Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Налоговая «революция»

В соответствии с новым Налоговым кодексом ставки на дорогостоящее имущество будут повышены не менее чем в два раза. Презентация этого документа прошла на прошлой неделе в Астане. Фискальная «революция» представителями общественных организаций была воспринята настороженно.

В соответствии с новым Налоговым кодексом ставки на дорогостоящее имущество будут повышены не менее чем в два раза. Презентация этого документа прошла на прошлой неделе в Астане. Фискальная «революция» представителями общественных организаций была воспринята настороженно.

Реформа налогового законодательства проводится с целью создания условий для снижения объема теневого сектора экономики, для четкости формулировки статей Кодекса, чтобы исключить неоднозначность их толкования, а также для устранения налоговых барьеров, препятствующих развитию несырьевого сектора экономики.

Последнее назрело давно. Казахстанские предприниматели неохотно идут на создание перерабатывающих предприятий, в частности по производству строительных материалов. Даже учитывая строительный бум, который был в последние годы. По статистике Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и торговли, в стране потребность в строительных материалах на 40 процентов обеспечивается за счет отечественного производства. Все остальное приходится ввозить из-за рубежа. Все это связано с 60-70-процентным уровнем износа основных фондов казахстанских заводов-производителей, высокой себестоимостью производства продукции, дефицитом производственных мощностей и недостатком объемов инвестиций в этот вид промышленности.

О том, какие ставки будут предусмотрены для отечественных товаропроизводителей, представители профильных министерств пока не сообщили. Как отметил Премьер-министр страны Карим Масимов в ходе «круглого стола» на тему «Основные положения нового Налогового кодекса», это не случайно. «Мы умышленно не обозначали налоговые ставки, потому что если бы мы их сегодня назвали, то обсуждений кодекса по сути бы не было. Все бы начали говорить о ставках — большие они или маленькие, высокие или низкие. Мы умышленно этот вопрос придержали для того, чтобы поговорить больше о принципах, а ставки мы огласим в следующий раз», — отметил он.

А обсуждение, к которому призывали чиновники высокого ранга, получилось довольно-таки эмоциональным, что, впрочем, не случайно. Ведь по этому кодексу в дальнейшем будет жить вся страна. И именно от него напрямую зависит состоятельность тех или иных коммерческих проектов.

Прежде всего, руководители общественных организаций указывают на то, что при рассмотрении текста нового Налогового кодекса члены рабочей группы должны создать условия для привлечения международных инвесторов. На это обратил внимание председатель форума предпринимателей Казахстана Раимбек Баталов.

— Хотелось бы конечно четко понимать, что это (принятие нового Налогового кодекса. — Авт.) не сократит те инвестиции, которые сегодня необходимы, в том числе и в сырьевой сектор, который нам дает немалое количество налогов, — отметил он. — Кроме того, видно, что все-таки рабочей группе не хватает более ясного понимания реальной ситуации в малом и среднем бизнесе (МСБ). Это очень важно — по вопросам изменения налогообложения для МСБ, к сожалению, пока четкого понимания нет.

Председатель Ассоциации финансистов Казахстана Серик Аханов подчеркнул, что Налоговый кодекс должен учитывать отраслевые особенности.

— Применительно к банковской, финансовой сфере, которая является очень специфичной, должен быть другой подход, другие принципы. Банк отличается от завода, от фермы, это ясно, — отметил он. — Когда думаешь о том, зачем принимать новый Налоговый кодекс, то приходит ответ — наверное, для модернизации экономики. У нас даже есть специальная государственная комиссия для модернизации экономики. Но если посмотреть текст старого Налогового кодекса и проведенную презентацию, мы нигде не увидим ни одной статьи по модернизации. Как же нам развивать обрабатывающую промышленность? У нас только сырьевой сектор развивается очень динамично, и конъюнктура для этого прекрасная. А обрабатывающий сектор? Для него нужно создавать условия.

Глава ассоциации финансистов обратил внимание на отмену налоговой льготы на ипотечное кредитование.

— Сейчас у нас ипотека фактически превратилась в важный фактор экономического роста, потому что строительство зависит от развития ипотеки. Мы отменили эту льготу, — отметил эксперт. — Нам говорят, она не сработала. Конечно, не сработала. Потому что уровень жизни, уровень доходов не позволяет реализоваться ипотеке — среднего класса как такового нет полноценного, критической массы среднего класса. Почему бы нам не вернуться к обсуждению этого вопроса? Я считаю этот вопрос принципиальным именно с социальной точки зрения.

Серик Аханов также заметил, что новый текст Налогового кодекса, при составлении которого за основу брался зарубежный опыт, должен прежде всего учитывать особенности нашей страны. Он добавил, что в Казахстане необходимо внедрять системы, которые уже получили развитие в странах, которые по уровню развития напоминают нашу республику.

Эту тему подхватил депутат, председатель комитета по финансам и бюджету Сената Парламента Мусиралы Утебаев.

— Очень часто при внедрении каких-нибудь новаций обращаются к зарубежному опыту, — отметил он в своем выступлении. — Но согласитесь, что на сегодня уровень налоговой дисциплины американского и казахстанского налогоплательщиков существенно разнятся. Даже благополучная Европа признает, что по экспертным оценкам сумма хищений налога на добавленную стоимость (НДС) по нулевой ставке балансирует в районе 6-8 миллиардов евро в год. Поэтому, конечно, любой налогоплательщик будет стараться оптимизировать свои налоговые обязательства посредством регулирования дебетового сальдо по НДС.

Что касается налога на имущество, то, как следует из справки Министерства экономики и бюджетного планирования, «предлагается изменить порядок исчисления методики оценки недвижимого имущества с целью приближения оценочной стоимости к рыночной. Также предлагается повысить ставки на дорогостоящее имущество не менее чем в два раза. Эти изменения позволят более полноценно облагать дорогостоящую недвижимость и придать большую прогрессивность в налогообложении физических лиц».

Кроме того, в проект На-логового кодекса предлагается ввести норму, согласно которой объектами обложения налогом на имущество, который будет взиматься с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, будут служить только объекты недвижимости, что соответствует практике большинства развитых стран.

Не менее важное новшество касается сокращения перечня налоговых льгот. По словам заместителя Премьер-министра Ербола Орынбаева, «предлагается унифицировать механизм предоставления инвестиционных налоговых преференций, исключив необходимость заключения контрактов с уполномоченным органом по вопросам инвестиций. Так, одним из новшеств кодекса является унификация режима налогообложения на территориях специальных экономических зон (СЭЗ) и инвестиционных налоговых преференций».

И, пожалуй, самая революционная норма касается введения механизма всеобщего декларирования доходов физических лиц. «Учитывая сложность построения системы, способной управлять большими массивами данных, а также комплексность задачи, предлагающей не только модернизацию оборудования, но и обучение персонала налоговых органов и повышение налоговой культуры населения, возможной датой начала реализации второго этапа введения всеобщего декларирования может стать 2015 год», — говорится в раздаточных материалах, предоставленных журналистам в ходе презентации Налогового кодекса.

Отсутствие в стране достаточного объема налаженного производства обеспечивается за счет импорта. В прошлом году его объем составил 2,6 миллиарда долларов США. Это на треть больше, чем в 2005 году. За январь-апрель этого года импорт строительных материалов составил 554,3 миллиона американских долларов.Для обеспечения потребности строительной отрасли и создания новых производств в рамках Программы развития промышленности строительных материалов, изделий и конструкций в РК на 2005-2014 годы в Казахстане предусматривается реализация крупных инвестиционных проектов со сроком ввода в 2010 году. Среди них — строительство заводов по производству листового стекла, цементных заводов. Кроме того, будет налажено производство пенобетонных блоков для регионов массового строительства, облицовочного и керамического кирпича, теплоизоляционных материалов, сортового металлопроката.Все это позволит снизить импорт стройматериалов и приведет к ежегодному росту производства строительных материалов в среднем на 8-10 процентов, обеспечит отрасль строительными материалами с учетом роста объемов строительства к 2010 году на 60 процентов.

25.06.2008

Жадыра Тимурова, www.kn.kz

kn.kz
>
Статьи