Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Кто на свете всех важнее?

Есть ли в деньгах счастье? И кто важнее для страны – банки или дольщики? Ответы на эти сакраментальные вопросы пытались найти депутаты мажилиса на вчерашнем пленарном заседании. Поправки в законодательство, касающиеся банкротства, вызвали неподдельный интерес и неоднозначную реакцию у мажилисменов. Первым делом народные избранники вспомнили о своих подопечных – избирателях, которым пришлось на себе ощутить все тяготы процедуры ликвидации банков, а также дольщиках, канувших в Лету строительных компаний.

Есть ли в деньгах счастье? И кто важнее для страны – банки или дольщики? Ответы на эти сакраментальные вопросы пытались найти депутаты мажилиса на вчерашнем пленарном заседании.

Поправки в законодательство, касающиеся банкротства, вызвали неподдельный интерес и неоднозначную реакцию у мажилисменов. Первым делом народные избранники вспомнили о своих подопечных – избирателях, которым пришлось на себе ощутить все тяготы процедуры ликвидации банков, а также дольщиках, канувших в Лету строительных компаний.

– Мы видим, что произошло с руководителями Наурыз­Банка, Валют Транзит Банка… Одни получили условные сроки, другие находятся в бегах и объясняют вкладчикам, что, мол, не в деньгах счастье, – гневался мажилисмен Владимир Нехорошев, одновременно предлагая ужесточить наказание нерадивым банкирам и застройщикам.

По мнению парламентария, сейчас банкротство превратилось в «законную процедуру, в ходе которой деньги из одного кармана перекладываются в другой, а кредиторам достается лишь пустой пиджак». Даже действующая норма о лишении свободы сроком на один год не пугает предприимчивых руководителей. Количество таких правонарушений, как ложное или преднамеренное банкротство, не уменьшается из года в год. Министр финансов Болат Жамишев проиллюстрировал эту картину цифрами. Если в 2005 году в Казахстане было возбуждено 68 уголовных дел по ложному банкротству, то в 2006-м даже с учетом амнистии по случаю Дня независимости Казахстана их зарегистрировано уже 52. В прошлом году правоохранительные органы завели 46 уголовных дел за аналогичные правонарушения.

Новые поправки в Гражданский и Уголовный кодексы по замыслу разработчиков должны усилить уголовную и административную ответственность за такого рода деятельность. Кроме того, предусматриваются санкции и для конкурсных и реабилитационных управляющих, которые нередко злоупотребляют своими полномочиями в ходе ликвидации предприятий.

Представляющий законопроект глава Минфина Болат Жамишев не отрицал, что проблемы с реализацией нормативных документов по банкротству есть. Однако вносимые поправки не затрагивают законодательство о банковской деятельности. Министр лишь отметил, что во всем мире деятельность финансовых институтов контролируют регуляторы. А вот предложение депутатов отнести пострадавших дольщиков в число приоритетных кредиторов, которым полагается выплатить финансовые средства в первую очередь, не прошло. В качестве примера руководитель финансового ведомства привел опыт Италии, где в первую очередь погашаются административные расходы, а уже во вторую – обязательства залоговых должников.

– Зачем нам международная практика, если наши дольщики, которые, воспользовавшись ипотечной системой, могут затянуть в кризис банковскую систему? – подключился к обсуждению депутат мажилиса Ержан Рахметов. – Мне непонятно отношение правительства, оно обещало поддержать инициативную поправку депутатов. Не получается пролоббировать четвертую очередь дольщикам, давайте их поставим перед бюджетом.

В ответ на этот выпад Болат Жамишев напомнил парламентариям о том, что правительство готовит отдельный закон, подразумевающий защиту участников долевого строительства. А значит, с его выходом в свет никаких дополнительных гарантий вроде первоочередности дольщикам не понадобится. Дополнительную гарантию, по словам министра, имеет смысл вводить только в одном случае: если дольщиками являются граждане, не имеющие никакого жилья, и для них покупка квартиры является решением жилищного вопроса.

Правда, депутат Владимир Бобров усомнился в целесообразности речей главы Минфина.

– Законопроект, который вы обещаете («О защите дольщиков»), долгоиграющий, – заявил он. – И в отличие от зарубежных стран у нас нет системы защиты дольщиков.

Но больше всего депутатов раззадорил пункт Гражданского кодекса о том, что если у банкрота не остается имущества на возмещение ущерба, то выплачивать деньги вкладчикам или дольщикам обязано государство.

– В течение восьми лет в парламенте идет «тяжба» по тем проблемам, которые поднимали сегодня депутаты. И постоянно со стороны правительства наблюдается лоббирование интересов банков второго уровня в части очередности. Из года в год прибыль банков увеличивается в разы, а налоги сокращаются. Почему завод или фабрика платит 30 процентов КПН, а банк всего лишь 3-5 процентов? Сначала банки заверяли нас в своей платежеспосбности, а теперь все стройки стоят. И при этом мы пытаемся сохранить им все льготы и преференции! Банки должны идти после физических лиц. Государство в первую очередь должно защитить граждан, потом себя – бюджет, а после этого банки. Тогда будет финансовая система работать, – поставил точку в обсуждениях мажилисмен Иван Чиркалин.

Невзирая на бурные дебаты, народные избранники одобрили законопроект в первом чтении.

10.08.2008

Елена Заболотских, www.izvestia.kz

kn.kz
>
Статьи