Послание Президента Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Повышение благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики» стало логическим продолжением Посланий прошлых лет, посвященных Стратегии вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных государств и модернизации общества. Особое значение в нем отводится социальным вопросам, направленным на дальнейшее повышение благосостояния народа Казахстана.
Послание Президента Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Повышение благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики» стало логическим продолжением Посланий прошлых лет, посвященных Стратегии вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных государств и модернизации общества. Особое значение в нем отводится социальным вопросам, направленным на дальнейшее повышение благосостояния народа Казахстана. Глава государства отметил приоритеты экономической политики и поставил ряд новых задач по борьбе с коррупцией и бюрократизмом.
В сфере земельных отношений Правительству необходимо принять конкретные решения. Прежде всего, земли должны распределяться через открытые аукционы, за исключением случаев предоставления их социально-предпринимательским корпорациям. Требуется также упростить правила предоставления и оформления земельных участков в целях стимулирования индивидуального жилищного строительства и определить законность предоставления земель вокруг Астаны, областных центров и использования их по назначению.
В настоящее время в целях реализации указанных поручений Агентством РК по управлению земельными ресурсами совместно с Министерством индустрии и торговли подготовлен проект закона «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Казахстан», предусматривающий предоставление земельных участков, принадлежащих государству, только на аукционной или конкурсной основе. При этом с учетом специфики регулирования земельных отношений законопроектом устанавливается конкретный перечень случаев, на которых не распространяется аукционный способ предоставления земельных участков.
В частности, к таковым предлагается отнести предоставление земельных участков социально-предпринимательским корпорациям, государственным землепользователям, лицам, выигравшим тендеры на строительство объектов, проводимые государственными органами. Сюда же отнесут физических и юридических лиц, эксплуатирующих здания, принадлежащие им на праве собственности, и участников кондоминиума. По этой же схеме будет предоставляться земля для использования пастбищных и сенокосных угодий в целях удовлетворения нужд личного подворья, на недропользование на основании контракта, в качестве государственных натурных грантов, из состава земель специальных экономических и индустриальных зон, для нужд транспорта, связи и энергетики и для строительства объектов государственного значения, под инфраструктурные объекты, для ИЖС, для строительства объектов, предусмотренных государственными и региональными программами, и инвестиционных проектов, обеспечивающих государственные интересы.
В целях стимулирования развития индивидуального жилищного строительства агентством разработан проект постановления Правительства, предусматривающий упрощение порядка оформления земельных участков. Подготовлена также земельно-кадастровая информация о земельных участках, предоставленных вокруг Астаны и областных центров, и проведен анализ их соответствия земельному законодательству. Местными исполнительными органами принимаются меры по определению потребности в земельных участках для размещения государственных объектов, школ, больниц, дорог, коммуникаций и проводятся переговоры с собственниками и землепользователями на предмет передачи земель в государственную собственность.
Проверки, проведенные в Астане и его пригородной зоне, показали, что здесь имеются многочисленные нарушения в сфере регулирования земельных отношений и соблюдения норм действующего законодательства в области архитектуры и градостроительства. Лица, получившие значительные по площади земельные участки, в том числе для ведения сельхозпроизводства, впоследствии изменяли целевое назначение земель, затем сегментировали участки по 10—20 соток и без проведения каких-либо работ по их освоению реализовывали по рыночной стоимости. В результате государство получало трудноразрешимые проблемы по обеспечению инфраструктурой таких массивов, а также по строительству социальных объектов.
Все это свидетельствует о том, что исполнительными органами зачастую необоснованно выдавались разрешения на изменение целевого назначения земель без учета зонирования земель и генеральных планов населенных пунктов, практически не устанавливались при предоставлении земель условия освоения участка, а также не учитывалось наличие финансовых и технических возможностей владельца участка по его освоению. Практика показывает, что отсутствие государственного подхода в регулировании земельных отношений на местах приводит к нежелательному социальному напряжению, порождает искусственный дефицит земель под строительство. В итоге это ведет к бессистемному расселению, игнорированию стратегических и экономических факторов планирования территории, развития производственной, транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры регионов.
Подобные случаи в меньшей или большей степени имели место и в областных центрах. По итогам проверки рабочей группы материалы будут переданы в правоохранительные органы, кроме того, готовится информация в Администрацию Президента РК.
07.06.2008
Умирзак УЗБЕКОВ, www.kazpravda.kz