Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Грустим мы о земле

На этой неделе мажилисмены внесут поправки в Земельный кодекс, цель которых – обязать местные власти распределять земли прозрачно и по назначению. Агентству по управлению земельными ресурсами (АУЗР) не хватает людей, сообщил вчера депутатам в ходе «правительственного часа» председатель агентства Умирзак Узбеков.

На этой неделе мажилисмены внесут поправки в Земельный кодекс, цель которых – обязать местные власти распределять земли прозрачно и по назначению.

Агентству по управлению земельными ресурсами (АУЗР) не хватает людей, сообщил вчера депутатам в ходе «правительственного часа» председатель агентства Умирзак Узбеков. Он напомнил, что с принятием 10 января 2006 года поправок в законодательство по вопросам разграничения полномочий между уровнями госуправления функции центрального органа полностью переданы в местные исполнительные районные и городские территориальные комитеты АУЗР, которые одновременно осуществляют контрольные функции по использованию и охране земель на местах. В ведении АУЗР остались из территориальных органов только областные управления в количестве 261 единицы, без районных и городских подразделений, отметил г-н Узбеков. Кроме того, в рамках административной реформы территориальные органы АУЗР в областях и городах Астане и Алматы были реорганизованы в 7 межрегиональных инспекций с сокращением общей численности на 27 единиц. «Сегодня на одного земельного инспектора АУЗР приходятся около 2 млн. га земель, 54 населенных пункта и более 24 тыс. землепользователей и собственников земли», – посетовал глава АУЗР.

«Земельные инспекторы при районах аффилированы с местной властью, и, как показывает практика, они не решают проблемы в том объеме, в каком необходимо», – говорит «&» депутат Комитета по аграрным вопросам мажилиса Еркин Рамазанов. Он отмечает, что одна из главных целей разработанных депутатами поправок в Земельный кодекс – это повышение прозрачности выделения и распределения земли местными органами власти. «В действующем кодексе такие нормы есть, но они размыты. Необходимо обязать акимов предоставлять генплан развития города, упорядочить распределение земель под госнужды и коммерческие цели, и делать все это публично», – считает депутат. Право каждого гражданина на обладание десятью сотками земли носит декларативный характер только потому, что нет открытой информации о том, кому принадлежат те или иные участки, подчеркнул г-н Рамазанов.

В большинстве случаев именно неточность формулировок в законодательстве дает возможность нарушителям находить лазейки. «Так, понятие «водоохранная зона» в том виде, в котором оно прописано в действующем кодексе, позволяло чиновникам трактовать его по-своему и выдавать в таких зонах участки под строительство. Другой пример – пастбища, которые местные власти сдают крестьянам в аренду, хотя эта земля является участком общего пользования», – рассказывает г-н Рамазанов. Очень много участков, выделенных под сельхозугодья, не осваивается, что наносит урон близлежащим посевным площадям крестьян. Земля должна приносить продукцию, и в случае, если этого не происходит, она должна изыматься, уверен депутат.

Такое же мнение у Евгения Лаврова, председателя Cоюза фермеров Целиноградского района Акмолинской области. «Необходимо предусмотреть упрощенный выкуп или безвозмездную передачу земли без права изменения целевого использования тем крестьянским хозяйствам, которые на протяжении 10 лет возделывали отведенные участки», – сказал г-н Лавров «&». Он считает, что приоритет при распределении земель должен отдаваться фермерам, желающим расширить площадь своих угодий. Кроме того, подчеркнул он, крестьянам сейчас очень сложно получить землю под ИЖС. И, наконец, крестьян мучает перспектива того, что их земля будет передана недропользователям на условиях конкурса, и в этом случае сельхозпроизводитель не сможет отстоять своих прав на землю, подытожил г-н Лавров.

Между тем депутаты предлагают рассмотреть вопрос о расширении функций АУЗР за счет увеличения его штатной численности. Также депутаты считают необходимым усилить контроль за местными исполнительными органами, поскольку большая часть коррупционных правонарушений, связанных с распределением земли, выявлена в районных акиматах и сельских округах. В ходе совместной работы АУЗР и совета по борьбе с коррупцией при «Нур Отане» за II полугодие 2006 года и 2007 год было выявлено 20,7 тыс. нарушений законности со стороны местных исполнительных органов власти. «Это несоблюдение сроков и порядка рассмотрения обращений о выдаче земельных участков, нарушение очередности и оказание неправомерного предпочтения при принятии решений, несоблюдение генпланов населенных пунктов. Наиболее проблемным является вопрос градостроительного проектирования, которое не соответствует современным требованиям», – указывается в специальном отчете общественного совета по борьбе с коррупцией при «Нур Отане».

В ходе проверок были выявлены факты оказания необоснованного предпочтения при предоставлении прав на земельные участки, имеются факты нарушений законности при проведении аукционов по продаже земли. На основе проделанного анализа мажилисмены инициировали поправки в Земельный кодекс, и уже завтра они будут внесены на рассмотрение в парламент. По мнению депутатов, в правительстве отсутствует системный подход к земельному законодательству. Различные госорганы, преследуя свои узковедомственные интересы, вносят поправки таким образом, что их потом приходится соотносить с различными законопроектами в разных рабочих группах, сообщается в пояснительной записке к проекту поправок в Земельный кодекс. Поэтому депутаты хотят внести поправку, согласно которой внесение изменений в Земельный кодекс может происходить не более одного раза в год.

17.06.2008

Гульмира Кунапия, www.and.kz

kn.kz
>
Статьи