Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Я на солнышке лежу и про бизнес говорю

Размышлениями о проблемах и перспективах развития отечественного бизнеса в области туризма делится среднестатистический гражданин страны, который с наступлением весны начинает думать — а где же в этом году можно отдохнуть? Я хочу отдыхать в Казахстане. И это не потому, что нет денег на Анталию или Таиланд. Нет, средств хватает — времени мало. Нет возможности уйти с работы сразу в большой отпуск. Работы много, и поэтому мне легче отдохнуть три раза по неделе, чем один раз, но целый месяц.

Размышлениями о проблемах и перспективах развития отечественного бизнеса в области туризма делится среднестатистический гражданин страны, который с наступлением весны начинает думать — а где же в этом году можно отдохнуть?

Я хочу отдыхать в Казахстане. И это не потому, что нет денег на Анталию или Таиланд. Нет, средств хватает — времени мало. Нет возможности уйти с работы сразу в большой отпуск. Работы много, и поэтому мне легче отдохнуть три раза по неделе, чем один раз, но целый месяц.

Зачем нужен отпуск? Чтобы восстановить силы. В отпуске можно почувствовать себя чуть­чуть безрассудным, беззаботным, потому что за тебя все твои проблемы решают другие, те, кто оказывает так называемые туристические услуги.

Но прежде чем я поеду отдыхать на просторах своей страны, хочу поделиться, каким я, как КЛИЕНТ, вижу свой отдых. Разве не потому мы отдыхаем за рубежом, что, помимо всего прочего, чувствуем к себе отношение именно как Клиенту, который платит за услуги. Вот и у нас дома надо добиться такой клиентоориентированности, когда предприниматели занимаются турбизнесом не так, как они умеют и хотят, а так, как этого хочет клиент.

Как только сошли снега, стало пригревать солнышко и мой авитаминоз начал зашкаливать — я хочу отдохнуть и поехать, а, может быть, даже покочевать по своей стране. Можно назвать это новым модным словом — экотур, а можно подумать, что во мне с наступлением весны проснулись дремавшие доселе гены кочевника.

Экотур или экологический туризм предполагает, что я, как сознательный гражданин своей страны, не буду на джипе травмировать земли государственных заказников, разбрасывая по дороге пластиковые бутылки и пакеты. Вся идея такого отдыха основана на бережном отношении к природе. Значит, для того, чтобы я мог посетить альпийские луга Заилийского Алатау, реликтовый бор между Семеем и Павлодаром, пустыни Бекпак­Далы, степи Сары­Арки, пляжи Капчагая и Каспия, сосновые здравницы Борового и Зерендов, Кургальджинские озера с розовыми фламинго, мне везде нужна развитая инфраструктура туризма. Я хочу иметь возможность остановиться у этих прекрасных мест и получить при этом качественный сервис. Поселиться в нормальной гостинице, воспользоваться банковскими услугами, Интернетом, телефоном и т. п.

При этом такая инфраструктура обязательно должна отражать основную идею экотуризма — ничто не должно вредить природе. И как тут найти компромисс между интересами все возрастающего потока туристов и бережным отношением к природе? Ответ может быть найден, если привлекать к развитию этого сектора услуг местное население. Или малый бизнес. Такой бизнес, который может состоять из одного человека или его семьи, или небольшого сообщества.

В Казахстане сейчас около 900 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса. По сравнению с 2002 годом эта цифра выросла в 2,5 раза. Но, наверное, этого еще недостаточно, поэтому государство год от года все больше прикладывает силы к тому, чтобы развивать малый и средний бизнес, справедливо полагая, что в этом залог успеха для развития экономики всего Казахстана.

Как очень заинтересованный человек призываю граждан активно подключаться к процессу открытия своего бизнеса и особенно в сфере оказания услуг. Посудите сами. Если среднестатистический горожанин готов хоть один раз в год выезжать в экологически привлекательные места, то, значит, он готов оставлять там свои деньги! Что в таком случае говорить об иностранных туристах, для которых наши просторы — просто экологический рай на земле?

Для этого нужно лишь, чтобы отдых был безопасным и интересным. Чем больше людей будет вовлекаться в индустрию отдыха, тем лучше будет всем. Мне, как потребителю услуг, будет хорошо, если не надо будет обременяться лишними проблемами, вроде той, где поесть в окрестностях Хан­Тенгри, или где переночевать, если рано утром на рассвете у меня запланирована фотосъемка розовых фламинго.

Предпринимателю, который является местным жителем, заниматься всеми этими проблемами выгодно, потому что он получает дополнительный заработок от таких туристов, как я. С чем бы ни был связан основной вид его деятельности, малый бизнес позволяет работать на самого себя. Например, зимой, когда работы мало, его семья может ткать алаша, делать сырмаки, которые весной купят туристы. Никакой экологической нагрузки на эти заповедные места, в которых он живет, не будет. Как жил, так и продолжает жить, только появляются дополнительная работа и, соответственно, дополнительный доход.

Все это в целом соответствует задаче, которую поставил президент в своем Послании. В его тексте эта цель конкретизируется так: «Повышение качества жизни наших аулов и сел будет оставаться приоритетным направлением государственной политики».

То есть в каком­то смысле мои интересы в развитии малого и среднего бизнеса совпадают с интересами государства, для которого это не просто выгодно, а является стратегической задачей. Очевидно, что есть такие области экономики, в которых обоюдный интерес получает разрешение на уровне развития малого и среднего бизнеса. Нет смысла строить гигантские отели и шумные автобаны для развития экологического туризма, тут государство может идти по другому пути. Не самому строить или привлекать инвесторов, а проводить информационную поддержку эко­проектов, привлекать местное население к тому, чтобы оно училось предоставлять услуги с учетом новых стандартов.

Наше правительство как никто иной заинтересовано в развитии малого и среднего бизнеса и свою роль оно видит в трех вариантах поддержки: на уровне законодательства; на уровне развития инфраструктуры; на уровне методико­информационного обеспечения. То есть тут видно, что независимый Казахстан всегда делал акцент на развитие предпринимательства, особенно малого и среднего. Для наглядности несколько цифр: в 2002 году малым и средним бизнесом был занят 1 млн. человек, а в 2007 году — уже 1,8 млн. Вот и в этом году правительством Карима Масимова по поручению президента был введен мораторий на проверки малого и среднего бизнеса. Такой мораторий означает, что у бизнеса есть возможность окрепнуть, встать на ноги, определиться с тем, как развиваться дальше.

Поэтому при таких условиях, которые существуют у нас в государстве, мои мечты об экологическом отдыхе приобретают конкретный вид.

Завтра же попрошу отпуск на неделю и поеду наблюдать, как набухают почки в лесах Северного Казахстана. По дороге буду останавливаться в придорожных кафе, устроюсь на ночлег в чистом и безопасном месте. Когда приеду в Зеренды, найду проводника, который даст мне на прокат лошадь, объеду все озера, подышу свежим воздухом. А тем, кто остался в деловой Астане, куплю казы­карта и соленых груздей у местных жителей.

Готовьтесь, предприниматели — я еду, я иду!

21 марта 2008

Ернар Батыр,www.izvestia.kz

kn.kz
>
Статьи