Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Неустановленные обстоятельства

Не стихает эхо скандалов вокруг реализации Госпрограммы развития жилищного строительства на 2005–2007 годы. Сотрудники финполиции, например, разоблачили в Астане группу мошенников, обманувших более сотни граждан. Год назад об этом говорилось охотно и много, на всю страну. А вот суд прошел тихо. И открытым оставил главный вопрос: кто все-таки манипулировал списками на жилье? Следствием эти лица не установлены.

Не стихает эхо скандалов вокруг реализации Госпрограммы развития жилищного строительства на 2005–2007 годы.

Сотрудники финполиции, например, разоблачили в Астане группу мошенников, обманувших более сотни граждан. Год назад об этом говорилось охотно и много, на всю страну. А вот суд прошел тихо. И открытым оставил главный вопрос: кто все-таки манипулировал списками на жилье? Следствием эти лица не установлены.

Если у вас нет дяди

Есть люди, искренне считающие деньги в чужих руках недоразумением. И так уж устроен их изобретательный ум, что используют для отъема средств у граждан любую возможность. А таким грандиозным делом, как госпрограмма, и вовсе было грех не воспользоваться. Там же такой размах!

И действительно, с июня 2005-го по январь 2007 года (то есть за полтора года!) с желающих оказаться в заветных списках на жилье с “черного хода” удалось получить почти 93 миллиона тенге.

Схема была проще некуда. Квартиру по “госжилью” хотите? А две? Да и три при желании можно, только дороже… У меня дядя в акимате, как раз этим занимается – это первый вариант. Для недоверчивых – тут же звонок, якобы “агашке”.

Были и другие варианты. Одна дама представлялась сотрудницей акимата, находящейся в отпуске по уходу за ребенком, но имеющей связи среди руководства. Другая уверяла в том, что может верно “вывести” на влиятельных знакомых.

Размер оплаты был разный, в зависимости от того, каких документов “клиенту” недоставало. В среднем от 5 до 10 тысяч долларов.

Причем вовсе не под “честное слово”. Вся сумма вполне законно оформлялась у нотариусов как заем денежных средств. А вот возврат предполагался реальным ордером на квартиру. В соответствии с официальным сроком сдачи дома проставлялась и дата возвращения долга. Клиентов даже иногда вывозили на возводимые объекты – для пущей наглядности.

И даже более того: если вдруг человек спохватывался и передумывал, вся сумма “долга” ему тут же возвращалась безоговорочно.

– Вы-то зачем к ним обратились? – спрашиваю у одного из потерпевших. – Специалист, бюджетник, жилья не имеете, стаж соответствующий, вам и так квартира была положена…

– Да нет, по доходам на члена семьи не попадал. У нас многие документы подавали и комиссию не прошли.

Что верно, то верно, попасть в заветные списки было непросто. К тому же в народе давнее и стойкое убеждение: чем больше в деле препятствий, тем яснее – нужно искать посредника и “давать на лапу”.

Ловкость рук – и вы в списке!

На самом деле никто из осужденных по этому делу в государственных органах, а тем более в акимате, БТИ, департаменте жилья или банках не работал. Состоящих там на службе родственников осужденных следствие тоже не выявило.

Тем не менее “клиенты” собирали и сдавали им свои документы, за отдельную плату “организовывались” недостающие. И, что самое удивительное, через некоторое время люди получали от комиссии направления для прохождения банковской квалификации. Как это происходило?

Организатором преступной группы следствие определило Бауыржана Идрисова. Ни дяди, ни тети в акимате за ним не числится, ни один из потерпевших его в глаза не видел и ничего о нем не слышал, при обыске не было найдено ни документов, ни денег.

Но вот выдержка из материалов дела:

“Идрисов Б. М. руководил и координировал действиями каждого из членов организованной группы, давая им указания различного рода И ПРИ НЕ УСТАНОВЛЕННЫХ СЛЕДСТВИЕМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ сдавал документы в комиссию, находящуюся во Дворце “Жастар”, г. Астана”.

Дальше еще любопытнее. Почти четверть сегодняшних потерпевших оказалась все-таки в заветных списках. Их имена и данные внесены в “Журналы учета регистрации заявлений граждан, желающих приобрести жилье в рамках Государственной программы развития жилищного строительства в Республике Казахстан на 2005–2007 годы, приоритетные категории”.

То есть все они успешно были утверждены комиссией и даже получили положительную банковскую квалификацию.

Как? А все так же – при не установленных следствием обстоятельствах.

А деньги где?

И был суд. По приговору районного суда №2 Алматинского района города Астаны Бауыржану Идрисову назначено наказание в виде семи лет лишения свободы, Алие Жунусовой и Эльзе Дунаевой – по 5 лет лишения свободы, причем отбывание наказания было отсрочено до достижения их детьми 14-летнего возраста (то есть до 2019 и 2017 гг.). Приговор в отношении Венеры Кулдейбаевой удивил всех – 2,5 года. То есть даже меньше минимального срока, предусмотренного ст. 177, ч. 3 (мошенничество, совершенное группой лиц, в крупном размере).

Недавно коллегия по уголовным делам суда г. Астаны пересмотрела дело – в сторону увеличения сроков наказания. Идрисову – до 10 лет, Дунаевой – до 8 лет, Кулдейбаевой и Жунусовой – до 7 лет, всем – с конфискацией имущества.

Только напрасно потерпевшие ожидают возврата денег. Во всяком случае, двое из осужденных числятся “в бегах”.

А Венера Кулдейбаева, по имеющейся информации, крайне обижена на… “неоказанные услуги”. Из вполне достоверных источников в женской зоне в Шамалгане стало известно: она намерена требовать назад 30 тысяч у.е., якобы переданных через “верных людей”, обещавших ей “снисхождение суда”.

23.05.2008

Наталия БУРАВЦЕВА, www.caravan.kz

kn.kz
>
Статьи