Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Долгая песня строить поможет

Будет ли новый закон о дольщиках лучше старого? В Казахстане грядет новый закон, призванный защитить дольщиков и приструнить застройщиков. В очередной раз. Первые попытки были не столь удачны. История вопроса В республике появилось сначала долевое строительство, а уж потом - закон, регулирующий данное рыночное явление.

Будет ли новый закон о дольщиках лучше старого?

В Казахстане грядет новый закон, призванный защитить дольщиков и приструнить застройщиков. В очередной раз. Первые попытки были не столь удачны.

История вопроса

В республике появилось сначала долевое строительство, а уж потом - закон, регулирующий данное рыночное явление. Первый проект закона был оглашен два года назад, в 2006 году, и вызвал бурные дебаты. Представители крупных строительных компаний критиковали документ за его «непаритетность», мол, он защищает исключительно дольщиков, а парламент и правительство демонстративно принимали сторону народа.

Изначально в число непопулярных попала норма о 12% - такое количество уставного капитала строительная компания должна была держать на депозите на случай банкротства. Но какому предпринимателю понравятся лежащие «мертвым грузом» деньги, которые нельзя пустить в оборот? Кроме того, фирму-застройщика обязали зарекомендовать себя на рынке, то есть на момент возведения «долевого» жилья уже иметь на своем счету пару-тройку благополучно завершенных объектов. Много нареканий вызвала обязательная страховка. По той причине, что застройщик и рад бы застраховать свой бизнес, да негде и возможности нет. Массу дискуссий вызвала строительная «пеня» за срыв сроков сдачи объекта. На тот момент согласно проекту она составила 0,01%.

В процессе обсуждения обе стороны нашли общие точки зрения. Закон был рассмотрен парламентом, в июле 2006 года его подписал президент, а с первого января 2007-го документ вступил в силу. Много ли он дал?

Кризис есть, а слова нет….

2007 год для казахстанцев был весьма богат на политические и экономические события: роспуск мажилиса парламента, досрочные выборы и подкравшийся после них экономический кризис, сначала незаметный, а потом старательно не замечаемый.

- Среди вас есть очень богатые люди, - непрозрачно намекнул премьер-министр Карим Масимов владельцам компаний-застройщиков при первых признаках на¬двигающегося экономического перекоса. - Готовы ли вы продать свои яхты, «Бент¬ли», квартиры в Лондоне, для того чтобы поддержать свою отрасль?

- Это «плач Ярославны» со стороны застройщиков с легким шантажом в сторону правительства, - поддержал тогда своего «старшего товарища» министр экономики и бюджетного планирования Бахыт Султанов, - дескать, если мы упадем - мало никому не покажется. У нас вроде бы рыночные отношения властвуют, а мы видим, как правительство сводит одну структуру с другой.

Но сколько ни говори: «Кризиса нет!», денег на банковских счетах больше не станет. А жертв непродуманной экономиче¬ской политики, соответственно, не станет меньше. «Долевые» скандалы вспыхивали все чаще, и остаться в стороне правительству не удалось. Осень прошедшего года ознаменовалась казусом. Кризиса у нас не было, но антикризисные меры принимались сплошь и рядом. Так, в числе прочих правительство ужесточило требования к застройщикам и до 1 января 2008 года приостановило выдачу разрешений на возведение объектов долевого строительства в Алматы и Астане. Запрет подавался под соусом: «до принятия новых поправок в действующий Закон «О долевом участии в жилищном строительстве». Уже имеющийся закон был признан неполноценным, не проработав и года. Причем правительство с восторгом рушило то, за что боролись парламентарии.

- Сегодня в действующем законодательстве прописано, что строительная компания должна иметь 12% собственного капитала, - заявил тогдашний министр индустрии и торговли Галым Оразбаков. - Мы считаем, что данная норма не совсем работает, поэтому предлагается либо этот норматив увеличить, либо вообще уйти от собственного капитала, допустим, к депозитной системе.

Согласно новым поправкам предполагалось, что в очереди кредиторов дольщики переместятся с пятого места на почетное третье (это существенно повысит шансы на возврат вложенных средств). Работать «на паях» разрешат только строительным компаниям, не менее трех лет возводившим жилые дома. Словом, рядового дольщика в очередной раз было решено спасать от форсмажорных обстоятельств и недобросовестности застройщиков.

- Мы будем просить ускорить принятие решения по этому закону, - особо подчеркнул премьер-министр Карим Масимов.

Договор дороже денег?

Обычно, когда просит правительство, парламент ему не отказывает. В данном случае ситуация получилась нетипичная. Давно истек срок запрета на выдачу строительных разрешений, застройщиков стало меньше, пострадавших дольщиков - больше.

А о поправках в законопроект словно забыли. Строительная тема все реже всплывает в законодательных дискуссиях. И порой в непривычном ракурсе.

Так депутат мажилиса Аманжан Жамалов долгое время старался добиться введения и утверждения типового договора в системе взаимоотношений «застройщик-дольщик».

- При составлении договоров условия диктуют застройщики, что заведомо загоняет дольщиков в кабальные условия, - отмечал он в одном из своих запросов. - Это приводит к судебным тяжбам. Было бы правильно, если бы правительство республики разработало и утвердило типовой договор, в котором были бы оговорены вопросы качества, сроки ввода, допустимые отклонения от оговоренной площади жилья и методика расчета площади квартиры.

Элементарное требование, защищающее права многих казахстанцев. Увы, рациональное предложение так и осталось неуслышанным.

На днях председатель комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и торговли республики Кайсар Омаров вы¬ступил в СМИ с сообщением, что поправки в «долевой закон» будут внесены в нынешнем июне, а воплотятся в жизнь уже с начала следующего года. Далее - список ожидаемых благ, начиная с увеличения отложенного капитала с 12 до 20%, повального страхования тех, кто эту сумму не потянул, и введения нового понятия «уполномоченный орган». Этот орган будет контролировать региональных акимов, которые проверяют застройщиков, и самих подопечных тоже. А в случае возникновения проблем - карать: приостанавливать действие лицензий строительных компаний, выписывать предписания и пр.

Однако народные избранники никакого энтузиазма по поводу грядущего законопроекта не испытывают.

- Закон о защите дольщиков, который нам обещает правительство, - это очень долгожданная и длинная песня, - считает депутат Владимир Бобров. - Более того, тот вариант, который мне знаком, кажется, еще долго не поступит к нам. А если поступит - долго не будет поддерживаться. И потом придется разрабатывать какие-то другие меры защиты.

18.04.2008

Юлия Ли, www.kub.info

kn.kz
>
Статьи