Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Судьба долгостроя

Летом 2005 года вся Кызылорда обсуждала строительство нового спортивного комплекса, заказанного фирме-подрядчику местным университетом. Газеты демонстрировали фото блестяще выполненного макета объекта, бурно начавшегося строительства, предвкушали презентацию. Здорово предвкушали. Спортивно-оздоровительных баз в Кызылорде почти нет. А тут у студенческой молодежи – и своя.

Летом 2005 года вся Кызылорда обсуждала строительство нового спортивного комплекса, заказанного фирме-подрядчику местным университетом. Газеты демонстрировали фото блестяще выполненного макета объекта, бурно начавшегося строительства, предвкушали презентацию. Здорово предвкушали. Спортивно-оздоровительных баз в Кызылорде почти нет. А тут у студенческой молодежи – и своя.

Прошел май 2006 года. Потом 2007-го и 2008-го. Вы не поверите, стройка в том же состоянии, что и летом 2005-го. С той лишь разницей, что тогда на объекте были строители, «махали» стрелами автокраны, а сейчас здесь кроме сторожа никого нет. А в голове по кирпичику складывается комплекс вопросов. В каком месте «трест лопнул»?

Легче всего рассмотреть по порядку. Тем более, что есть возможность всегда поговорить с представителем областной Ассоциации строителей, которым на этот раз оказался ее исполнительный директор Игорь Титенок. И вот что удалось узнать. Деньги на строительство спортивного комплекса не выделялись ни из областного бюджета, ни по программам, финансируемым из Республиканского бюджета, где администратором выступает областное управление строительства. Именно поэтому эта стройка оказалась как бы в череде частных проектов, которыми областная власть интересуется, помогает, когда надо, но не решает их судьбу. Да и поначалу какого-либо вмешательства «извне» не требовалось – все шло, как положено.

По результатам тендера, проведенного Кызылординским государственным университетом (КГУ), победителем было признано ТОО «СМП-Кызылорда». Строительная организация с длинной историей, великолепной репутацией, большим опытом, базой, кадрами и даже дочерним кирпичным заводом. В ноябре 2004-го ТОО и университет заключили договор на «Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса КГУ им. Коркыт ата» на сумму 172 660 тысяч тенге. По проекту ФОК монтировался из металлоконструкций. Заказчик на тот момент вел переговоры на изготовление конструкций на Орском заводе, в России, и поэтому посчитал не нужным вносить в договор обычный пункт о предоплате подрядчику 30-ти процентов на приобретение материалов. Представители ТОО тоже приняли участие в переговорах с Орском, и, в конце концов, под неусыпным контролем заказчика и с его ведома заключили договор на изготовление и поставку металлоконструкций до границы Казахстана на сумму 46 885 тысяч тенге.

Теперь по условиям тендера нужно было оформить трехсторонний (банк, подрядчик, заказчик) договор на получение кредита. Нужно же на что-то строить. Оказалось, что университет как таковой получить кредит не может. Подрядчик идет навстречу заказчику и к основному договору подписывает с ним дополнительное соглашение, по которому он открывает кредитную линию в банке на 100 миллионов тенге. КГУ принял на себя обязательства ежемесячно 15 числа производить оплату подрядчику для погашения кредита. Ничего противозаконного в этом нет. Подрядчик, хоть это и не входило в его обязанности, «повесил» кредит заказчика на себя. Доверие в бизнесе чуть ли не самая важная вещь. Однако партнер соглашения выполнять почему-то не стал. Строители отношения с университетом накалять не стали, все же надеясь на добропорядочность «подписанта».

Первая партия металлоконструкций для ФОКа прибыла в мае 2005 года. По монтажу конструкций замечаний заказчика и авторского надзора не было. То есть, сам строительный процесс шел нормально, а вот его финансовая составляющая постепенно вызывала у подрядчика непонимание и ропот. Стоимость металлоконструкций с доставкой составила 48,4 миллиона тенге, заказчик оплатил 24,8 миллиона, а 23,6 университет обещал оплатить позже, но эти миллионы до сих пор числятся в убытке подрядчика.

Тогда, оказавшись в серьезном минусе, строители работать не прекратили и были настроены ввести объект, пусть не в мае, но к началу учебного 2006-го года. Сроки сдачи комплекса не раз продлевались и из-за неопределенности заказчика по использованию материалов для бассейна, мини-футбольного поля и наружной отделки.

На начало 2007 года выполнение строительно-монтажных работ на этом объекте по подписанным заказчиком документам составляло около 44 процентов, или в деньгах – 75,5 миллиона тенге. Игорь Титенок утверждает, что фактически же на этом комплексе строители выполнили около 80 процентов строительно-монтажных работ. По деньгам это порядка 140 миллионов тенге. Понятное дело, что разницу между фактическими миллионами и подписанными – это деньги, которые подрядчик инвестировал в этот проект сам и когда он их назад получит, неизвестно.

Именно долги заказчика заставляют «подрядчика» идти на любые уступки, лишь бы достроить ФОК. Поэтому, даже утратив всякое доверие к университету, в январе 2007 года строители подготовили фронт работ и были готовы продолжить, точнее сказать, наконец-то завершить строительство этого объекта. Не получалось – пришло уведомление от партнера о расторжении договора в одностороннем порядке.

С тех пор на объекте гуляет ветер и несут дозор охранники. Именно в силу того, что готовность объекта 80 процентов, а не 44, позволяет ему не подвергаться естественному разрушению – сборные металлоконструкции большей частью не ржавеют, потому что «спрятаны» под крышу и в стены. Однако, надежная охрана и высокая степень строительной готовности – это не совсем то, что нужно студентам КГУ, да и городу в целом. Городу нужен сам комплекс.

Нынешнее руководство университета упрекнуть в бездействии или тем более в нежелании достроить объект нельзя. Долгострой и проблему, где взять деньги для завершения проекта, оно получило в наследство от прежнего руководителя, который из кресла ректора университета «неожиданно», не досмотрев хвоста оставленных за собой проблем, пересел в кресло мажилисмена. И этот человек сейчас в парламенте вряд ли хочет знать, что там с задуманным им комплексом происходит.

Ясно одно. Если на сегодня нет ответа на вопрос, где взять деньги у заказчика, то может есть резон подумать, как решить эту проблему иначе?

Арифметика дела о ФОКе такова: сегодня достаточно ста миллионов тенге, чтобы подрядчик за несколько месяцев сдал объект в эксплуатацию. Получится, что ФОК будет построен фактически по ценам 2004 года (175 миллионов), а реальная стоимость такого же комплекса сегодня, при нынешних ценах на стройматериалы и строительные услуги – 500 миллионов тенге. Если университет не в состоянии довести свой проект до конца, может областной бюджет выплатит 75 миллионов, потраченных КГУ, и возьмет этот объект на свой баланс? Ведь два зайца вопреки поговорке будут убиты! Правда, потом надо будет найти ещё сто миллионов, чтобы достроить комплекс и хотя бы миллионов 50, чтобы подрядчик смог вернуть «свои, но чужие» долги. Это немалые деньги. В сумме 225 миллионов тенге. Но мы-то получаем спорткомплекс! В конце концов, деньги можно поискать по линии развития спорта и физкультуры.

Наивно, наверное, немного я сужу. Но неужели наша область так богата, что может пренебречь возможностью заполучить недорогой ФОК? Вот глупо это, не по-хозяйски. Тем более, что заказывал-то его университет го-су-дар-ствен-ный.

А депутаты мажилиса деловито приезжают в родные вотчины повидаться с населением. Встретиться, так сказать, с избирателями. Только вопросов не терпят некорректных. Больше лозунгами с народом общаются. Построим! Создадим! Сплотимся!

Всегда переспросить хочется: – Достроим???

02.06.2008

Наталья ДЕНИСОВА, www.megapolis.kz

kn.kz
>
Статьи