиях мирового кризиса многие страны принимают меры налоговой либерализации. Так, снижены налоги в США, Китай уравнял единой ставкой налога на прибыль в 25 процентов иностранных и отечественных инвесторов, снизив на восемь процентов корпоративный подоходный налог. В России вопросам налогообложения малого бизнеса также уделяют пристальное внимание.

Одной из наиболее обсуждаемых тем в наших деловых кругах является налог на добавленную стоимость и корпоративный подоходный налог. Прежде всего предприниматели считают необходимым снизить КПН для предприятий ненефтяного сектора до 10—12 процентов. Предлагается пересмотреть подходы к обложению НДС и взимать его, как и указано в названии налога, именно с добавленной стоимости, а не с оборота, как ныне. Ставка налога на добавленную стоимость в 12 процентов вполне приемлема для развития казахстанских предприятий. Если же методология обложения НДС останется без изменений, то, чтобы успешно конкурировать с ближайшими соседями — Россией и Китаем, потребуется снижение ставки до пяти-семи процентов.

Новый Налоговый кодекс нуждается и в более гибких подходах к налогообложению и администрированию. Следует помнить, что в республике более 700 тысяч зарегистрированных субъектов малого бизнеса, в нем занято более полутора миллиона человек, а это порядка 20 процентов от общей численности занятых по стране.

Именно в данном контексте Президент Нурсултан Назарбаев поручил Правительству решительно снизить административную нагрузку на бизнес, провести дальнейшее упрощение разрешительной системы, прежде всего лицензирования, сертификации, аккредитации. Выполняя поручение Главы государства, Кабинет министров, в частности, внес в Парламент поправки в некоторые законодательные акты о государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств, значительно упрощающие регистрационные процедуры.

Малый бизнес должен легко рассчитывать и платить налоги, иначе какую армию налоговиков необходимо иметь, чтобы проверять все частные предприятия. При нынешнем же Налоговом кодексе предприниматель вынужден прибегать к услугам профессионального и дорогого бухгалтера, но и это едва ли защитит его от ошибок.

В целом, до тех пор, пока малый бизнес остается малым, он нуждается в постоянной государственной поддержке. Ведь малое предприятие долго не живет, средний срок его деятельности в Казахстане составляет порядка пяти лет, в течение которых оно либо прекращает свое существование, либо перерождается в субъект более крупного бизнеса.

Следует отметить, что Правительство сегодня ведет большую работу по развитию предпринимательства, взаимодействию с деловым сообществом. Так, Премьер-Министр Карим Масимов восьмого июня в Алматы в ходе встречи с представителями деловых кругов сообщил о решении поддержать их инициативу и подписал постановление об отмене платы за присоединение дополнительных мощностей для субъектов малого бизнеса. Вообще в тот день состоялся конструктивный и заинтересованный разговор по широкому кругу вопросов бизнес-сектора. Предприниматели выразили надежду, что их предложения будут учтены Правительством при продвижении проектов государственно-частного партнерства.

Непосредственное взаимодействие с малым и средним бизнесом на местах осуществляют акимы регионов, и они, что вполне закономерно, лучше знают проблемы в данной сфере. Большой опыт продуктивного диалога власти с бизнес-сообществом наработан в Алматы, который можно по праву считать бизнес-столицей Казахстана. Исходя из этого, процесс развития предпринимательства в этом городе требует особого внимания и высокой ответственности.

В мае аким Алматы провел встречи с деловыми кругами, где шел предметный разговор о существующих проблемах, о том, что необходимо сделать в городе, чтобы повысить предпринимательскую активность. В итоге принята резолюция о создании Делового совета при акиме, призванного защищать интересы бизнесменов и способствовать дальнейшему развитию Алматы.

Подытоживая, хочу выразить твердое убеждение в том, что масштабная деятельность по улучшению бизнес-климата в стране, проводимая на всех уровнях, уже в скором будущем принесет ожидаемый эффект — качественный рост предпринимательства, выход предприятий и бизнесменов из «тени», что в целом положительно скажется на отечественной экономике.

18.07.2008

Жумабек ТУРЕГЕЛЬДИНОВ, www.kazpravda.kz

kn.kz
>
Статьи