Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Дереликтовые страсти

Карагандинские суды завалены делами минувших лет: граждане хотят, но не могут узаконить право на жилье. Есть такое слово - дереликция. Оно пришло от англичан и означает "брошенный", "покинутый". На морфлоте дереликция объявляется по приказу капитана, когда исчерпаны возможности для борьбы за живучесть судна. А в сухопутной Караганде это слово в последнее время очень часто звучит в инстанциях, где решаются судьбы жильцов из так называемого брошенного жилья.

Карагандинские суды завалены делами минувших лет: граждане хотят, но не могут узаконить право на жилье. Есть такое слово - дереликция. Оно пришло от англичан и означает "брошенный", "покинутый". На морфлоте дереликция объявляется по приказу капитана, когда исчерпаны возможности для борьбы за живучесть судна. А в сухопутной Караганде это слово в последнее время очень часто звучит в инстанциях, где решаются судьбы жильцов из так называемого брошенного жилья.

На рубеже веков капитан области - экс-аким Камалтин Мухамеджанов, дальновидно обозрев окраины Караганды, сделал вывод, что пора подвергнуть их "оптимизации". Сотни домов, налетевшие на мины бесхозяйственности, действительно накренились кормой, и последние их обитатели подавали сигналы SOS. Был отдан приказ, поистине судьбоносный: жильцов спасать, недвижимость пустить под бульдозер.

Тут уместен анекдот про чукчу, который делал "эксперимент, однако:" и бросал в море кирпич за кирпичом да удивлялся, почему по воде идут круги, а не квадраты. Этот вечный герой анекдотов выглядит гораздо умнее дипломированных специалистов, которые с воодушевлением принялись исполнять приказ высокого начальства, не думая о юридических последствиях.

Тысячи людей, оставив приватизированные квартиры в аварийных домах, переселялись по договору опеки с акиматами в "ничейное" жилье. У чиновников, верящих в необратимость процессов, не хватило тогда ума перевести брошенное жилье в коммунальную собственность. Чиновники рассуждали примерно как древние римляне. У тех все было просто: владение собственностью прекращалось, как только обладатель упускал ее из своих рук и не высказывал намерений тут же вернуть. А уж если кто-то из граждан был титулован правителем ратной добычей либо имуществом, оставшимся без попечительства, ни у кого из сограждан и мысли не возникало отнять это сокровище.

Увы, прогресс испортил нравы. Едва начали расти цены на рынке недвижимости, в Караганде объявились прежние хозяева этого "ничейного" либо их представители с доверенностями. И суды, действуя уже не по законам римского права, а по нашим, отечественным, оставляли жилье за ними. "Квартирантов", которые по социалистической привычке купились на призыв властей, - за порог. Туда же - веру в справедливость, гуманность и прочие понятия б/у. С ходу можно привести десяток душераздирающих историй о том, как люди с акиматовской "ксивой", оказавшейся простой бумажкой, вместе с малыми детьми переселились на кухни к родственникам и в гаражи. Прошлым летом за Майкудуком новоявленные бомжи заселились в брошенные вагончики, причем свое новое местожительство они скрывали, дабы и отсюда не прогнали.

В Октябрьском районе Караганды, где оптимизация шла особенно успешно, акиматом было выдано более шести тысяч договоров на опеку - легко представить масштаб проблемы. Сотни, тысячи жалоб достигли цели: после вмешательства в проблему Верховного суда справедливость, казалось, восторжествовала - не так давно суды начали лишать права собственности "титульных" владельцев, в свое время бросивших жилье, по исковому заявлению местных исполнительных и уполномоченных органов о признании дереликций.

Но оказалось, что страдания "квартирантов" на этом не закончились. Во втором полугодии прошлого года без рассмотрения осталось 325 заявлений в суд. Причина удивительная - истцы не являлись на заседания. С начала этого года тенденция обозначилась та же - 67 нерассмотренных заявлений. По многим делам производство прекращено. Были случаи и другого рода - истцы отказывались от заявлений.

Недавно поведение безвестных чиновников обсуждалось на коллегии прокуратуры. Начальник управления Каинжамал Закирьянова сообщила в докладе, что в одном только Октябрьском районе было снято более 500 дереликций. То бишь чиновники будто очнулись от летаргического сна и не помнят того, что было раньше: ни "оптимизации", ни своих договоренностей с гражданами.

По мнению прокурора Карагандинской области Амирхана Аманбаева, "бардаком", который создали нерадивые и нечестные работники акиматов и ЖКХ, воспользовались квартирные мошенники. Проблема приобрела криминальный оттенок.

- Куда катимся? - сердито выговаривал областной прокурор. - Объявили правовую реформу, а сами беспредел творим. Мошенники могут за день оформить чужую квартиру на себя, частные нотариусы оформят любой документ, это ни для кого не секрет.

Аким Октябрьского района Сергей Касимов попробовал оправдаться, сообщив, что в прошлом году специалистов отдела акимата вызывали в суд по 220 делам - в качестве истцов, ответчиков и свидетелей. Мол, когда же работать? На это один из членов областной коллегии резонно заметил:

- Правовое сознание граждан растет, скоро каждый захочет отстаивать свой интерес в суде. Если вы так реагируете на судебные повестки сейчас, как справитесь со шквалом исков?

Областной прокурор пообещал создать группу, которая пофамильно назовет нерадивых чиновников и сотрудников ЖКХ.

- Причем изгонять таких госслужащих надо будет с такой печатью, чтобы их не то что в другую госструктуру не взяли, но даже в тюрьму с опаской, - сказал Аманбаев.

В общем, проблема обозначена во всей своей неприглядности. А вот какие реальные изменения она вызовет, спросите у гадалки. Частные нотариусы в ответ на критику прокурора собрались, обсудили, вины не признали. Чиновники районного масштаба, несложно догадаться, тоже не спешат посыпать голову пеплом. Знают они то, что в стенах прокуратуры не в первый раз обобщается судебная практика и состояние прокурорского надзора по гражданским делам, связанным с применением жилищного законодательства. Но ведь из слова дело не сошьешь. Благо, не по римскому праву живем.

09.04.2008

Светлана КОХАНОВА, www.express-k.kz

kn.kz
>
Статьи