Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Сытый голодного не разумеет

Как столярка инвалида оказалась под угрозой исчезновения из-за безответственности госорганов. КАРАГАНДА – Одно ведомство сдает в аренду городские территории, второе придумывает и утверждает ставки налога на эту аренду, третье собирает налоги, четвертое контролирует всех и вся, а пятое контролирует второе. При этом ни одна «рука» не знает, что делает другая. В итоге малый бизнес внезапно захлебывается долгами.

Как столярка инвалида оказалась под угрозой исчезновения из-за безответственности госорганов.

КАРАГАНДА – Одно ведомство сдает в аренду городские территории, второе придумывает и утверждает ставки налога на эту аренду, третье собирает налоги, четвертое контролирует всех и вся, а пятое контролирует второе. При этом ни одна «рука» не знает, что делает другая. В итоге малый бизнес внезапно захлебывается долгами.

Ситуация, о которой мы расскажем ниже, была бы смешной, если бы не наносила весьма болезненные удары по малому бизнесу, который государство обещает защищать, и если бы не создавала пресловутые условия для коррупции, с которыми объявлена борьба до последней капли крови. Рассказал нам о ней карагандинский предприниматель Мансур ТРИГУЛОВ, который, будучи сам инвалидом-колясочником, тем не менее находит силы помогать другим инвалидам путем трудоустройства в собственном столярном цехе. Но из-за безответственности государственных органов цех оказался под угрозой исчезновения.

Неожиданный «сюрприз»

– В конце декабря 2007 года, – рассказывает предприниматель, – мне позвонили из Казыбекбийской налоговой службы, и женский голос сообщил, что я крупно недоплатил за аренду земли, на которой стоит принадлежащий мне столярный цех. Причем недоплатил за три года. Я стал выяснять, откуда взялась такая недостача, тем более что я аккуратно выплачивал деньги согласно договору с городским акиматом, и налоговая служба ни разу не поправила меня. Выясняется, что в декабре 2004 года депутаты городского маслихата утвердили перечень земель города Караганды для целей налогообложения и новые ставки налога. Цена аренды поднялась в полтора раза.

Понимая, что не он один оказался в подобной ситуации, г-н Тригулов обзвонил других предпринимателей, но никто ничего не знал.

– Насколько я понимаю, такое решение должно было быть опубликовано в печати, проверено прокуратурой на предмет законности, доведено до акимата для заключения новых договоров аренды, до налоговых служб и, главное, до арендаторов, чтобы они вовремя платили, – говорит предприниматель. – Однако в «Индустриальной Караганде» (официальном печатном органе акимата), которую я всегда читаю, ничего на этот счет я не встречал. А в налоговой мне сказали, что за изменением арендной платы я должен следить сам, и то, что налоговая служба три года никак не реагировала на недоплачиваемую мной аренду, дело вполне поправимое: заплатите сейчас – и дело с концом. Но уплата недостачи повлечет за собой штраф «за несвоевременность», да такой, что мало не покажется. Это ведь отлаженная схема: заплатить в такой ситуации – значит, признать свою вину.

Зная, что с налоговиками шутить опасно, Карагандинское областное общество инвалидов 21 января 2008 года отправило председателю налогового комитета по Казыбекбийскому району г-ну

Б.А. Ахметову письмо с просьбой об отсрочке на шесть месяцев дополнительных выплат для инвалида I группы М.И. Тригулова. Но вместо законного письменного ответа на обращение (официального ответа нет по сей день) снова раздался телефонный звонок из районной налоговой.

– Мне сообщили, что у меня нет задолженности, – говорит Тригулов. – Но я зачем-то стал рассказывать про решение депутатов и что я готов заплатить, но попозже, так как сейчас у меня нет необходимой суммы. После этого звонившая сотрудница пообещала перезвонить и действительно через час перезвонила, обрадовав меня тем, что платить надо, но сначала нужно сдать декларацию, узнав в кадастровом центре новую цену аренды. То есть я еще должен приготовить розги, чтобы меня высекли?!

Тем не менее предприниматель обратился в кадастровый центр, чтобы узнать официальную цену аренды. Нужную справку ему пришлось ждать десять дней и заплатить 4599 тенге. Видимо, чиновники, с которыми ему пришлось столкнуться, обладают по-настоящему «рыночным» мышлением, и время у них стоит очень дорого.

Не знал? Твоя проблема

В договоре аренды г-на Тригулова с городским акиматом обозначены права и обязанности сторон. Интересно, что арендодатель имеет право изменять ставки аренды согласно решениям органов местного самоуправления, арендатору же вменено в обязанность перезаключать договор аренды в связи с тем же самым. Про то, каким образом арендатор должен узнавать о депутатских радениях, нет ни слова.

Кстати, механизм уведомления населения о новых законодательных актах вообще не описан в казахстанском законодательстве. Исключение составляют нормативные акты, снабженные припиской: «данный закон вступает в силу после опубликования в прессе». В итоге электорат зачастую не в курсе законодательной деятельности слуг народных, однако принцип «незнание закона не освобождает от ответственности» широко распространен и сладострастно цитируется как мытарями, так и разными борцами за законность.

– Не я один пострадал от недобросовестности государственных органов, – говорит г-н Тригулов. – Как выразился один мой коллега, это серьезный удар по мелкому бизнесу, после которого не все выживут. Так и хочется напомнить речь нашего президента о том, что малый бизнес нужно поддерживать и расширять. А слова Нурсултана Абишевича о том, что «налоговое ведомство должно перестать быть карательным органом», я скоро в рамке повешу перед письменным столом. В Налоговом кодексе обозначено, что налоговики занимаются не только организацией сбора штрафов, у них есть и консультативные обязанности, что, по сути, могло бы быть профилактикой нарушений в сфере налогообложения. Однако любимое занятие налоговиков – штрафовать по любому поводу или «прихлопнуть» счет в банке. А то, что предпринимателю после подобной экзекуции приходится работать в тени, так для этого есть правоохранительные органы. Но о каком расширении малого бизнеса может идти речь после этого? Почему за три года налоговики ни разу не заметили неправильную уплату налога и не прислали мне уведомление об этом?

На этот вопрос не смогла нам найти ответа Зауреш ЖОЙКИМБЕКОВА, начальник отдела по работе с налогоплательщиками и консультации НК по району Казыбек би. Г-жа Жойкимбекова смогла лишь предположить, что, несмотря на постоянный камеральный контроль, из-за огромного количества зарегистрированных физических лиц рассылка уведомлений иногда оказывается не всеобъемлющей. Также она сообщила:

– Ставка по плате за пользование земельными участками устанавливается местными исполнительными органами, – заметила г-жа Жойкимбекова. – В договоре аренды должно быть указано, что ставки изменяются в соответствии с законодательством. Официально все изменения налогообложения публикуются в газетах «Орталык Казахстан», «Индустриальная Караганда», «Казахстанская правда». У нас огромное количество плательщиков, и мы не можем печатать отчеты для всех физических лиц. А вообще налогоплательщик сам должен узнавать изменения налогообложения. Я не могу сказать, почему это сразу не выявили. По идее, все должно было быть сразу: пришли сведения из уполномоченного органа, начислены суммы налога, сверены с поступившими платежами и по неправильно уплаченным налогам разосланы уведомления. Но, как правило, уполномоченный орган не спешит с передачей сведений, и потребовать мы ничего не можем, он не находится в нашем подчинении. Все сведения об аренде нам дает акимат. В любом случае ответственность несет налогоплательщик. Надо интересоваться суммами налогов, ведь это же его земля и его налоговые обязательства, и отвечать за это ему, а не уполномоченным органам. К сожалению, налогоплательщики редко приходят к нам за разъяснениями. А надо бы, тогда будет гораздо меньше всяких эксцессов…

Тем не менее г-жа Жойкимбекова подтвердила:

– В случае недоуплаты налога ему должны были выслать уведомительное письмо с указанием разницы, сколько уплачено и сколько начислено налогов на самом деле.

...Надеясь на цивилизованное и справедливое разрешение ситуации, Мансур Тригулов предлагает:

– Прокуратура просто должна отменить решение депутатов Карагандинского гормаслихата от 24 декабря 2004 года как незаконное, и оснований для этого хоть отбавляй. Прецеденты таких вмешательств прокуратуры уже были в других областях Казахстана. А если дела с наполнением бюджета обстоят так плохо, что нужно действовать любыми путями, то, по крайней мере, не нужно требовать с предпринимателей дополнительной оплаты за эти три года.

28.03.2008

Ольга ОРЕШНИКОВА, www.respublika.kz

kn.kz
>
Статьи