Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

ГЧП: взаимная выгода

Государство намерено расширить сотрудничество с бизнесом. Проекты в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП) планируется реализовывать почти во всех сферах: в строительстве объектов социальной и коммунальной инфраструктуры, энергетике и множестве других, где доселе участвовали только бюджетные средства.

Государство намерено расширить сотрудничество с бизнесом. Проекты в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП) планируется реализовывать почти во всех сферах: в строительстве объектов социальной и коммунальной инфраструктуры, энергетике и множестве других, где доселе участвовали только бюджетные средства.

В прошлом году Президент страны заявил о необходимости возведения школ и больниц в рамках государственно-частного партнерства. В Правительстве на это отреагировали незамедлительно. Как сообщил в марте прошлого года глава Кабмина Карим Масимов, в ближайшие три года на основе ГЧП в стране будет возведен 291 объект образования и здравоохранения. На строительство 160 школ и 131 объекта здравоохранения потребуется более 226 миллиардов тенге.

Сумма достаточно солидная и непосильная в рамках среднестатистического годового бюджета страны. Между тем проблемы требуют экстренных решений. По официальным данным, в 115 казахстанских школах занятия ведутся в три смены. Наибольший дефицит ученических мест отмечен в Южно-Казахстанской и Кызылординской областях. В стране актуальна и проблема аварийных школ — 216 ветхих «храмов знаний» из 7837 действующих.

На вливание средств инвесторов государство решило пойти в связи с хронической нехваткой бюджетных средств на социальные программы. Несмотря на то, что уже несколько лет в Казахстане профицит бюджета, избыток финансов аккумулируется на счетах Национального фонда. «Вытащить» же их оттуда можно лишь в ограниченных количествах на инвестиционные проекты, призванные в будущем повысить конкурентоспособность страны. «Социалка» же остается, как и раньше, слабо финансируемой. При реализации новых механизмов партнерства частные компании берут на себя большую часть расходов при строительстве определенных объектов и возводят их за сравнительно небольшой промежуток времени— от 1 до 3 лет. Впоследствии государство возвращает эти суммы с разбивкой на 20-30 лет.

А пока объекты строятся, средства, выделяемые из госказны на образование, можно направить на решение других вопросов, требующих срочного финансирования.

— То есть затраты государства будут растянуты во времени, и объект мы получим сегодня, а выплачивать государство будет в течение продолжительного периода времени, что позволит, с одной стороны, снизить нагрузку на бюджет, а с другой — получить качественную услугу сейчас, — отметил в комментарии газете «Недвижимость» вице-министр экономики и бюджетного планирования Марат Кусаинов.

Положительный момент ГЧП заключается и в том, что посредством различных схем взаимодействия оно способствует развитию бизнеса, что немаловажно для экономического роста страны. Кроме того, подобная связка (бизнес-государство) отучает население от советской ментальности, когда граждане предпочитают, не прикладывая личных усилий (и средств), терпеливо ожидать помощи государства, которое, по их мнению, должно за свой счет дать их детям престижную специальность или восстановить разбитые фонари близ частных многоэтажек.

Вопрос кроется только в одном — что получат потенциальные инвесторы, которые возьмутся за строительство школ и больниц? Доля платных социальных учреждений в нашей стране невысока, а потому их окупаемость в ряде регионов страны вызывает сомнения.

На прошлой неделе в Астане был проведен «круглый стол», посвященный вопросам развития государственно-частного партнерства. Российский эксперт Даниил Радченко рассказал о мировом опыте реализации совместных с бизнесом проектов в сфере строительства социальных объектов инфраструктуры.

В сферу здравоохранения инвесторов-застройщиков привлекают с помощью наделения эксклюзивным правом в предоставлении определенных видов платных услуг.

— Или же, к примеру, есть разновидность концессии, когда частная компания строит некий медицинский государственный центр, и предоставление медицинских услуг в нем осуществляется государственным органом. Концессионер в данном случае должен окупать свои затраты за счет каких-то иных доходов, и, возможно, путем наделения концессионера эксклюзивным правом предоставлять немедицинские услуги в данном медицинском центре — это охрана, уборка, ремонт, обеспечение питанием, связью, — рассказал Даниил Радченко. — Распространен и механизм доверительного управления в аренду. Это передача уже существующих государственных медицинских учреждений под управление частных компаний. Условно говоря, это может быть старая больница, которой необходим капитальный ремонт, а у государства на данном этапе нет бюджетного финансирования для этой больницы, и эти расходы может взять на себя частный инвестор. В свою очередь, он будет либо получать плату за предоставление медицинских услуг, если ему это право будет предоставлено, либо будет предоставлять немедицинские услуги, о которых говорилось выше.

Такой опыт был реализован в Канаде. Шесть лет парламентарии не могли изыскать средства на строительство госпиталя. На это требовалось 350 миллионов американских долларов. После объявления тендера на проектирование, строительство и обслуживание здания инвестор нашелся. Он построил госпиталь в установленные сроки, с высоким качеством. В этом году его планируется сдать в эксплуатацию. Само здание будет отдано в собственность государству, а компания, построившая госпиталь, будет окупать свои расходы с помощью предоставления услуг немедицинского характера.

Интересен опыт Англии, Канады и ряда европейских стран по строительству объектов образования, когда частные компании строят школу и сдают ее в аренду государственному органу, причем, по словам Даниила Радченко, «стоимость аренды на протяжении всего срока концессии меньше, чем стоимость капитальных затрат. При этом государственное учреждение арендует школу, например, с 8 утра до 17 часов вечера, а после этого частная компания сдает помещение школы другим организациям — например, кружкам кройки и шитья, и осуществляет дополнительный возврат инвестиций».

В нашей стране механизм развития ГЧП пока до конца не отработан. В настоящее время в Парламенте рассматривается законопроект по вопросам концессии. В нем предполагаются предоставление льгот отдельным социально уязвимым слоям населения и определенные способы поддержки инвесторов, проявивших заинтересованность в реализации таких проектов.

Что касается повышения инвестиционной привлекательности, то, по словам вице-министра экономики, Пр авительство намерено расширить форму государственной поддержки.

— Во-первых, проекты будут софинансироваться за счет бюджета. Во-вторых, предполагается компенсация инвестиционных затрат концессионеров. Все это повысит привлекательность объектов для частного бизнеса, — сообщил Марат Кусаинов.

По его словам, государственно-частное партнерство в нашей стране будет внедряться поэтапно. Если поначалу заключались контракты на управление, лизинговые соглашения, а также были внедрены схемы взаимодействия государства и бизнеса в рамках реализации стратегии индустриально-инновационного развития, то теперь распространение получают проекты на основе концессии.

— Это очень сложные механизмы. В мире мало успешного опыта в сфере развития ГЧП. Есть, конечно, страны, которые наработали законодательную базу. В Великобритании и Австралии, например, этот опыт успешен. Поскольку для нас ГЧП — новинка, мы будем внедрять поэтапно. В планах развивать государственно-частное партнерство в сфере транспортной инфраструктуры. Но есть и другие сектора — водоснабжение, канализация, объекты социальной сферы.

Как заявил Кусаинов, «проектов ГЧП не будет много, потому что каждый концессионный проект — это особый проект, и надо его тщательно готовить. Нельзя поспешно и непроработанно передавать объекты в концессию. Это большие риски именно для государства».

Кстати, вопросам защиты интересов государства в реализации проектов сегодня уделяется пристальное внимание. Как сообщил на прошлой неделе глава Минэкономики Бахыт Султанов, министерством будет разработана концепция развития механизмов ГЧП, а также предполагается создать специализированный орган — Центр государственно-частного партнерства при Министерстве экономики и бюджетного планирования.

— Специализированный орган должен выполнять следующие функции: экспертиза концессионных предложений отраслевых министерств и акиматов, экономическая экспертиза технико-экономических обоснований, оценка экспертизы представленных концессионных проектов, — сообщил главный экономист страны на совещании с участием Премьер-министра страны Карима Масимова. — По нашему мнению, центр ГЧП усилит институциональную схему и даст импульс развитию государственно-частного партнерства в целом в Казахстане.

04.06.2008

Жадыра ТИМУРОВА, www.kn.kz

kn.kz
>
Статьи