В июле рост средних цен продолжился как в сегменте офисных помещений, так и в сегменте торговых площадей.
Так, по отношению к июню средневзвешенные цены на офисные и торговые помещения выросли на 4,6% и 4,7% соответственно. Численность выставленных на продажу объектов составила 384, что на 24,6% выше, чем в предыдущем месяце. Объем рынка – 1090 млн у.е.
Состояние рынка
Анализируемая база коммерческой недвижимости в июне была представлена 384 объектами различного объема и предложения, общей площадью 1,4 млн кв.м. Экспонируемые объекты в сфере коммерческой недвижимости классифицированы по следующим принципам: торговые площади и офисные помещения, производственные и промышленные базы, складские помещения. Наибольшая доля предложения приходится на объекты, предназначенные для торговли – 40%, а минимальная – для складских помещений – 1%.
Помимо этого выделены дополнительные сегменты коммерческой недвижимости, к которым относятся: площади без специального назначения низкого класса – 3% (цокольные и подвальные помещения) и действующий бизнес в сфере услуг – 23% (ателье, гостиничные комплексы и сауны, медицинские центры и салоны красоты, кафе и рестораны, станции техобслуживания и автомойки).
По сравнению с прошлым месяцем, увеличение средней стоимости квадрата площади прослеживается на офисные и торговые помещения на 4,6% и 4,7% соответственно. Максимальный рост средней стоимости зафиксирован на цокольные и подвальные площади – на 76,6%. Также были подвержены росту коммерческие места, предназначенные для сферы услуг, на 18,5%, производственных и промышленных баз – на 13,5%.
Напротив, в июле рост свободных складских площадей привел к снижению ценового показателя в данном сегменте на 30,7% (таблица 1).
Таблица 1.
Изменение ценового показателя по типу назначения
Тип назначения |
Средний ценовой показатель в июне 2009 года, у.е./кв.м |
Средний ценовой показатель в июле 2009 года, у.е./кв.м |
Изменение |
|
% |
у.е. |
|||
Офисные помещения |
2180 |
2280 |
+4,61 |
+101 |
Торговые площади |
2175 |
2276 |
+4,65 |
+101 |
Площади под сферу услуг |
1999 |
2369 |
+18,52 |
+370 |
Произв. и пром. Базы |
559 |
634 |
+13,51 |
+75 |
Цокольные и подвальные помещения |
762 |
1346 |
+76,58 |
+584 |
Складские помещения |
300 |
208 |
-30,65 |
-92 |
Индекс расслоения
Индекс расслоения в структуре офисных площадей в июле зафиксирован на отметке 3,36, при этом диапазон цен, по отношению к прошлому месяцу, значительно расширился.
Сектор максимальных цен по городу для офисных помещений увеличился на 7,5% и оказался на уровне 3494 у.е./кв.м. А сектор минимальных цен, напротив, сократился на 8,6% и опустился к отметке 1041 у.е./кв.м (таблицы 3 и 4).
Однако отношение «дорогих» торговых помещений к «дешевым» немного меньше, чем для офисных – 3,35. К июню данный индекс значительно расширился вследствие роста ценовых показателей в сегменте максимальных цен и спада в секторе минимальных.
Сектор максимальных цен для торговых помещений вырос в течение месяца на 30,9% и оказался на уровне 3972 у.е./кв.м. А сектор минимальных цен, напротив, сократился на 16,6% и опустился к отметке 1185 у.е./кв.м (таблицы 3 и 4).
Таблица 3.
Изменение средней стоимости в сегменте максимальных цен коммерческой недвижимости по городу
Сегмент рынка коммерческой недвижимости |
Ценовой показатель "дорогих" площадей в июне 2009 года, у.е./кв.м. |
Ценовой показатель "дорогих" площадей в июле 2009 года, у.е./кв.м. |
Изменение |
|
% |
% |
|||
Офисная |
3249 |
3494 |
+7,52 |
+244 |
Торговая |
3034 |
3972 |
+30,91 |
+938 |
Таблица 4.
Изменение средней стоимости в сегменте минимальных цен коммерческой недвижимости по городу
Сегмент рынка коммерческой недвижимости |
Ценовой показатель "дешевых" площадей в июне 2009 года, у.е./кв.м. |
Ценовой показатель "дешевых" площадей в июле 2009 года, у.е./кв.м. |
Изменение |
|
% |
% |
|||
Офисная |
1139 |
1041 |
-8,61 |
-98 |
Торговая |
1421 |
1185 |
-16,60 |
-236 |
Выводы и прогнозы
Итак, на рынке коммерческой недвижимости отчетливо прослеживается снижение в сегменте минимальных цен, однако сектор «дорогих» коммерческих площадей демонстрирует некоторое повышение, что оказывает сдерживающее влияние на общегородской ценовой показатель. При этом в дальнесрочной перспективе тенденция снижения средних цен во всех сегментах коммерческой недвижимости сохраняется.
Аналитический отдел портала www.kn.kz