Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Проблема та, методы – не те

Бизнес-сообщество обрадовалось объявленному на девять месяцев мораторию на проверки малого и среднего бизнеса. В предпринимательских кругах появилась надежда, что короткая передышка поможет нарастить «мышечную» массу. Однако статистика показывает, что даже во время мораториев на каждую фирму в среднем приходится по одной проверке. Спрашивается, чего ждать бизнесменам после того, как отведенный под мораторий срок закончится?

Владимир ЕРМАКОВ: «Государственное регулирование должно проводиться методами стимулирования, а не битьем головой о стену» .

Бизнес-сообщество обрадовалось объявленному на девять месяцев мораторию на проверки малого и среднего бизнеса. В предпринимательских кругах появилась надежда, что короткая передышка поможет нарастить «мышечную» массу. Однако статистика показывает, что даже во время мораториев на каждую фирму в среднем приходится по одной проверке. Спрашивается, чего ждать бизнесменам после того, как отведенный под мораторий срок закончится?

Сполна воспользоваться предоставленной передышкой и научиться противостоять незаконным проверкам, чтобы в перспективе добиться более прозрачной их процедуры, предлагают предпринимателям в общественном движении «Бизнес и проверки». О том, что сегодня мешает развитию бизнеса и какие есть пути выхода из этой ситуации, мы решили узнать у одного из участников движения, генерального директора Центра обслуживания предпринимателей «Секрет+Сервис» Владимира ЕРМАКОВА.

Учиться и еще раз учиться

Владимир Александрович, как Вы считаете, какой была мотивация государства в решении ввести мораторий?

– Мотивация государства лежит на поверхности. Мораторий ввели для того, чтобы бизнес немного вздохнул и начал шевелиться, одним словом, чтобы бизнесу не мешали работать. Ведь в последнее время винтики государственного контроля очень сильно закрутились. Но предприниматель – это лицо, самостоятельно определяющее состояние и порядок своего труда. Чтобы ему не мешали быть таковым, должны быть правила, регулирующие взаимоотношения государства и предпринимателя.

Ваше движение обнародовало многочисленные факты незаконных проверок в прошлом году. Мораторий в этом смысле способен что-то изменить или после него все пойдет по-прежнему?

– В прошлом году было 250 тысяч зарегистрированных проверок. У нас примерно такое же количество юридических лиц в государстве, то есть в среднем получается по 1 проверке на каждого. Из этих 250 тысяч было выявлено 853 незаконных проверки, причем половина из них в сфере малого предпринимательства. Я считаю, что предприниматели должны сознавать, что мораторий рано или поздно закончится и проверяющие придут снова.

Я надеюсь на то, что за это время они станут грамотней, заведут книги и журналы учета, изучат инструкции. Это одна из главных целей движения «Бизнес и проверки» – повысить информированность людей об их правах и обязанностях.

Предприниматели должны научиться работать в правовом поле. У них всегда на столах должны быть основные законы, регулирующие предпринимательскую деятельность. Есть порядок государственного контроля, изложенный в статье 37 закона «О частном предпринимательстве», есть порядок организации и проведения проверки, указанный в статье 38. Есть закон о государственной правовой статистике и учетах. Есть инструкция №46 о ведении единой госрегистрации и контроля проверок, утвержденная генеральным прокурором 14 ноября 2007 года и введенная в силу с января 2008 года. Именно в этой инструкции даются характеристики всех видов проверок и порядок их проведения. Наконец, есть книга учета посещений и проверок субъектов частного предпринимательства, утвержденная Министерством индустрии и торговли 12 июня 2006 года, в которой все проверки должны обязательно отмечаться. Но многие не знают об этом.

Что, на Ваш взгляд, в первую очередь нужно знать предпринимателям?

– На столе у предпринимателя не должно быть много литературы. Как говорил немецкий поэт Гете, у того, кто изучит все законы, просто не останется времени их нарушать. Бизнесменам в первую очередь нужна Конституция, затем – Гражданский кодекс, Административный кодекс, Налоговый кодекс, так как налоги надо платить, Трудовой кодекс – с людьми надо обращаться по-человечески. Еще законы о лицензировании и о частном предпринимательстве. Это азбука.

Нужны новые законы

А как, по Вашему мнению, влияют проверки на развитие бизнеса? Нельзя ли вообще обойтись без них?

– Если мы возьмем закон «О частном предпринимательстве», то глава 7 так и называется – государственное администрирование. Там расписано, в чем оно выражается. Лицензирование нам нужно. Сертификация продукции должна быть – если пирожник у нас будет делать сапоги, а сапожник – пироги, к чему это приведет? Я считаю, что эти вещи должны быть, но мы должны определиться, что самое главное для предпринимателя. Повторюсь, на мой взгляд, это свобода предпринимательской деятельности.

Почему людей так волнуют проверки? Потому что каждая из них – это потерянное время на отчеты. С другой стороны, мы должны понимать, что у нас в Казахстане велик процент теневого бизнеса, лжепредпринимательства, нарушений трудового и налогового законодательства, таких как оплата в двух конвертах, отсутствие пенсионных отчислений. Поэтому говорить о полной отмене проверок еще рано. Государственное регулирование бизнеса должно быть, но оно должно проводиться экономическими методами – методами стимулирования, а не битьем головы об стенку.

А ведь чаще всего «теневики» отделываются от проверок взятками. Получается, что недобросовестные все равно так или иначе выкручиваются, а законопослушные при этом страдают?

– Казахстан находится на 113-м месте в мире по уровню коррупции. Предприниматели сами развращают общество и чиновников, давая взятки, а потом жалуются… У нас рейдовые проверки накануне праздников становятся системой, нормой. Взятки ни в коем случае нельзя давать, бизнесменам пора понять это! Тем более, сейчас активно ведется борьба с коррупцией, а согласно решению пленума Верховного суда, принятого 22 декабря 1995 года, человек, давший взятку, теперь будет нести ответственность наравне с тем, кто ее получил.

Вы упомянули о том, что предпринимательскую деятельность нужно регулировать экономическими методами. Что конкретно Вы имели в виду?

– У нас за одно преступление человек получает два наказания – как юридическое и как физическое лицо: не сдал вовремя налоговую отчетность, получишь штраф как юридическое лицо и еще как директор, потом это все суммируют. Это прямое наказание. Или когда ты не нанес ущерба, не занимался противозаконной хозяйственной деятельностью, но в силу обстоятельств не успел доехать до Налогового комитета. Давайте возьмем с предпринимателя письменное объяснение, сделаем ему предупреждение, но не штраф же сразу на 120 МРП!

Те, кто взятками отыгрываются, уходят от наказания.

С этим тоже надо бороться. Есть второй путь – экономическое регулирование. Нурсултан Назарбаев прекрасно владеет этим вопросом. Это снижение НДС, социального налога и так далее. Нам надо удваивать показатели бизнеса к 2010 году, а где взять людей, готовых стать частными предпринимателями?! Значит, надо вытаскивать их из теневого бизнеса. Это те, кого называют «самозанятое население», они не имеют пенсионных накоплений, работают на барахолках, базарах разных… Вот где надо начинать работу. Если экономические методы начнут работать, толк будет.

Не мешайте работать!

Чего сегодня ждут от государства предприниматели в первую очередь?

– Чтобы не мешало работать! Проверки – это лишь один барьер, тормозящий развитие бизнеса. У меня лежит целый талмуд административных барьеров. Мы уже и в Сенате, и в правительстве поднимали этот вопрос. Бизнесу надо вздохнуть, он задыхается от инфляции и других проблем. Надо совершенствовать законодательство. Когда государство даст волю своим гражданам спокойно заниматься бизнесом, тогда экономика будет развиваться, появятся новые рабочие места, поднимется производство. Пока до чиновников не доходит, что предпринимателя надо на руках носить, но, надеюсь, это время придет.

Как Вы считаете, какие законодательные нормы необходимо изменить, чтобы уменьшить число незаконных проверок, сделать процедуру проверки более прозрачной?

– Во-первых, я считаю, что необходимо исключить пункт 18 и пересмотреть пункт 19 закона «О частном предпринимательстве», обязав все без исключения контрольные органы регистрировать проверки и результаты проверок в Комитете по правовой статистике и специальным учетам. Во-вторых, необходимо пересмотреть нормы Административного кодекса – отменить двойное наказание юридического лица и физического, в смысле руководителя предприятия за одно и то же правонарушение.

Нужно лишить руководителей контролирующих органов права наложения штрафов и передать это право административным судам, согласно пункту 3 статьи 26 Конституции РК. Необходимо проводить проверки субъектов малого предпринимательства не чаще одного раза в три года, а о самих проверках контрольно-надзорные органы, я считаю, должны предупреждать за 15 дней.

Нужно отменить для зарегистрированных предпринимателей, не приступивших к финансово-хозяйственной деятельности, первое наказание в форме денежного штрафа, ограничившись письменным объяснением и предупреждением. Наконец, необходимо повысить ответственность контрольно-надзорных органов за нарушения в ходе проверок. И еще, по большому счету, необходима детальная ревизия всего действующего законодательства, касающегося проверок.

Процесс внесения поправок в законодательство очень долог. А что должны делать предприниматели, чтобы защитить себя, если мораторий закончится, а поправки в законодательство так и не внесут?

– Первое, что должен уяснить предприниматель, это факт, что субъект малого предпринимательства могут контролировать только госорганы, наделенные такими полномочиями. И никто другой! Второе – это то, что проверяющие не могут выходить за пределы своих функций. Например, инспектору по труду категорически запрещается проверять заработную плату или еще что-то.

По анонимным обращениям проверки вообще не допускаются. В пункте 4 статьи 38 закона «О частном предпринимательстве» говорится: если человек приходит без акта предписания или акт неправильно заполнен, нет фамилии индивидуального предпринимателя, не указано название компании или не совпадает адрес, можете не допускать контрольные органы к проверке.

Вы можете обжаловать акт назначения проверки на республиканском, областном, районном уровне. У нас 60 с лишним проверяющих контрольных органов. Все это надо знать, и поступать соответственно. Срок проверки не должен превышать 30 дней. Приостановление деятельности без судебного решения допускается в исключительных случаях на срок не более 3 дней.

Сначала доверие, потом – ответственность

Мораторий – это не выход, считает президент Алматинской ассоциации предпринимателей Виктор ЯМБАЕВ

– Во-первых, мораторий уже был, проверки отменили, но при этом налогов собрали на 25% больше. Второе, мораторий – это посыл главы государства правительству, что дело не в порядке. И доказательством тому служит то, что президент вернулся к этой теме в очередной раз.

В 1998 году был издан указ президента на запрещение необоснованных проверок. Много было различных встреч, предложений, и эта тема настолько завязла в зубах, что в послании 2008 года, через 10 лет после поставленной проблемы, мы вернулись к ней же.

Правительство наступило на те же самые грабли и не замечает мелких ударов, потому что грабли у малого бизнеса маленькие. Это не выход по той простой причине, что нормативно-правовая база настолько запутана, а внутри ведомств – вообще законодательный лабиринт. Об этом знают не только предприниматели, а все общество и депутаты в первую очередь. Законы еще можно отследить, так как они проходят через парламентский фильтр. А внутренние приказы отследить совершенно невозможно. Согласно статье 5 закона «О нормативно-правовых актах» любой ведомственный приказ исполняется на уровне закона.

Так их столько наплодили! Приведу один пример. В одном Налоговом комитете только 2500 писем. Человек с нормальной психикой разве может выучить все эти письма? Они постоянно обновляются. И потом, для кого Налоговый кодекс был написан, если каждый год в него вносят поправки? А это постоянная нервозность и стресс! Поэтому я считаю, мораторий – это прежде всего посыл для осмысления ситуации и, самое главное, время для полной ревизии законодательных актов, которые способствуют коррупции в чистом виде.

Проверки – это основной источник коррупции. Никаких проверок в мире не существует. Есть то, что называется квалификационные требования, и самая настоящая, высокая ответственность за действительное нанесение ущерба и вреда здоровью, экологии и так далее. Квалификационные требования и понятные правила касаются ввоза продуктов питания, ввоза товаров народного потребления, предприятий общественного питания. Конечно, и в нашей среде есть фальсификаторы и мошенники, способные на обсчет, обман, обвес. Тут должна быть реальная ответственность, вплоть до уголовной, а государство должно быть независимым экспертом. Доказали – наказали. Не доказали – до свидания.

Я считаю, что проверки не нужны. Во всем мире бизнес держится на доверии. Первое – это доверие. Второе – ответственность за действительное нанесение вреда.

21.03.2008

Евгения ПЛАХИНА, www.respublika.kz

kn.kz
>
Статьи