Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Свет в конце тоннеля

«В поселке Кошмамбет-2 мы получили участки под индивидуальное жилищное строительство в 2006 году. Нам обещали воду, свет, дорогу, транспорт, школу, но ничего этого нет...» Таково вкратце содержание коллективного письма, которое пришло в корпункт редакции из Карасайского района Алматинской области.

«В поселке Кошмамбет-2 мы получили участки под индивидуальное жилищное строительство в 2006 году. Нам обещали воду, свет, дорогу, транспорт, школу, но ничего этого нет...» Таково вкратце содержание коллективного письма, которое пришло в корпункт редакции из Карасайского района Алматинской области.

Признаюсь, оно несколько меня удивило. Получатели (не покупатели, прошу учесть!) земли для индивидуального жилищного строительства обычно не пишут жалоб, не связанных с какими-нибудь землеустроительными проблемами. Тем более так быстро после безвозмездного обретения клочка земли на юге страны. Слабо верилось и в то, что районный акимат обещал получателям земли в кратчайшие сроки обеспечить их водой, светом, дорогой и даже построить школу. Это подтвердил мой разговор с заместителем акима района Насариденом Тусуповым: обещаний не было. В таких ситуациях обычно предполагается, что этими проблемами, кроме школы, естественно, если она требуется, занимаются в первую очередь сами владельцы домов и участков, а уж потом — местная власть, содействующая в решении в основном организационных вопросов.

И вот я в Кошмамбете-2. Вскоре это будет небольшой, но, судя по всему, уютный поселок домиков этак на семьдесят. Расположен он в двадцати километрах от районного центра — Каскелена. Рядом трасса Алматы — Караганда, дорога на крупный промышленный поселок Бурулдай, здесь же окончание Большого Алматинского канала. В полутора километрах отсюда — большое село Кошмамбет, отделением которого и является, по сути дела, новый поселок.

Поселок еще в стадии строительства, на многих участках, как говорится, и конь не валялся. Правда, некоторые из них уже успели «поменять» собственников, иначе говоря, перепроданы. Подмечено, кстати, что процентов 40, если не больше, получателей таких участков берут их, так сказать, «на перспективу», точнее, в коммерческих целях. Именно это обстоятельство может служить одним из объяснений того, почему возникла жалоба в редакцию. Будь на этом массиве под застройку все коммунальные сети, стоимость здешней земли сделала бы прыжок вверх. Инициатор жалобы, кстати, за строительство дома, хотя проблема жилья для него стоит и остро, практически еще не брался.

В поселке есть уже дома, в которых постоянно живут. Их обитатели нуждаются в определенных коммунальных удобствах и социальной инфраструктуре. Прежде всего детям нужно ходить в школу. Но реально ли ее строительство в таком маленьком населенном пункте, где будет около 70 домов?

Я разговаривал с хозяйкой одного из домов Зульфией Жангакбаевой, матерью троих детей. Они учатся в соседнем Кошмамбете, и в этом Зульфия не видит особой проблемы.

— Полтора километра туда и обратно — неплохая физическая зарядка, — сказала она. — Кто же будет строить в нашем крохотном ауле целую школу? Это нереально!

Энергетическую проблему в этом доме тоже смогли решить по, так сказать, «временной схеме» — обзавелись движком. Литр бензина на два часа обеспечивает дом светом. Кстати, подобные мини-генераторы имеются и у других жителей. Зимой, когда несложно обойтись без холодильника, это, может быть, и выход из положения. А в теплую пору? Круглосуточная работа домашней электростанции влетит в копеечку. В общем, свет нужен позарез!

Куаныш Сарсенбаев, как и значительная часть получателей земли для застройки, оралман, приехал на историческую родину из-за своих четверых детей, которым сложно было найти в Узбекистане работу. Здесь они трудоустроились, а глава семейства после получения гражданства будет получать пенсию. Дом они построили без особых проблем. Обошелся он им в двадцать тысяч долларов. Девять тысяч из этой суммы выделило государство, поскольку они переселенцы, так сказать, квотируемые. Вопрос с водой Куаныш-ага решил просто: за 50 тысяч тенге ему пробурили 42-метровую скважину. Пока качает воду вручную. Будет электричество — заработает электронасос. Некоторые жители намерены бурить скважины на два-три дома. Тоже неплохой выход из положения. Во всяком случае, водопроводы пока имеются далеко не во всех населенных пунктах и округа, и района. В том числе и в Кошмамбете-старшем. Так что в плане водопровода Кошмамбету-2 надо становиться, условно говоря, в очередь на его строительство. И стояние в ней будет долгим. Только стоит ли?

— Я не против того, чтобы государство обеспечило нас всем необходимым, а вдобавок и дом с сараем построило, — с улыбкой говорит Куаныш Сарсенбаев, когда я завожу речь о жалобе, — но такие надежды беспочвенны, нас, получателей земли под индивидуальное жилищное строительство, слишком много. Все эти проблемы мы должны по мере застройки поселка решать сами. Главное, что у нас нет проблем с трудоустройством. На работу можно ездить на станцию Шамалган, в Каскелен и Бурулдай. Вблизи имеются птицефабрика, спиртзавод, кожзавод, хлебопекарни, угольное, нефтяное и газовое хозяйства, элеватор. А есть работа — есть и возможность постепенно решать проблемы обустройства поселка собственными силами.

Первый шаг к этому сделан. Благодаря акиму Жанашамалганского сельского округа Багдата Ахметтаева, на территории которого находится нарождающийся поселок. Именно он, узнав о жалобе, организовал сход жителей, предложил обсудить их проблемы. А для этого предложил жителям организоваться в кооператив или ассоциацию. Не для написания последующих «телег», естественно, жаловаться пока что уместно разве что на собственную бездеятельность, а реального решения проблем благоустройства нового поселка.

— Только в нашем сельском округе, — говорит Багдат Сейфуллаевич, — отвод земли под индивидуальное жилищное строительство, причем еще более масштабный, чем здесь, произведен в четырех населенных пунктах. Чтобы обустроить их так, как желают авторы письма, пришлось бы потратить все средства района, отпускаемые из бюджета на водопроводы, дороги и энергообеспечение. Но и их бы не хватило. А всех этих благ многие населенные пункты ждут уже давно...

Итак, подведем итоги. Школа крохотному поселку, естественно, не нужна, нет и транспортной проблемы, поскольку рядом оживленная трасса, позволяющая легко уехать в любую сторону. Остается дорога, вода и свет.

От трассы к поселку ведет более-менее сносная, по нашим, естественно, меркам, грунтовая дорога. А вот внутри поселка ее нет, и в дождь завозить сюда грузы, особенно на тяжелом автомобиле, сложно. Водопровод поселку также не помешал бы. Когда-нибудь он появится во всех селах, деньги по программе «Чистая вода» отпускаются солидные, но потребность в них несопоставимо больше. В общем, окончательного решения этой проблемы придется подождать. Если учесть, что под поселком полно хорошей воды, его жителям могут позавидовать многие другие населенные пункты.

— Давайте подумаем, как обеспечить вас электричеством, — говорил на собрании аким. — Линия электропередачи не за тридевять земель, а за поселком. Подвод линии электропередачи к домам за счет бюджетных средств был бы хорошим выходом из положения. Но таких средств у нас нет, и они не предвидятся в ближайшее время. И что же делать в этой ситуации? Сидеть сложа руки в темноте и ждать? Или предпринимать какие-то действия?

Предпочтение все-таки отдали действиям. Так что дело сдвинулось с мертвой точки и в этой самой сложной проблеме нового поселка. Здесь, как это не покажется странным, определенную роль сыграла жалоба «на самих себя», как ее назвал один из жителей. На этом собрании был создан прообраз будущего коммунального хозяйства, которые в ряде мест неплохо зарекомендовали себя, успешно занимаясь обустройством и репетируя роль органа местного самоуправления.

Определился в поселке и лидер для создания поселкового кооператива — Кази Адильбеков. Он приехал из Южно-Казахстанской области к сыну, который и получил участок под строительство дома. Адильбеков — человек деловой, трудолюбивый, инициативный. Это видно даже по дому, который выгодно отличается от соседних, и по его взглядам на пути решения поселковых проблем. Между прочим, у Адильбековых единственный участок, где посажены несколько плодовых деревьев. Данное обстоятельство, между прочим, о многом говорит. Остальные хозяева что-то не торопятся разбивать огороды — почва здесь чрезвычайно плодородная, или высаживать в землю, с которой они, в принципе, связывают свою дальнейшую жизнь, доступный всем клен и карагач.

Новоявленная общественная организация под руководством Кази уже сделала серьезный шаг к электрификации поселка. Я собственными глазами видел полсотни завезенных смоленых столбов. И куплены они вполне по сносной цене. На очереди — трансформатор и провода. Деньги для них потребуются немалые, но приобретение их в складчину возможно.

— Будет у нас вскоре свет, — уверен Кази Адильбеков. — И все остальное появится, если мы, получатели земли под индивидуальное жилищное строительство, а нас ведь многие тысячи, будем действовать, а не жалобы писать, сидя на завалинке, глубокомысленно сложив на груди руки.

06.05.2008

Алексей ПЕТРОВСКИЙ, www.kazpravda.kz

kn.kz
>
Статьи